Новости культуры и искусства

Андрей Билоус: Театр лечит душу, а душа тело

Рубрика: Театр
Метки: | |
Среда, 15 октября 2014 г.
Просмотров: 1492

Андрей Билоус актер и режиссер

Андрей Билоус, молодой украинский актер и режиссер, победитель разнообразных конкурсов молодых режиссеров, обладатель нескольких премий «Киевской Пекторали», лауреат Государственной премии имени Александра Довженко, настояний, а не номинальным художник-патриот. Он достойно преодолевает мощные социально художественные рубиконы.

Ведет творческий диалог во времени и пространстве со Сковородой (фильм «Пейзаж души после исповеди»), Мамаем (фильм «Мамай»), Стусом (Театр Вооруженных Сил), не считает украинскую классическую драматургию архаичной (режиссер представлений «Украденное счастье» и «Обездоленная»), много и смело экспериментирует с произведениями зарубежных авторов («Женщина в песках», «Сирано де Бержерак»).

Еще с юности Андрей Билоус не хотел быть зависимым от режиссеров, поэтому другого пути как реализовать себя в театре не видел, чем поступить на режиссерский факультет, а во-вторых, режиссером он хотел быть всегда.

Андрей Билоус актер и режиссер

Актерский курс (1994 - 1998) тогда вела Юлия Семеновна Ткаченко. Тогда было такое время, что устроиться актером в театр было практически нереально, жизнь театра была настолько заангажированной и закрытой, что попасть туда могли только избранные. Но Андрей имел театральную практику еще с третьего курса. Работал у Константина Константиновича Линартовича в Театре Вооруженных Сил, который потом ликвидировали, - оказалось, что новой армии театр не нужен. Через год он попробовал поступить на режиссуру, и Эдуард Маркович Митницкий признал Андрея Билоуса профнепригодным. Однако актер был настойчив - поэтому уже в следующем году учился на курсе Владимира Николаевича Судьена. На третьем курсе поставил в Театре драмы и комедии на Левом берегу Днепра в Митницкого представление "Веселитесь, все в порядке" по пьесе "Аделаида" Евгения Унгардиа. К сожалению, в настоящее время она не идет. Именно с ней у Андрея связано много приятных воспоминаний.

Андрей Билоус актер и режиссер

Андрей Билоус работает над украинской классической пьесой, создает современную украинскую драматургию. На данном этапе ее еще очень мало, ведь она оторвана от современного украинского театрального процесса, существует абсолютно отдельно, в сознании драматургов. Недавно в Национальном театре имени Ивана Франко происходили понедельничные драматургические чтения, а в Национальном театре имени Леси Украинки - чтение немецкоязычной драматургии. Относительно последнего, то это одноразовые акции, над которыми интересно работать. Ведь такие проекты дают возможность определиться - насколько пригодная современная пьеса для сценического воплощения, а не лишь для чтения. Представление надо было поставить за 4-5 репетиций. Очень жаль, что у нас нет такого с современной украинской драматургией.

- Андрей, каким образом, украинский театр пытается или действительно преодолевает русификацию сознания зрителя?

- Этого не происходит. Хоть как это банально звучит, и уже все привыкли к трудному положению, в котором находится украинский театр. Однако об этом надо все время напоминать. Если театр и украиноязычный, то это еще не значит, что он украинский. И это большая проблема. Национальный театр имени Ивана Франко с уходом Сергея Данченка теряет эту свою миссию. Хотел бы ошибаться, но. Вспомним, даже во времена перестройки, когда все театры ставили сплошную гетьманиану, Данченко ставил классику - якобы и не украинскую, но по сути своей украинскую. А теперь происходит что-то не понятное. Наверное, еще существуют стереотипы - город русскоязычный, поэтому украинским языком представления не будут смотреть.

- Как ты относишься к антихудожественным экспериментам? Не приглашали ли туда тебя?

- Были переговоры с автором, который хотел, чтобы я поставил его пьесу. Однако она меня не заинтересовала, поэтому я отказался. Что же касается экспериментов, то я согласен с мнением Митницкого, что в театре, хоть бы как там было, главный - режиссер. Но если все есть - и вешалка, и буфет, и ремонт, и актеры, и зарплата высока, - а нет главного режиссера, то нет и театра. В этом смысле Национального театра имени Франко в настоящее время нет.

А что ему остается, кроме экспериментов? Другое дело, нужно ли это выносить на основную сцену Национального театра? Ведь он имеет другие функции и задания. В настоящее время у меня период познания, учебы, овладевания разными стилями, жанрами, направлениями. Я люблю экспериментировать. Лет через 50 театр будет являть собой сплошную эклектику стилей и видов. В настоящее время в искусстве происходит активный процесс глобализации, взаимопроникновения. Наверное, из этих разнородных красок родиться интересная палитра.

- В чем ты видишь негативную сторону глобализации?

- Это очень серьезная проблема, ведь когда все обезличивается и наступает такой себе сплошной макдональдс. Я гордился, когда в моем паспорте была отмечена национальность - украинец. Похоже, ее упразднили те, кому было стыдно за свою национальность.

- Вернемся к учебному процессу в университете.

- В настоящее время я учусь в аспирантуре у своего руководителя, преподавателя Владимира Михайловича Судьина. Работаю ассистентом в его режиссерском курсе. Еще работаю в М. Митницкого на режиссерском курсе.

