Новости культуры и искусства

Есть ли права у женщины?

Рубрика: Человек и общество -> Литература
Метки: | |
Среда, 14 марта 2012 г.
Просмотров: 1542

Тамара Здобина

Тамара Злобина, феминистка, арт-критик. Закончила Национальный университет имени И.Франка за направлением "искусствоведение". Вышла замуж. С 2011 года разведена. Автор книги "Феминизм is". Работает редактором журнала социальной критики "Общее". Активистка организации "Феминистическая офензива".

Расцвет феминистического движения в Украине в расцветет в ближайшее время предусматривает Тамара Злобина. Мы задали ей несколько вопросов.

Как бы ты отреагировала, если бы на 8 Марта тебе подарили цветы?

– Смотря какие цветы. Если бы это были красные гвоздики и мужчина добавил, что это - символ борьбы женщин за свои права, тогда пожала бы ему руку и сказала: "Спасибо, ­ товарищ".

Что для тебя значит Международный женский день?

– Это случай вспомнить длинную историю женской борьбы. Вспомнить о таких привычных уже для нас вещах, как возможность женщины иметь собственность и распоряжаться ею, ходить самой по улице, вступать в и расставаться по собственному желанию - все это достижения феминистического движения. Также 8 Марта дает возможность проанализировать, что сейчас происходит в стране, и бороться дальше.

Обычно уважают женщину, ведь она уже имеет все необходимы права. А по твоему мнению, феминизм до сих пор актуален?

– Куда не глянь - всюду есть за что бороться. Очень часто, когда я открываю рот, люди говорят: "Тамара, прекрати! Как тебя послушать, то нас окружают сплошной сексизм, патриархат и дискриминация". А в действительности так и есть.

Посмотрите на правительство, где до назначения Раисы Богатиревой не было ни одной женщины, или парламент с 8 процентами женщин ­депутаток. И в повседневности, даже после веков борьбы, женщина остается прислугой. Преимущественно это она выполняет домашнюю работу, также мужчина не берет эмоциональную ответственность за отношения. Ведь любые взаимоотношения - это работа по озвучиванию проблем и поиска компромиссов. Наших женщин учат мудрости, умению уступать, то есть возлагают ответственность за семью исключительно на ее плечи. Поэтому мы продолжаем бороться.

8 Марта придумали коммунистки. Но в СССР оно превратилось в "кастаньеты-шампанское-салат". Почему так случилось?

– Недавно я взялась читать Александру Коллонтай и открыла много нового. ­Обычно о ней вспоминают как о "сексуально обеспокоенной коммунистке", автора теории "стакана воды" и жене матроса. ­Однако Коллонтай стала первой женщиной­ министром. Ее реформы эмансипации были радикальными. Чтобы освободить женщину от домашнего труда, Коллонтай ввела общественные прачечные, столовые, ясли. В начале 1920-­х в Москве построили целый район без кухонь. После революции женщинам впервые позволили аборты. Тогда же упростили процедуру бракосочетания и развода, упразднили статью за гомосексуальность.

Но после 1927 года начинаются сталинские сутки - происходит консервативный поворот. Коллонтай устранили от женских вопросов и отправили как посла в Норвегию. При Сталине аборты опять запретили, начались комсомольские суды за "аморалку" и так далее. Возродилась патриархальная семья. При сталинских временах 8 Марта превратилось в "праздник подснежника" и другую туфту.

Мужчины обычно предлагают феминисткам спуститься в шахту. Что ты им отвечаешь?

– Отвечаю, что они плохо знают реальность. В Украине женщины работают в шахтах. В депрессивных районах Донбасса, где мужчины спиваются, женщины вынуждены спускаться в копанки. Кто работает шпалоукладчиками? Кто кладет асфальт? У нас много женщин на контрактной службе, по статистике Мин­обороны. За такую работу плохо платят, и мужчины идти туда не хотят.

Власть готовит налог для бездетных, повысила пенсионный возраст для женщин. Почему экономят в первую очередь на них?

– Политику жесткой экономии всегда сопровождают пропагандой семейных ценностей. Почему? Потому что это выгодно. Так государство может снять из себя ответственность - уменьшить помощь из ухода за ребенком, урезать выплаты одиноким матерям. Нам говорят: "Заботиться о детях и старых - это задание родных. Вы же духовные люди"! То есть все социальные функции переводят на плечи семьи, где большинство работы выполняет женщина. Капиталистов интересуют только здоровые работоспособные тела. Поэтому они стремятся, чтобы мы собственными средствами рождали и воспитывали рабочую силу для их предприятий. А потом еще бесплатно присматривали за "отработанным ресурсом" - старыми.

