Новости культуры и искусства

Этнодизайн на станциях Киевского метро

Станция Золотые Ворота

Столичную подземку не даром считают одним из самых надежных видов транспорта. Движение рассчитано до секунд. Немного больше, чем за полчаса столицу можно пересечь вдоль и в поперек.

Но это не только средство передвижения. Это эстетика и дух эпохи с некоторым привкусом народной культуры. К вашему вниманию 14 станций киевского метрополитена, в которых это направление искусства так или иначе проявлено.

Золотые ворота

Станция Золотые Ворота

Беспрекословный лидер за сложностью и красотой отделки. А отсюда, и лидер по вниманию туристов. Станция «Золотые ворота» заключает в себе настроение русских суток. Что предопределено географическим расположением — под Золотоворотским комплексом. Особенно обратите внимание на орнаментальные композиции и чудаковатых мифических собако-птиц в арках возле платформ.

В арках также поданные изображения киевских князей. Кроме геометрических мозаик стоит обратить внимание и на светильники. Открытие состоялось в конце 1989 года.

Станция Золотые Ворота

Архитекторы станции: Вадим и Борис Жежерины, Николай Жариков. Художники: Станислав Адаменко, Мария Ралко, Григорий Коринь, Владимир Федько, архитекторы вестибюлей Федор Заремба и Анатолий Крушинский.

Кстати, как оказалось, на этой станции в 1989 году в вестибюле между эскалаторами художники мозаикой выложили надпись «Слава Украине». Тогда еще Украины как отдельного государства не существовало и за такую вещь легко можно было попасть под репрессии.

Выдубичи

станция Выдубичи

Станция от названия исторической местности Киева, где по легенде вынырнул идол Перуна, сброшенного киевлянами на Подоле. Рядом расположен Выдубицкий монастырь. Историческая тяжесть повлияла на отделку станции.

станция Выдубичи

Настроение создают керамические панно с разнообразными абстракциями на стенах самой платформы и на лестнице к ней.

Станция открыта в 1991 году. Архитектор станции Тамара Целиковская, художники Александр Бородай и Александр Бабак.

Крещатик

станция Хрещатик

Одна из самых давних станций. Доступная для пассажиров с 1960 года. Украшена майоликовыми композициями. Принимая во внимание то, что это была эпоха Хрущева, без кукурузы и подсолнухов не обошлось. Сегодня является одной из пересадочных станций с наибольшим пассажиропотоком. Киевляне настолько быстро мимо нее «пролетают», что подчас даже остановиться трудно :) Художники станции Оксана Грудзинская и Нина Федорова.

Минская

станция Минская

Авторы отмечают, что украсили станцию белорусским орнаментом. Что предопределено названием — Минская. У меня лично таких визуальных ассоциаций не возникло, но поверим авторам. Орнамент подан на потолке станции, боковых стенах и со стороны кассовых залов. Станция открыта с 1982 года. Художники Степан и Василий Химочки.

Контрактовая площадь

станция Контрактовая площадь

Настроение станции предопределено пребыванием на Подоле в целом и возле Киево-Могилянской академии и Верхнего и Нижнего Вала. Композиции с вечно жаждущими к науке спудеями и некоторые животно-растительные композиции древнего Киева поданы на южном барельефе со стороны кассового зала, а также на станционных дверцах путевой стены. Год открытия станции — 1976. Художники Ирина Левитская и Юрий Кисличенко.

Святошин

станция Святошин

Название происходит от исторического урочища поблизости станции, которое среди прочего называли Святым лесом и которое было во владении киевских монастырей. Другие источники говорят, что местность названа от имени Николая Святоши (князя, а потом монаха). Станция открыта 1971 году под названием «Святошино». В 1991 году переименована в соответствии с правилами украинского языка. В отделке использованы растительные мотивы. На дверцах дорожной стены поданы геометрические символы. Художник Нинель Гаркуша.

Нивки

станция Нивки

Станция-близнец соседней «Святошин». С единой разницей, что на путевой стене подан растительный орнамент в зеленых тонах. Художниками являются керамисты Нина Федорова и Анна Шарай. Название происходит от исторической местности, которой была нива справа от бывшего Брест-Литовського шоссе. Станция открыта того же 1971 года.

Вокзальная

станция Вокзальная

Основной вестибюль станции украшен советской трактовкой истории Украины, но это нас не интересует. Намеком на народное искусство являются резные розетки на скамьях платформ, а также волновые металлические решетки на стенах. Художник станции Александр Мизин. Открыта 1960 года.

Университет

станция Университет

Открывалась в Хрущевские времена. Поэтому опять же, подсолнухи и кукуруза в тренде. Но к этой публикации попала через намек на народное искусство.

станция Университет

Орнаментальную отделку станции возможно готовил Михаил Лысенко. Год открытия: 1960.

Петровка

станция Петровка

Станция украшена абстрактными композициями из меди, которые отдаленно можно назвать приналежащими к народному искусству. Станция заработала в 1980 году. Художники: Людмила Семикина и Сетрак Бароянц.

Дарница и Левобережная

станция Дарница

Станции похожи настолько, что были объединены в этой публикации. Единственная разница — керамические орнаментальные вставки.

станция Левобережная

На Дарнице они имеют больше геометрический характер, а на Левобережной — растительный. Архитекторы: Игорь Масленков и Вольдемар Богдановский. Обе станции открыты 1965 году.

Оболонь

станция Оболонь

Станция украшена двумя коваными композициями, которые зовутся соответственно «День» и «Ночь». Их создал художник Петр Ганжа. Станция работает с 1980 года.

Почтовая площадь

станция Почтовая Площадь

Станция посвящена теме Днепра и имеет витраж в конце станции, который мы можем отдаленно связать с темой народного искусства. Станция работает с 1976 года. Художники: Ирина Левитская и Юрий Кисличенко.

Поделитесь в соцсетях:

Оставьте комментарий! (комментарий появится после модерации)

Не регистрировать

Премодерация - комментарии проходят проверку.

Укажите email и пароль.
(Если Вы хотите зарегистрироваться Вам нужно будет подтвердить еmail.)



(обязательно)