Новости культуры и искусства

Чья власть — того и эстрада?

Рубрика: Музыка
Метки: | |
Пятница, 24 декабря 2010 г.
Просмотров: 1112

Включаю как-то «ящик». Переключить сразу Первый Национальный помешало необычное зрелище: на сцене изобилуют «бархатцы» — двое негров в шароварах и негритянка в плахте. Не сразу удалось понять, что поют они «Несет Галя воду». Словом, вычурное шоу под патронатом М. Поплавского и под названием... «Наша песня». А название это принуждает задуматься и внимательнее присмотреться к молодежи в зале, которая неистовствует от издевательства над... собой, точнее, той частью себя, которая формально имеет какое-то отношение к этой удивительной стране, по которой когда-то скакали на конях вот такие прикольные ковбои, которые прическами немного напоминали панков, а широкими штанами — реперов, и к тому же еще часто имели кольцо в усе.

Отсутствие любых авторских прав на народные песни делает их чрезвычайно «удобными в пользовании» для наших украинских шоу-менов, шоу-вуменов и даже шоу-чилдренов, а все грандиозные проекты шоу-бизнеса наподобие «Нашей песни», которые давно уже поставлены на конвейер на отечественной «фабрике звезд», методически втемяшивают нам одно: вот и есть наше, настоящее, украинское. Чего же вам еще? Слушайте и «тащитесь».

Однако находятся все же ребята (очевидно, потомки вышеупомянутых прикольных ковбоев), которые не желают слушать и «тащиться», а зато сами предпочитают писать собственную музыку...

И невзирая на то, что некоторым научным работникам с глубоким комплексом национальной низкостоимости уже удалось вывести родословную украинцев едва не от сотворения мира и «прочитать» на писанках клинопись инопланетных цивилизаций, как по мне, если Украина действительно чем-то таки уникальная, то это тем, что после трех веков Польши и Литвы, двухсот пятидесяти лет Польши и России, семидесятилетнего братского сосуществования в дружественной семье советских народов и, наконец, чертовой дюжины лет «типа» независимости, проходя мимо подворотни, которая ведет к крошечному дворику перед домом 12-б по улицы Горького, вдруг слышишь:

Ехали казаки да и песню пели

о том, как любили и как воевали

за родную землю, за родителей, и друзей

и за пение девичье, которое звенит в лузе.

В мелодии слышится что-то неуловимо народное. Но это не народная песня. Это песня народа. Живого, или, быстрее, до сих пор недобитого. Того же, к которому, собственно, и принадлежат ребята из группы, которая имеет символическое название «Второе дыхание».

Нам обещали

что нынешнее солнце взойдет и завтра

нас потешали вчера и сегодня шуткой

но я вырос в этой грязи и я знаю:

тот, кто должен был родиться завтра

умирает...

— металлически чеканятся в сознании слова композиции с красноречивым названием «Вызов». Очевидно, мощная волна общеукраинских экономических и культуротворческих «успехов», которая в последнее время просто «захлестывает» столичные СМИ, еще не успела докатиться в их родной Днепродзержинск. Впрочем все в «Втором дыхании», от текстов песен с яркой смысложизненной расцветкой к подчеркнуто аристократических партий на двух соло-гитарах, которые достигают ощутимого симфоническо-пробивного эффекта, невзирая на полное отсутствие любой синтезаторной електронщини, — это вызов нашей патологически беспроблемной попсе, клипы которой имеют много общего с шизофренической жизнерадостностью рекламных роликов.

«Зачем пришел? На что надеюсь? Не знает никто», — исповедующийся сам себе лирический герой композиции «Этот мир». Однако в поисках собственного назначения остается надежда «казну найти в золе». Правда, далеко не во всех песнях «Второго дыхания» присутствует такой оптимизм, по большей части они пронизанное ощущением затворничество, мыслями над заколдованным кругом жизни и смерти, которые иногда переходят даже в поезд к самоубийству.

Но следует отметить, что подобная тематика имеет глубокий корень. Достаточно вспомнить творчество ранних Urain Heep или Black Sabbath — то, что позже в традиции мировой роковой музыки достало название «социального года», для которого характерная тесная связь личностных и общечеловеческих проблем, хотя последние часто скрыты на втором плане и появляются как «фон», который не столько видишь, сколько переживаешь на эмоциональном уровне.