- Каким ты видишь дальнейшее современного украинского театрального образования, в частности актерского и режиссерского?

- Я очень много думал об этом, поскольку считаю, что профессия преподавателя побуждает к творчеству в процессе учебы. Утверждение, что образование должно быть консервативным, правильное только в известной степени. Основа действительно должна быть консервативной, а собственная учеба - творческой. Подход к каждому студенту должен быть индивидуальным. Слава богу, это возможно, ведь на курсе по 5-6 лиц. Во-вторых, часто не хватает системности и методологии учебы. Иногда оно имеет хаотический характер. К нашей театральной школе я отношусь положительно. Поговаривают, что наш театральный университет еще в советское время называли "деревообрабатывающим комбинатом", считалось, что здесь ничему не учат. Я по-другому думаю, отому, что мне посчастливилось с учителями. Понятно, что важно не так научить чему-то, как научиться. Преподаватель должен лишь контролировать, направлять. Недавно курс Юрия Филипповича Высоцкого представлял Университет Карпенка-Карого на Международном европейском форуме театральных школ, где добыл в борьбе первое место. В этом году нашу театральную школу как лучшую в Европе будут выставлять на Всемирном форуме в Малайзии. Следовательно, не все так плохо.

- Как бы ты мог определить профессиональный уровень театральных трупп, ведь работаешь во многих театрах Украины?

- Имеем то, что имеем. По Киеву более-менее стабильное состояние, хотя, конечно, много зависит от руководителя театра. Наиболее интересным считаю актерский состав Театра на Левом берегу. Это заслуга руководителя, который, вроде бы селекционер, раз в две недели просматривает актеров, которые приезжают из разных регионов Украины. В провинции за последние 15 - 20 лет возник своеобразный вакуум. Поэтому тамошние художники создают свои театральные школы, студии. Авторский уровень там значительно худший. Что же, такая социальная ситуация у нас, да и не скоро она решится. А в Киеве, конечно, есть возможность заработать - и на рекламе, и на сериалах.

- Кто из нынешних режиссеров и актеров тебе интересен?

- Для меня нет абсолютных авторитетов. Идеальный режиссер должен находиться в вечном поиске. Из актеров среднего поколения, как по мне, интересны Виталий Линецкий, Николай Боклан, Андрей Саминин. С Театра на Левом берегу считаю очень перспективным молодого актера Томусяка из ТЮГа на Липках.

- Какие черты должны быть присущими главному режиссеру или художнику руководителю любого театра?

- В этом смысле Митницкого считаю своим учителем. В таком театре нет дрязг, конфликтов, постоянно идет художественный процесс. Труппа постоянно обновляется, такой театр не зависим от звезд. Считаю уникальным Николаевский украинский театр драмы и музыкальной комедии, где в настоящее время параллельно работаю. Стопроцентно заполненные залы в русскоязычном городе! Очень разумно ведет дело его директор Николай Берсон.

- Может ли улучшение финансового состояния повлиять на творческое качество работ художников?

- В настоящее время в Киеве снимается очень много сериалов. И интересные актеры, которым поднадоело попрошайничать, тянутся туда. Так часто связи с театром обрываются.

- А как относительно качества этих сериалов?

- Если бы в театре актер получал те же деньги, он бы туда никогда не пошел, ведь понимал, что это - халтура, он выглядит на экране не достойно. И все равно идет.

- А как же быть с принципами?

- Страшно говорить, но в настоящее время они есть, а завтра их может не быть. Это как мораль - она не вечная, ей диктуют условия. Принципами в настоящее время пренебрегают все. Актеры не исключение.

- Какое твое отношение к социальности в театре? Похоже, в своих представлениях "Сирано". "Женщина в песках" ты нивелируешь ее. Это ради зрителя? Видишь ли в этих произведениях только глубинные, вечные истины?

- В настоящее время театр абсолютно не реагирует на социальные вызовы. В моем первом представлении "Веселитесь, все в порядке" меня волновал именно социальный аспект. Я пытался приблизиться к пониманию причины духовной пустоты в нашем постсоветском обществе. Так же и "Украденное счастье", тоже представление социально. Я не избегаю социальности, ведь она является одной из связей со зрителем. Самими художественными формами зрителя не проймешь. Аксиома - театр существует для зрителя. Мы же лечим его душу.

- Какое место занимает украинский кинематограф в мире?

- 178 (смеется).

- Какой фильм из последних ты можешь назвать действительно украинским?

- А какие в последнее время выходили украинские фильмы? Это "Молитва о гетмане Мазепе", "Мамай". "Молитва" - попытка открытия нового способа существования у кино, стиля, жанра. А "Мамай" я считаю шедевром. Его по-настоящему оценят лет через десять. В настоящее время он несвоевременный. Очень качественное кино, которое оценено в мире, - фильм вошел в десятку лучших иноязычных на "Оскаре". В нем заложено много и социального, и художественного, и художественного. Это продолжение украинского поэтического кино в современном мире, во времени.

Наконец наша национальная идея начинает активно формироваться. На все свое время. Я сторонник эволюционного развития.

Поделитесь в соцсетях:

Оставьте комментарий! (комментарий появится после модерации)

Не регистрировать

Премодерация - комментарии проходят проверку.

Укажите email и пароль.
(Если Вы хотите зарегистрироваться Вам нужно будет подтвердить еmail.)



(обязательно)