Почему постоянным оппонентом феминисток становится церковь?

– В Украине церковь является первой помощницей власти в пропаганде традиционных ценностей. То есть помогает верхушке наживаться на нас. Я выросла в верующей семье, с детства бабушка постоянно водила в храм. Позже я начала замечать, что в христианстве куда не брось - везде сексизм. Женщинам нельзя заходить в церковь во время месячных, их вынуждают одевать платки. Другой пример: "Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа" - в этой молитве не вспоминают мать. Она - что-то лишнее или несущественное. А молитва к Богородице указывает лишь на ­ детородную функцию Девы Марии. Предел ее сакральности - быть контейнером для вынашивания Сына Божьего. И потом: когда ангел принес Марии известие о зачатии, могла ли она отказать? Если нет, тогда это типичное изнасилование.

О феминизме бойко заговорили в 1960­х. Почему тогда появился "женский вопрос"?

– Это было движение белых женщин среднего класса в США. Работать, строить карьеру тогда считали неприличным. Другими словами, домохозяйки устали быть обслугой. В итоге, они достигли своего и вышли на рынок труда.

Какие требования с тех пор актуальные? Чего до сих пор не выполнили?

– Мы имеем декларируемые уровни права, которые не реализуются. Наши главные политические требования: ровное разделение домашнего труда, свобода сексуальности, отсутствие двойных сексуальных стандартов, достойная поддержка материнства, сокращения рабочего дня для женщин с детьми.

Часть требований - не к государству, а к членам семей. Разве можно называть их политическими?

– Личное является политическим. Частные ­отношения строятся на общих стереотипах о норме. Поэтому собственным образом жизни мы тоже влияем на общество, изменяя эту норму.

Почему украинские женщины зажили среди европейцев славу проституток?

– Украинок сызмальства учат, что единственный способ обеспечить себе будущее, - удачно выйти замуж. Эта цель вынуждает ходить на каблуках нечищеными от снега тротуарами, делать агрессивный макияж, не одевать шапку в 20­ градусный мороз. Женщин учат быть товаром. Над этим работают телевидение, женские журналы, реклама. Нам советуют инвестировать во внешность, чтобы потом выгодно продать свое тело. Энгельс писал о таком браке, как легальной форме проституции.

Чем вам мешает моногамия?

– Это ли форма личной жизни - это проявление экономического уклада. Например, заведено представлять романтичную любовь как "союз двух душ, которые нашли друг друга, слились в экстазе и должны умереть в один день". Эта идея возникла в ХVIII веке, во время романтизма. До тех пор все было иначе.

Еще полтора века потому в крестьянских семьях, в частности украинских, вступали в брак не по любви, а по договоренности отчий. Фактически, это было экономическое соглашение. После брака семья становилась основой производства. Поэтому разводы считали недопустимым - без семьи ты не выживешь.

К счастью, индустриализация сделала нас экономически более независимыми. Для выживания мы не должны рождать много детей и все вместе работать от урожая к урожаю. Теперь мы свободно можем заводить любовников, избирать партнеров, расставаться. То есть моногамная семья уже не является экономической потребностью, и перед нами открываются огромное количество новых форм отношений.

И что дает такая свобода?

– Возможность рационально относиться к личной жизни. Например, чаще всего считают будто брак - это на всю жизнь. Когда пара расстается - это трагедия, знакомые сочувствуют, мамы и бабушки ­плачут. В действительности, своевременный развод значительно лучше долгих лет страдания в несчастливом браке. Коллонтай писала, что классно иметь большую любовь. Но поскольку найти ее везет не каждому, можно иметь приятную эротическую дружбу и не возлагать на них больших надежд.

Ты пропагандируешь полиамурность. Что это значит?

– Любовь может существовать не только между двумя людьми, а между несколькими сразу. ­Нужно наконец разрушить бессмысленную связку между любовью, сексом и репродукцией. Мы можем любить своих друзей, иметь секс из случайными любовниками, а ребенка воспитывать с гейпарой. Главное, чтобы все были счастливы.

Полиамурность - это новая этика любви. Если ты хочешь иметь отношения с несколькими людьми, это возможно. Но - только на основе честности, договоренности и компромиссов.

Что тяжелее всего в полиамурных отношениях?

– Быть радикально честным. Убедилась в этом на собственном опыте. В открытых отношениях ты постоянно должен анализировать себя, признать проблемы, не стесняться их и уметь о них говорить. Недостает внимания? ­Скажи об этом! Но не всегда хватает духа.

