Новости культуры и искусства

Григорий Сковорода: философия человеческой судьбы 2

Рубрика: Человек и общество -> История
Метки: | | | | | |
Вторник, 7 августа 2012 г.
Просмотров: 1947

Григорий Сковорода

Путешествуя дальше по выставке экспозиции «Григорий Сковорода. Путешествие за счастьем», заходим в помещение которое зовется Суетным Миром.

«Что хочешь ищи, но не погибели мира»!

Здесь на стенах опять есть символические деревья, но теперь они вырастают из художественных образов Сковороды. Здесь и животные, и птицы, и человеческое сердце на ветках, и даже часовой механизм. Но не обращает внимания на время.

Суетный мир

Григорий Сковорода

Взгляд прикован к фантастическому коллажу с надписью: «Каждый есть тот, чье сердце в нем: волчье сердце - действительный волк, хоть лицо человеческое; сердце бобровое - бобр, хоть вид волчий; сердце вепровое - вепрь, хоть подобие бобра». На противоположной стене - изображение корабля, по-видимому, того же, на котором «мудрые люди плавают, изучая для своей жизни несчастье других и поглядывая на них сверху, как гомеровские боги». Особенно интересной и в то же время смешной оказалась картина, на которой было изображено сердце с глазом, но расположено оно было около трансформаторного щитка! Вот так, оказывается, любовь и взгляд способны по-своему подзарядить энергией! Последняя надпись, которая венчает коридор: «Мир ловил меня, и не поймал»!. Это были последние слова Григория Савича перед шагом в Вечность. Именно эти слова написаны на кресте над его могилой, которая находится сейчас в селе Сковородиновка (бывшая Ивановка) Золочивского района Харьковской области.

«Когда настанет возможность писать так же много, как и мыслить»

Преодолев суетный мир, мы оказываемся на перепутье, то есть в Харьковском коллегиуме. Останавливаемся и видим Слобожанщину 18 века. Здесь Художник провел последнюю треть своей жизни. В художественных образах здесь опять присутствует украинский дух, опять есть украинские города и села, но уже в теплое время года. На стенах также - изображение казаков, пастуха и работящей девушки. Даже есть какое-то фантасмагорическое дерево, каждую из веток которого венчают глаза, а на вершине, над воспаленным огнем, расположен таинственный символ Всевидячого Глаза Вселенной. Этот давний символ означает посвященность в тайне мира, возможности его более глубокого познания и превращения себя вместе с ним.

Харьковский коллегиум

Учеба для философа играет незаурядную роль. «Кто думает о науке, тот любит ее, а кто ее любит, тот никогда не прекращает учиться», «Долго сам учись, когда хочешь учить других», - так говорил Григорий Сковорода. Знание для человека - это главнее всего. Во-первых, знание самого себя. Во-вторых, знание близкого человека. И в-третьих, знание нашего мира, и того, как мы в нем живем и какие дела делаем. Это извилистый путь, «по горбам и через глубокие рвы», которые человек должен преодолеть. Но постепенно, напитываясь Истиной, человек видит мир иначе, он предпринимает свои шаги более взвешенно и уверенно. «Не ум от книг, а книги от ума создались»! Но в то же время он предупреждает: «Ум остр во многих, но не все научились мыслить»! Осмысление сущности человеческой природы поможет предпринять еще один шаг до Истины. Сковорода учил, что больше всего и фактически единственное задание философии - это поиск правды на Земле. Эта правда является откровенной, целеустремленной, непреодолимой. Она тяжелая, как мудрые энциклопедии, и в то же время легкая, как песня, как музыка, которая льется из детских уст, и гармоничная, как будто мелодия, которая несется из флейты волшебными нотами и касается твоей души.

«Из видимого познавай невидимое»!

Странствия Григория Савича, его понятие о Вселенной, существовании, народ воплощен в следующей экспозиции - это Слободское пространство. Мы переходим к миру литературы и искусства, что начал цвести на украинских землях в конце 18 - началу 19 века. Это своеобразное продолжение Коллегиума, следующий шаг в познании. Сразу же замечаем колоритный триптих.

Слободское пространство

В центре его - сам Философ, а вокруг - простые люди, такие же, как и в повседневной жизни. Они общаются, читают, рассуждают, увлекаются жизнью, работают, воспитывают детей, поддерживают собственное хозяйство, помогают друг другу. Вот это и есть настоящая Украина. Даже святые имеют такой же вид, как и у простых людей. Потому что человек создан за Божьим подобием, он должен развиваться умственно, духовно, морально. «Чистое небо не боится молнии и грома»! «Подобное подобному ведет Бог»! Рядом - шкафы с книгами последователей и биографов Сковороды, фортепиано (Сковороду всегда вдохновляла музыка), и опять картины, где опять присутствующая Гармония мира. Екатерине Ткаченко, автору этих увлекательных шедевров, от меня благодарность. «Краски на картине каждый видит, но, чтобы увидеть рисунок и живопись, нужен второй глаз. Игру музыкального инструмента каждое ухо слышит, но, чтобы почувствовать вкус спрятанной в игре гармонии, надо иметь ухо тайного понимания».

