Новости культуры и искусства

Искусство не бывает провинциальным

Суббота, 27 августа 2011 г.
Просмотров: 1700

Искусство не бывает провинциальным, — убежден Александр Книга, генеральный директор Херсонского областного академического музыкально-драматического театра им. Николая Кулиша.

На своем сайте Министерство культуры бравурно сообщает: “Важной составной частью украинского искусства является театр”. И перечисляет основные направления государственной политики в сфере театра — сплошь “поддержка”, “пожелание” и “содействие”. Чиновники всех мастей у нас — мастера по написанию торжественных спичей. Вот только слова их расходятся с делами сплошь и рядом.

Это подтвердили и участники Международного театрального фестиваля — масштабного форума, на который обычно съезжаются не менее 30 коллективов из разных стран. Сколько денег на его проведение выделяет государство и как вообще живется украинским театрам за пределами Окружной дороги в Киеве, рассказали директора Николаевского академического украинского театра драмы и музыкальной комедии Николай Берсон и Херсонского областного академического музыкально-драматического театра Александр Книга.

— Расскажите о рождении фестиваля.

Александр Книга: Идея организовать фестиваль появилась в 1999 г., когда в стране, и в театре в частности, была тяжелая ситуация. Мы тогда получали заработную плату тапочками, сахаром и водкой. И когда я где-то представлялся директором театра, меня удивленно спрашивали: “А что, вас еще не закрыли?”. Тогда в театр ходило мало людей.

Бывало, что в зале сидели всего человек 20, а в спектакле было занято около 100 актеров. Но я не переставал повторять: будем работать, пока есть хоть один зритель. И фестиваль организовывался с целью доказать, что театр еще не умер. Идея была привезти в Херсон самое лучшее, что есть в украинском, и не только, театре.

Уже 12 лет наша “фишка” — уличное шествие участников форума и гала-концерт на главной городской площади, чтобы все желающие увидели лауреатов фестиваля. Ведь на сами спектакли попасть могут не все — за неделю до начала мероприятия все билеты уже бывают распроданы.

В прошлом году в церемонии закрытия приняли участие 3 тыс.чел., а в этом — уже 5 тыс.чел.

— Изменился ли за эти годы формат фестиваля?

А.К.: Когда в начале 2000-х годов я звонил в какой-то польский или венгерский театр и говорил: “Здравствуйте, я из Херсона. У нас есть театр…”, — то сначала на том конце провода смеялись над названием города, потом искали его на карте. Ехали к нам с опаской, но, побывав раз, оставались нашими друзьями. Девиз нашего фестиваля — праздник, который всегда рядом. И самое главное для нас — не стоять на месте, а постоянно повышать уровень привозимых спектаклей. В этом году многие постановки просто потрясли и жюри, и зрителей.

— Что представляет собой подготовительный период?

А.К.: Сразу по окончании одного фестиваля мы начинаем принимать заявки на следующий. Надо сказать, что выбор у нас всегда есть: в этом году, например, пришлось отказать почти 20 театрам. Но большинство спектаклей стали для зрителей праздником, после которого Херсон будет гудеть еще месяца два.

Надо признаться, есть у меня желание сделать Херсон украинским Авиньоном. Один из наших министров культуры как-то сказал мне: “Мы все эти местечковые фестивали закроем и сделаем один мощный в Киеве”. Уже и того министра нет, и фестиваля в Киеве нет, даже “Киев майский” тихо прикрыли. А херсонский — есть и активно развивается.

— Ваш театр в этом году отмечает юбилей — 75 лет, из них 22 — под вашим руководством. Как вам работается?

А.К.: Я давно пришел к выводу, что театр в таких небольших городах, как Херсон, должен быть разнообразным. Это в Киеве есть возможность выбрать, куда пойти и что посмотреть. А тут, извините, один театр, поэтому в нем должны быть и высокая драма, и музыкальная комедия. Но спектакли должны быть качественными.

Мы смогли привлечь много молодежи, более того, сами воспитываем для себя специалистов. Где сегодня можно найти главного художника?

Нигде. А мы обучили талантливую девушку, дочь нашей сотрудницы. На должность балетмейстера взяли сына нашего заведующего постановочной частью, закончившего хореографическое отделение Института культуры.

— У вас есть возможность гастролировать?

А.К.: Да, мы ездим много. Я не жду ни от министерства, ни от других государственных органов помощи. Все благодаря личным контактам. Мы, украинские театры, помогаем друг другу. Наша география — центр и юг Украины, а сейчас поставили задачу “взять” западные регионы. Накануне фестиваля были в Ивано-Франковске со спектаклем “Страшная месть” по Николаю Гоголю. А на “Мельпомену Таврии” уже ивано-франковский театр привез спектакль по роману Марии Матиос “Нация”.