Насколько такие отношения жизнеспособные? Могут ли они быть длительными?

– В исследованиях о полиамурнисти у США есть респонденты, которым по 70-80 лет. Они практикуют такую любовь в течение 30 лет, оставаясь вместе.

Как тогда бороться с ревностью? Есть какие-то рецепты?

– Иногда с ревностью очень трудно справиться. Недавно я ревновала и очень себя осуждала за это. Но потом поняла, что причина ревности - не в том, что партнер мог иметь секс с кем-то другим, а то, что он мог об этом не рассказать. Я боялась нечестности. Самый простой пособ справиться ревности - поговорить об этом.

Почему в Украине большинство женских организаций далеко от феминизма?

– Во первых, есть негативное наследство позднего СССР, где все общественные движения были деполитизированны и загнаны в декоративные формы. Во вторых, идеология национализма, которую активно развивали в течение последних 20 лет, позиционирует женщину как "мать­берегиню". ­Женщинам оставляют только частную сферу - вышивание, кулинарию, воспевание патриотических песен и воспитания будущих поколений нации. Феминизм не вписывается в этот проект.

А в украинской истории есть феминистическая традиция?

– В начале ХХ века такие движения были чрезвычайно сильными. Вспомните Милену Рудницкую, Ольгу Кобилянскую, Лесю Украинку, женские кооперативы на Западной Украине. Потом были 1920­те годы, с небывалой до тех пор эмансипацией.

Какие перспективы феминизма в Украине?

– Всем надоели "берегини" и "барби". Достали все эти рабские "реформы" Верховной Рады. Кроме того, уже выросло поколение женщин 25-30 годы, которые зарабатывают на себя сами, успешные в карьере и успели побывать в браке. Они еще не называют себя феминистками, но почти полшага от этого.

***

Для того, что бы разнообразить супружескую жизнь, внести в нее изюминку можно купить эротическое белье, ведь красиво и сексуально одетая женщина более притягательна для мужчины. Можно поэкспериментировать с одеждой, примерить коротенькое платьице с чулками, перчатки, туфли на высоком каблуке, это придаст внешнему виду пикантности и чувственности.

Поделитесь в соцсетях:

Комментариев: 1

  1. 2012-05-24 в 13:38:47 | Аноним

    Тамара, вы безусловно начитанный подкованный человек в вопросе феминизма, но есть вопросы в которых вы заблуждаетесь. Вы правы в том, что женщин воспитывают смала в духе продаваемого товара, но вы абсолютно не правы в вопросе так называемой полиамурности. Приравнять свободу к сексу было злой иронией по отношению к женщинам. Вы хотите свободный выбор по отношению к секс-партнерам и вы его имеете, но этим вы еще больше предоставляете мужчинам пользоваться нами в современное время. Мужчины быстро поняв, что мы стремимся к свободе,придумали новые мифы и социальное давление на нас стало еще тяжелее. Теперь они ждут от нас доступности, списывая все на сексуальную революцию и наше явную агрессивную борьбу за равенство. Современная женщина в своей борьбе настолько стала подражать мужчинам, что стала заниматься таким сексом,который негативно сказывается на её эмоциональное и физическое здоровье. Вы вглядитесь в корень: от выбора нами партнеров, главное не меняется- трахают НАС. Прошу прощение за выражение. Не мы, нас. А значит, ничего не изменилось. Нам надо это осознать и двигаться в другом направлении, не раздаваться направо и налево. Разве не понятно, что от женщины, у которой было 10, а то и больше партнеров, ничего не остается, только оболочка. И эта истащенная оболочка не способна не то что бороться за какие-то там права, а вообще постоять за себя в обычной жизненной ситуации. Поэтому я призываю, перепросмотрите свои взгляды и разглядите корень нашего рабского положения-половой акт. Как только женщины это осознают, быть может тогда через много лет нас ждет настоящий шаг на пути к эволюции человеческого рода. Ведь известно, что матка обладает еще и вторичной функцией помимо воспроизведения рода, эта функция отвечает за эволюцию. Но нынешняя женщина настолько заморочена и основательно порабощена, что у нее не хватает энергии, для того чтобы просто понять это. Подумайте над этим и посейте новое зерно, которое может когда-нибудь прорастет.

Оставьте комментарий! (комментарий появится после модерации)

Не регистрировать

Премодерация - комментарии проходят проверку.

Укажите email и пароль.
(Если Вы хотите зарегистрироваться Вам нужно будет подтвердить еmail.)



(обязательно)