Новости культуры и искусства

«Киевские фрески» от отца к сыну

Рубрика: Музыка -> Театр
Метки: |
Среда, 5 января 2011 г.
Просмотров: 1874

17 января исполнилось 60 лет со дня рождения композитора Ивана Карабица. «Он был инициативным и талантливым на идее, все, что он организовывал, — все звучит!

Не только его произведения, но и Киев-Музык-Фест стал известен во всем мире благодаря нему, звучат «Музыкальные летние вечера» — его фестиваль, звучит и конкурс Горовица. Все, что он делал, — делал талантливо», — так о своем коллеге Иване Карабица в день его смерти отозвался Юрий Зильберман. 17 января 2002 года Ивану Федоровичу исполнилось 57 лет, а через три дня известный композитор отошел в вечность. Позавчера Карабиц отмечал бы свой 60-летний юбилей. А в воскресенье, безусловно, переживал бы или не самые счастливые мгновения своей жизни.

Премьера оратории-балета Ивана Карабица «Киевские фрески», которую киевляне смотрели в воскресенье, должна была бы состояться намного раньше, где-то лет двадцать назад. Задумывали это произведение вместе с композитором Борис Олейник и Стефан Турчак как своеобразную художественную сенсацию, новаторскую презентацию синтеза нескольких жанров: театрального, концертно-ораториального, хореографического и кинематографического. Последняя же точка в партитуре «Киевских фресок» была поставлена Карабицем в 1983 году, композитор посвящал это произведение 1500-летию Киева.

Но, невзирая на его художественную изысканность, уникальность и исторически национальный символизм, это произвело впечатление даже на заидиализированный худсовет советского пошиба, который таки принял «Киевские фрески», — произведение постоянно находилось под перекрестным огнем всяческих форс-мажоров. Сначала премьеру перенесли из-за болезни Стефана Турчака, потом его же смерть отодвинула на неопределенное будущее сценическую презентацию проекта... А через двадцать лет, когда упокоилась душа самого Карабица, а его коллеги и родни решили, что наконец это произведение должно прозвучать невзирая ни на что, возникла еще одна проблема: выяснилось, что партитура «Киевских фресок» не сохранилась.

В архиве Национальной оперы Украины нашлись лишь оркестровые голоса произведения и уже за ними Артем Рощенко, один из самых любимейших учеников Ивана Карабица, за шесть месяцев кропотливой работы возобновил потерянную партитуру. «Это действительно глубоко продуманное, национальное, мудрое произведение, — говорит Лев Венедиктов, хормейстер и один из идеологов «Киевских фресок». — И я чрезвычайно счастлив, что он наконец прозвучал. Поскольку нельзя идти из жизни, не отдав долги. Ивану Карабицу, человеку невидимому, но всегда заметной своей деятельностью, я этим задолжал. И сегодня мы этот долг отдали».

По словам Петра Чуприны, генерального директора Национальной оперы Украины, «Киевские фрески» не только будут вписаны к репертуару театра, но и постоянно будут совершенствоваться. «Не исключено, — говорит Петр Чуприна, — что этот проект, который объединил поэзию Шевченко, Тычины, Рыльского, Драча, Олейника, тексты летописных достопримечательностей, выступлений и документов времен Великой Отечественной войны, будет напитываться новыми деталями сценографии, хореографии... Над проектом работают наши наилучшие артисты, это не окончательное решение, мы и дальше будем искать оптимальный вариант».

Место за дирижерским пультом «Киевских фресок» занял Кирилл Карабиц. Сын композитора и известный композитор украинской, и не только, современности. Третий сезон Кирилл Карабиц работает дирижером Национальной оперы (представления «Паяцы», «Тоска», «Евгений Онегин»), он также является дирижером Симфонического оркестра французского радио, хватает заказов от других музыкальных коллективов. «Это произведение чрезвычайно органично вписалось в ментальность музыкантов, — говорит Кирилл. — Я чувствовал энергетику оркестра, хора, и это мне очень помогало». В этом месте так и просится лирическое отступление на тему: «Сын продолжает дело отца и реализовывает его мечте». Но в случае Карабицев подобные обиды выглядели бы бледной тенью реального положения вещей. Один лишь факт из летописи семьи Карабицев. В детстве Кирилл из-за слабых легких не ходил в детский садик. И рос таким себе «сыном полка» в Союзе композиторов. Отец, тогда голова Музфонду, проводил заседание с сыном на коленях. И ребенок с малых лет знал фамилии известных композиторов и музыковедов. Поэтому, наверное, никто из коллег Карабица-младшего не пронялся бы «Киевскими фресками» так, как пронялся ими сын и соратник.

А сам Иван Карабиц о многострадальном, но наконец обласкан вниманием зрителя ребенок в свое время сказал так: «Мне хотелось в вокально-симфонических фресках о Киеве воспроизвести образ столицы Украины в историко-хронологическом аспекте от седого, спрятанного в возрастах прошлого — к настоящему, и на страницах этой своеобразной музыкальной книги воплотить Человека как главную движущую силу национального продвижения, дух и высокие морально-этические качества, истоки которых достигают глубин нашей духовности, истории». Недавние общеизвестные события с эпицентром на Площади безапелляционно доказали, что ценности, культивируемые Карабицем в «Киевских фресках», являются вечными, а значит, настоящими.

СПРАВКА

Иван Федорович Карабиц (17.01.1945, с. Ялта, теперь — смт Донецкой области — 20.01.2002, м. Киев) — украинский композитор, народный артист Украины с 1991 года. Закончил в 1971-ом Киевскую консерваторию (Б. В. Лятошинского), аспирантуру (в М. Скорика), с 1983 — ее преподаватель. С 1994 — художественный руководитель ансамбля солистов «Киевская камерата». Автор балета «Богатырская симфония», мюзиклу «Ночь чудес», оратории «Заклинания огня», концерта для хора и оркестра на слова Григория Сковороды «Сад божественных песен», трех концертов для оркестра, симфонии №1 («Пять песен об Украине»)... Написал музыку к фильмам «Дачная поездка сержанта Лука», «Без года неделя», «Из жизни Остапа Вишни», «Партитура на могильном камне» и других. Благодаря нему Украина имеет сегодня на своей творческой карте несколько престижных музыкальных фестивалей: «Киев-Музык-Фест», «Музыкальные летние вечера», конкурс Горовица и тому подобное.

Людмила ОЛТАРЖЕВСКАЯ

Поделитесь в соцсетях:

Комментариев: 1

  1. 2011-02-11 в 12:50:00 | Аноним

    Госопди, да как же можно писать о культуре языком украинской селянки? Что за суржик? Как же не стыдно вав - "должно было состояться раньше - лет ИЗ двадцать потому"

Оставьте комментарий! (комментарий появится после модерации)

Не регистрировать

Премодерация - комментарии проходят проверку.

Укажите email и пароль.
(Если Вы хотите зарегистрироваться Вам нужно будет подтвердить еmail.)



(обязательно)