Выяснилось, что мы на юге, а они на западе говорим об одном и том же — о покаянии. Покаяться, забыть обо всем, что нас разделяет, и идти дальше. В прошлом году в Париже мы показали спектакль “Мир песен Эдит Пиаф”. Наш коллектив заставил их зрителей, не понимающих украинского языка, аплодировать нам стоя. Артисты, вернувшись домой, сказали: “Наш город намного чище, а культурный уровень украинского зрителя намного выше уровня французского”.

Но главное, что наши актеры поверили в то, что они актеры не просто периферийного театра. Хотя на самом деле в искусстве вообще нет понятия “провинция”. Оно либо есть, либо нет. И вся история мирового театра это доказывает. И, несмотря на кризис, херсонский зритель несет свои копейки, чтобы нас поддержать. На всех трех сценах мы работаем при полных аншлагах.

— Каково материальное состояние государственных областных театров?

Николай Берсон: Сказать, что можем много зарабатывать, к сожалению, нельзя. Мы с Александром Андреевичем причастны к подготовке закона о театре, который был принят лет шесть назад. Он и сегодня остается одним из лучших, если не самым лучшим среди всех, принятых в сфере культуры.

Но как выполняют его нормы? В документе, например, сказано, что бюджетное финансирование театров не сокращается даже в случае поступления средств из дополнительных источников. Так на этот закон есть постановление Кабмина: 10% необходимой суммы театры зарабатывают самостоятельно, а остальные 90% дает государство.

А.К.: Пусть хоть так, реально же не дают и 70%. Чиновники говорят: “Книга пожалуется-пожалуется, но потом все равно найдет где-то деньги”. К этому все привыкли. Дошло до того, что я сам нахожу деньги абсолютно на все: на свет, на отопление, на подготовку спектаклей. Иногда власти нам отключают электричество, в таких случаях, используем дизельные генераторы для освещения во время спектакля. Друзья сделали ремонт. Но это же ненормально! Денег даже на зарплату не дают в полном объеме.

Н.Б.: Более того, когда мы перевыполняем план, то финансовые органы нас же и обвиняют в неправильном планировании. Получается парадоксальная ситуация: чем больше ты зарабатываешь, тем больше тебе недодают. Никакой материальной заинтересованности! Не должно быть политики “выживаемости” для театров или музеев.

Нам говорят: поднимайте цены на билеты. Но необходимо учитывать соотношение средней зарплаты и стоимости билетов в театр. У нас сегодня и так цены колеблются от 25 грн. до 50 грн. Выше нельзя — люди не пойдут. Или пойдут не те. Государство должно быть заинтересовано в качественной работе гражданских институтов, которыми являются театры.

Кроме того, необходима система госзаказов, как, например, в Польше. Там государство заказывает театрам постановки на актуальные социальные темы: о СПИДе, о вреде наркотиков, о проблемах молодежи. И, естественно, выделяет под эти заказы деньги. Зритель сегодня тянется в театр, устав от телевидения, работающего против него.

А.К.: Зритель хочет откровений, ответов на свои вопросы. Как говорил Михаил Жванецкий, “сидение по горло в застое и беготня в рядах перестройки доказали, что ценности остались прежние”. А театр как раз и продолжает поддерживать настоящие, необходимые ценности. Во всяком случае, мы это видим во время фестиваля.

Н.Б.: Мы не сделаем своей работой революцию, но нас надо поддерживать. Или хотя бы не мешать, понимая, что мы делаем важное дело.

— А где берете средства на такой фестиваль?

А.К.: Безусловно, это спонсорская помощь. Некоторые меценаты с нами все эти годы, несмотря ни на что. В этом году даже я предложил одной компании выделить денег столько, сколько она сможет. Пусть даже меньше, чем в прош­лом году. Всему будем рады. “А почему меньше? — удивились они. — Дадим больше”.

Этот жест как понимание того, что такие фестивали не воруют, а тратят деньги на большой и нужный для всех людей праздник. Помогают также власти города и области. Среди учредителей фестиваля — Министерство культуры и Союз театральных деятелей Украины. Из Министерства деньги приходится буквально выбивать.

Поначалу нам выделяли по 20 тыс. грн., потом по 50 тыс. грн. Как-то я нечаянно увидел смету на празднование в концертном зале “Украина” юбилея народного артиста, о котором даже я, человек, работающий в культуре около 30 лет, не слышал. Больше миллиона гривень! После этого я стал напоминать министрам культуры, что они министры не только Киева, но и всей Украины.

Поделитесь в соцсетях:

Оставьте комментарий! (комментарий появится после модерации)

Не регистрировать

Премодерация - комментарии проходят проверку.

Укажите email и пароль.
(Если Вы хотите зарегистрироваться Вам нужно будет подтвердить еmail.)



(обязательно)