Новости культуры и искусства

«Хронос» Тараса Антиповича

Рубрика: Литература
Метки: |
Пятница, 15 ноября 2013 г.
Просмотров: 470

Тарас Антипович Хронос

Начнешь ценить жизнь, потеряв его. То, чему учат нас бабушки и дедушки, 34-летний Тарас Антипович изложил в форме антиутопии.

Мотивы романа "Хронос" уже известны нам из фильма "Время", где эта координата превратилась в единственную мировую валюту. Однако украинский автор не ограничился лишь приключениями героев, а погрузился в ежедневную жизнь каждой частицы общества, исследовав все патологии, вызванные темпоральным явлением. Такой фантастический и придирчивый анализ интересно зацепил тему религии. Вечная молодость, корректировка прошлого и будущего, невиданная власть над людьми, новую разновидность темпоральной наркомании побуждают почти все человечество принять Ницшеанский тезис, что "Бог умер". Вместе с тем, в мире господствует полный нигилизм. Церкви и кладбища - отныне отребье, жизнь теряет смысл, кроме единственного задания, - уберечь то, что и так по праву должен быть твоим. Новый иконостас создают хирурги и генетики, искусство которых отныне не имеет предела. Усовершенствовать свое тело можно любой: нацепив прыткие ноги антилопы, замечтавшиеся коровьи глаза или сексуальную грудь. Земля наполняется мутантами, из которых сразу и не разберешь, человек это или животное. Стираются пределы между реальностью и фантастикой, между "своим" и "чужим", понимание того, как должен быть. Столкновение с новыми технологиями не только трансформирует, но и ломает человеческие жизни. Все больше чувствуются разочарование, тревога, апокалиптические настроения. Человечество будет лишаться того творческого начала, которое позволяет самоидентифицироваться, не оказывает сопротивления, на-гора проступают приспособленческие интонации, пишет Юлия Мендель в своей рецензии для онлайн-издание "Друг читателя".

Главные герои переходят из новеллы к новелле, Антипович не слишком хранит хронологию: везде господствует настоящее время. Мировой статус-кво вынуждает сопереживать многочисленным потерпевшим в каждом микроконфликте текста. Так проявляется второй текст романа (к метатексту еще не дотягивает, но не тут-то было!): невзирая на все потери, жестокость преступлений, когда новорожденный сразу же может и умереть от старости, сохранена консервативная идея общественного строя - иерархия. Чиновники всех уровней злоупотребляют государственным резервом времени, обездоленные и больные недополучают нужной нормы. Бедствует и страдает всегда простолюдин.

Идея потерянного времени близка для всех народов, уверенный Иван Малкович, который сознался, что впервые в жизни позвонил автору, даже не дочитав романа: мол, буду печатать. Новинке предсказывали победу во всех литературных премиях 2011-го, однако прогнозы не осуществились. Возможно, загадка в конечности "Хроносу", которая весьма контрастирует с основным текстом. Ведь сам роман полон неожиданных поворотов и небудничных рассказов об известном и обычном, а вот завершение прописано банально и наскоро. От того теряет и вкусный религиозный концепт, какой Антипович таки ставит в авангард. И хотя философская позиция автора тяготеет к традиционному понятию веры как беспрекословной истине существования микро- и макрокосма, неотделимого компоненту от естества человека и, - в конечном итоге - как спасению, ему не удалось воплотить ту виталистическую глубину, на которую замахнулся. Но невзирая на не достаточно удачно прописанное окончание, Тарас Антипович удосужился на новую вершину не только собственного творчества, но и современного украинской литературы, создав один из наиболее увлекательных текстов нынешней прозы и пополнив полки настоящей украинской антиутопией (то ли футурологией?), выведя на-гора невероятный и хорошо продуман фантастический элемент с претензией на современную реальность и уже точно превзойдя американский кинематограф.

Поделитесь в соцсетях:

Оставьте комментарий! (комментарий появится после модерации)

Не регистрировать

Премодерация - комментарии проходят проверку.

Укажите email и пароль.
(Если Вы хотите зарегистрироваться Вам нужно будет подтвердить еmail.)



(обязательно)