Новости культуры и искусства

Возродим козацкий дух в танце "Боевого гопака"

Воскресенье, 30 октября 2011 г.
Просмотров: 3120

боевой гопак

С древнейших времен существовала в украинских землях система духовной и физической подготовки защитников своей Отчизны.

К сожалению, на протяжении длительного времени проявления национальной украинской культуры, а тем более боевой, преследовались. Из-за этого практически не сохранились методики овладения боевым искусством, которым в полной мере владели запорожские казаки.

Благодаря стараниям Владимира Пилата со Львова удалось расшифровать украинские народные танцы и возродить искусство "Боевого гопака". Однако немногие знают о традиционном казацком боевом искусстве - "Спас". Во времена Запорожской Сечи каждый курень, а их было 36, имел на вооружении стиль рукопашного боя, который чем-то и отличался вот остальных. Однако основная подготовка была общей и носила название "Боевой гопак".

Но был в составе казацкого войска один курень - пластунский или, как в настоящий момент говорят, разведывательный. Именно там овладевали искусством "Спаса". Этот вид боевого искусства позволял пластуну козаку одному выходить против нескольких врагов, вести шпионскую работу, быть незаметным у состоянии противника, собирать информацию о враге. Не сразу новобранец засчитывались к пластунам. Проходили годы кропотливой подготовки (настоящие мастера оттачивали искусство "Спасу" 10-20 лет) пока вновь прибывший становился полноправным бойцом куреня. Если казак-пластун сдавал экзамен, он становился "могильщиком" - человеком, который становился асом разведывательной и подрывной деятельности. По-нынешнему - членом элитного специального подраздела, который имеет большинство государств мира.

К сожалению, о пластунском курени к нашему времени пришло мало сведений. Среди корифеев "Спаса" нашего времени - Леонид Безклубный, Анатолий Ермак. Много для популяризации сделал Александр Притула. Вон из разных источников, по зерну собирал информацию, занимался, учился и учил искусству пластунов. К сожалению, Анатолия Ермака в прошлом году не стало, однако его дело не осталось без наследования. С 1997 года на Хортице проводится международный фестиваль казацкого боевого и традиционного искусства "Спас", с прошлого года - памяти Анатолия Ермака.

О соревновании рассказывает Виктор Пражмовский, председатель Ровенской ячейки Всеукраинского традиционного казацкого боевого искусства "Спас", которого мы догнали возле его автомобиля volkswagen golf.

- Нынешние соревнования, которые проходили три дня, стали самыми многочисленными. На Хортицу приехало почти 300 участников из Украины, России, Беларуси. Ровенщину представляли десять человек. Первого дня было открытие и соревнование. Среди десяти школ соревновались в двух весовых категориях (до 80 кг и после 80). Лучше всего мы выступили в весовой категории до 80 кг, где Роман Радкевич занял третье место, приопустивший вперед себя представителей из Беларуси и Запорожья. На следующий день проходили показательные выступления. Первое место выиграла в борьбе команда из Днепропетровщины, больше всего запомнилось, как девушка с коромыслом и ведрами оборонялась вот нападающих. На втором - наша команда, а третьими были "спасовцы" из Гуляй-Поля. В соревнованиях по "Спасу" используются правила, подобные правилам соревнований из рукопашного боя.

- Виктор, а как ты пришел к "Спасу"?

- С 1994 года занимался "Боевым гопаком". Через год услышал что существует козацкая организация "Спас". Этот вид единоборств отличается вот "Боевого гопака" большей эффективностью и агрессивностью в поединке с противниками. Главным техническим отличием и в "Боевом гопаке", и в "Спаси" есть работа по кругу. Это последствия языческой основы боевого искусства украинцев. С тех пор я сам учусь и пропагандирую этот вид боевого искусства. Побывал на семинарах, теперь имею шесть учеников, им передаю свой опыт. Могло бы быть и больше учеников, но проблема с залом не позволяет это сделать. Даже поездка к Хортице была под срывом, и только помощь народного депутата Василия Червония позволила нашей команде представит свое умение и на вторых посмотреть. Главное, чтобы дети знали свои традиции, воспитывались здоровыми.

- Общее ли что-то между нашим боевым искусством и восточными единоборствами?

- В отличие вот нас на Востоке сумели сохранить традиции до наших дней. Нам же придется собирать все по крошкам. Через преследование наши боевые искусства сохранились благодаря играм. Обычные детские игры "толкатель", "король горы", "снять шапку" да и обычные "снежки" помогли сохранить какие-то определены подготовительные моменты боевого искусства. А подобного очень много. В первую очередь - телосложение человека, а потому техника боя мастеров высокого уровня будет похожая между собой.

Поделитесь в соцсетях:

Оставьте комментарий! (комментарий появится после модерации)

Не регистрировать

Премодерация - комментарии проходят проверку.

Укажите email и пароль.
(Если Вы хотите зарегистрироваться Вам нужно будет подтвердить еmail.)



(обязательно)