«Свет видится тогда, когда светло в глазах есть»

Переходим в соседнюю комнату - и здесь уже над нами звездное небо. Мы имеем возможность сосредоточиться в загадочном полумраке и слушать о жизненном пути Григория Савича. О его поисках правды, о его близости к народу. В отличие от других философов в свое время, Сковорода был не только «теоретиком», но и «практиком», то есть сам воплощал свою философию в жизнь и учил этому других. Свое понимание жизни он передавал в разговорах со всеми теми, кто только удосужился на открытость к его словам и поступкам. Здесь на стене мы видим портрет Сковороды. Художник стоит на холме, а в руках держит флейту. А где-то вдали, его Янгол повторяет те же движения на туче.

Сад божественных песен

Из темноты - на свет! Это Сад Божественных песен. Каждый шаг на философской дороге завершается и в то же время начинается именно здесь. «Свет премудрости тогда входит в душу, когда человек два естества познает: бренное и вечное». В представлении Сковороды это был Райский сад, из которого рождается и в который возвращается душа. И опять сад, кстати! Его так же украшает дерево до самого потолка. Но Сад Божественных песен радикально отличается от других комнат. Дерево здесь белое, чистое, как будто очищенная душа Художника, который ищет спокойствия. Стене окрашены в голубой цвет с белыми тучами. Цветы такие легкие и нежные, как будто не нарисованы, а настоящие. Здесь есть настоящая неземная атмосфера, здесь чувствуешь дыхание небес!

«Жизнь - это движение»!

Татьяна Пилипчук поведала присутствующим, что музей и организаторы экспозиции надеются на высокий интерес со стороны граждан к творчеству и философии Григория Сковороды. Потому что, как он говорил «сыновья возраста более мудры от сыновей дня». В частности, планируется проводить интерактивные экскурсии для разных возрастных групп населения (особенно молодые), посетители будут иметь возможность послушать в экспозиции музыку, написанную Сковородой. Темы будут освещаться самые разнообразные: «Философские идеи Сковороды», «Познай себя: Сковорода и античная культура», «Письма от Сковороды: реконструкция странствий», «Сковорода и Библия», «Харьков в 18 веке» и другие.

«Быть пророком или философом - это усмотреть над пустыней, над стихийным брожением что-то новое, что не стареет, странное, вечное, и оповещает о том»! Во время беседы в Саду Божественных песен был также разговор относительно более поздних философских течений. Эта философия очень отличалась от того, что было раньше. Это потому, что времена меняются, постепенно, но меняются. «С изменением сути одно, становится другим за своим существованием». Восемнадцатый, девятнадцатый, двадцатый век - настоящие взлеты и падения обществ. Кризис одних течений и расцвет других. Было упомянутое имя Фридриха Ницше, по моему мнению, одного из чрезвычайных мыслителей в свое время. Конечно, кто-то может не соглашаться с его постулатами, при этом он еще и закончил жизнь в убежище для сумасшедших. Но именно Ницше стал своеобразным новым пророком, который пришел на смену своим предшественникам. Он предпринял отчаянный шаг - быть выше всех, чтобы владеть лишь самим собой. А там и преемники пришли с еще более величественными и причудливыми конструкциями Вселенной и существования.

Да, его тезисы о сверхчеловеке и рабах считали кикиморой. Но, посмотрите на современный мир! Это такая реальность и реальная модель существующего мира. Еще у древнегреческих философов было утверждение, что в человеке уже есть своеобразное начало знаний и духовности, - остальные человек добавляет себе сама на сквозняке жизни. Ну, а если не добавляет? Или не желает добавлять? «Не тот глупый, кто не знает, а тот, кто знать не хочет»! Это, между прочим, высказывание Григория Савича. Здесь можно много рассуждать на эту тему, о современной справедливости и несправедливости, о современной свободе и несвободе, о современной святости и греховности. В современном мире Художник подсознательно начинает понимать, что он чужой. Не то, чтобы он был чужим - ему многое кажется чужим, неестественном. Человек сам делает себя узником собственного греха. И вот так проходит жизнь, а там дальше - тишина и вечное спокойствие. И все. И вместо вознесения - падения на самое дно, в бездну без сознания. Но свободу, к которой так стремится душа, веру, без которой как без воздуха, еще никто не осмелился отменить. В конце концов, жизнь - это движение. В непокоренных судьбой еще хватит сил, чтобы предпринять следующий шаг до Истины. «Когда твердо идешь путем, которым начал идти, то, но я думаю, что ты счастлив»!

Поделитесь в соцсетях:

Оставьте комментарий! (комментарий появится после модерации)

Не регистрировать

Премодерация - комментарии проходят проверку.

Укажите email и пароль.
(Если Вы хотите зарегистрироваться Вам нужно будет подтвердить еmail.)



(обязательно)