«Мы стремимся создать новую волну в украинской роковой музыке, которую мы называем ukr-heavy, а не просто играть heavy-metal с украиноязычными текстами, потому что считаем, что в Украине должны быть собственные Iron Maiden и Metallica. Относительно меня, то я вообще не признаю в музыке такие понятия, как «формат» или «неформат». Для нас «формат» — это то, чем живем мы и наши слушатели, то, что действительно близкое нам всем», — очерчивает круг творческих интересов группы его лидер, соло-гитарист Кирилл Момот, который принадлежит к породе тех ребят, о которых говорят «родился с гитарой», — автор всей музыки и большого количества текстов. А вместе с «вторым пилотом» — Виталием Шандигой (гитара), вокалистом и басистом Дмитрием Пшевлоцким и барабанщиком Кириллом Медяником — одним из прежних соучредителей группы еще в 2000-ом, они являются действительно-таки настоящей группой — хорошо сыгранной командой, в которой каждый работает за общую музыкальную идею.

Ты веришь, что до сих пор длится бой

что кровью полита сырая земля

навеки остановилось время

когда ты упал из коня...

доносится, словно откуда-то, издалека голос Сергея Василюка — нерядового вокалиста и лидера «Теней Солнца». Это первые строки «Казачьей могилы» — песне, которая занимает достойное место среди таких патриотических роковых хитов группы, как «Все еще рассветная», «Дикие гусаки», «Скованность и воля», «Свободным небосводом».

В ударных Константина Науменко слышится то стук копыт, то звон скрещиваемых сабель, а проигрыш на двух соло-гитарах в исполнении Владимира Манацюка и Андрея Хаврука (он же играет на клавишных) выразительно будет дорисовывать в воображении картину битвы. Не отстает от них и Александр Коломиец, который, невзирая на свое недавнее появление в группе, полностью органично вписывается своей басовой гитарой в структуру мелодии. За семь с половиной минут, преисполненных мечтаний, надежд, побед и поражений, колесо жизни делает полный оборот — конец композиции сливается с ее началом.

«То, что вы только что услышали, это, прежде всего, национально сознательная песня в лучших традициях роковой музыки с примесями heavy, power и gothic, — комментирует выступление Сергей Василюк. — А сугубо украинских черт добавляет ей наша любовь к Родине. В целом наш стиль можно охарактеризовать как «вольнолюбивый folk-metal». Мы мечтаем, чтобы нас услышало как можно больше наших соотечественников. Надеемся, что наша музыка найдет отзыв в их сердцах и поможет им действительно почувствовать себя украинцами».

Хочется верить, что победа, добытая на Киевском молодежном роковом фестивале «Дыхание», который состоялся в августе, наконец, даст команде определен формальный статус, а также радио и телеэфиры.

Однако, в целом проблему популяризации украинской роковой музыки подобные фестивали вряд ли способны решить, ведь проходят они у нас по большей части по грустно известному принципу: «кто платит — тот заказывает музыку». Причем те, «кто платит», хорошо осознают масштабы и возможности манипулятивного влияния современной музыки на молодежь, отсюда и неписаный лозунг: чья власть — того и эстрада. Признанные роковые певцы рассвета независимости теперь попали в такую унизительную зависимость от гонораров, которые иногда не успевают опомниться, как вдруг находят себя в «компании», где их произносимые по инерции патриотические призывы автоматически становятся просто средством поддержания диссидентского имиджа.

Кроме того, каждому просто удобно думать, что все зависит не от него, а от кого-то там — «сверху», будут это какие-то космически мистические силы или четко материально очерченные должностные лица. В действительности же все зависит от каждого. И особенно от нас — ребят и девушек 80-х «годов выпуска». Наша молодость совпала с началом нового века, то чего бы не трактовать это как случай начать новую национальную жизнь?

Александра ШМОРГУН.

Поделитесь в соцсетях:

Оставьте комментарий! (комментарий появится после модерации)

Не регистрировать

Премодерация - комментарии проходят проверку.

Укажите email и пароль.
(Если Вы хотите зарегистрироваться Вам нужно будет подтвердить еmail.)



(обязательно)