Новости культуры и искусства

Кино и культура или кошелек и халтура

Рубрика: Кино и ТВ
Метки:
Вторник, 23 августа 2011 г.
Просмотров: 1931

Прошел второй Киевский международный кинофестиваль. Президентом, организатором, инициатором и душой кинофестиваля был Богдан Ступка. Фестиваль собирает родственные души, производит друзей. На конкурсе были показаны 28 фильмов, жанры которых были различны. Какова же судьба украинского кинофильма?.. легкая

Украинское кино представил Виленом Новаком - лентой “Стреляй немедленно”, снятой на Одесской киностудии, в прокат лента не вышла. Создатели картины отождествляют ее с известным рассказом Антона Чехова “Медведь”. По правде говоря, это большая натяжка: действие происходит в наши дни, герои — типичные современные “новые” русские (или “новые” украинцы). Для финала из первоисточника был “заимствован” лишь блестящий диалог героев Чехова. В целом фильм получился динамичный, выигрывает за счет интересной игры российских актеров — Юрия Степанова (за эту работу актеру посмертно присвоили приз за лучшее исполнение мужской роли) и Ольги Красько.

Россия также привезла картину, имеющую отношение (но уже прямое) к Антону Павловичу. Первую поставленную на сцене и, пожалуй, самую “опасную” пьесу великого классика экранизировал известный театральный режиссер Вадим Дубровицкий. Его фильм “Иванов” хоть и выбивается из общей “серокиношной” массы, не востребован зрителем. Отрадно, что именно киевский фестиваль дал старт “Иванову”, включив картину в конкурсную программу. Вадим Дубровицкий уверен, что нет автора интереснее, чем Чехов, а актерский состав был утвержден без проб. “А кого пробовать? Ступку? Владимира Ильина? Валерия Золотухина? Ольгу Волкову? Екатерину Васильеву?” — удивился вопросу о подборе актеров режиссер. Часто само провидение “приводило” нужных актеров. Так, 74-летний Эдуард Марцевич, о котором уже забыли многие режиссеры, появился за неделю до начала съемок и сыграл, наверное, свою лучшую роль в кино.

Так же случилось и с актером Иваном Волковым, который заменил исполнителя роли доктора Львова, сделав из этой роли маленький шедевр. И, безусловно, Алексей Серебряков (“Бандитский Петербург”, “Штрафбат”) в роли Николая Иванова заставляет совершенно иначе взглянуть на его актерские возможности. “Иванов, как Гамлет, — персонаж вне времени. Рано или поздно каждый умный человек задумывается о смысле жизни”, — говорит Алексей Серебряков о своем герое.

Но почему-то авторитетное жюри во главе с именитым режиссером Отаром Иоселиани сделало вид, что российского фильма вообще не было. Лишь Вадим Перельман, один из членов жюри, после награждения в частной беседе сказал, что отдал бы все призы этому фильму… К слову, деньги на съемки картины дал банкир, пожелавший остаться неназванным… На сетования журналистов о том, что у картины такая тяжелая судьба, Вадим Дубровицкий ответил: “Фильм, как ручеек, свое отвоюет. Это не у фильма тяжелая судьба. Это у всех нас большая проблема. Нас с вами лишили проката. Навсегда. Лишили два-три человека на ТВ, которые решают, что будут “есть” 150 миллионов жителей России. Они же говорят, что зрители не смотрят, а “хавают”. Он же подсказал прекрасную идею, которая поможет фильму скопить целевую аудиторию, и прославит его. В интернет-пространстве существует масса инструментов для продвижения фильма, стоит создать сайт и его увидит мир, и тогда банкирам-повелителям не будет что сказать.

Пульты мультов

Много неожиданного позитива на фестивале принесло представление отечественного национального мультипликационного проекта. Идея анимационного цикла “Моя країна — Україна” возникла лет пять назад у известного аниматора, призера Берлинского кинофестиваля Степана Коваля (“Шел трамвай №9”, “Злыдни”; после знакомства на международных киносмотрах с подобными проектами других стран. Например, с российским “Гора самоцветов”. Инициативу подхватили: автор — писатель-фольклорист Сашко Лирнык (Александр Власюк), молодые режиссеры, художники-аниматоры и патриарх украинской анимации Евгений Сивоконь. Из 26 задуманных уже готовы семь 3-минутных фильмов. Это не просто мультипликационные зарисовки об украинских городах и селах, а истории, легенды, сказки, рассказанные с удивительными юмором, фантазией и теплотой.

Например, фильм о Шешорах повествует о самом длинном в Европе селе, протяженность улицы которого 15 км. Еще один рассказывает о появлении Луганской области. Зрители могут увидеть страну во всем ее многообразии: с ее морями, горами, степями, лесами, реками, полями… Каждому фильму присущи свой особый стиль, анимационная техника и оригинальная музыка. Объединяют их два героя: рассказчик Сашко Лирнык и его умный, немного шкодливый кот (пока без имени). Его и многих других героев блестяще озвучивает актриса Анна Левченко, которая давно “набила руку” на озвучивании российских и американских мультиков, включая “Симпсонов” и “Покемонов”. “Но наш украинский котяра намного милее и роднее!” — призналась актриса.

Отметим, что такой нужный и занимательный проект “держится” исключительно на энтузиастах. “Молодые люди работают практически бесплатно — в долг. В надежде, что когда-нибудь минис­терство им заплатит. В свое время Степан Коваль, чтобы немного рассчитаться с коллегами, сделал рекламу для детского “Евровидения” и деньги за нее отдал на зарплаты. Здесь чудесная атмосфера, и можно понять тех, кто приходит сюда, лишь бы ощутить ее… Так пришли мои студенты на две недели практики, а ушли через полтора года, сделав несколько фильмов”, — говорит г-н Сивоконь.

На заре создания мультиминиатюр организаторы посетили практически все телеканалы, предлагая сделать НАШ анимационный проект. Ни один канал не ответил, что готов принять в этом участие, ведь гораздо выгоднее купить телесериал, уже давно вышедший в прокат, “забив” его рекламой. Степан Коваль рассказал: “Мы пытались разговаривать с некоторыми украинскими бизнесменами, но результат был примерно таким же, как и на ТВ. Они говорили: “Нам выгоднее купить цистерну бензина, продать ее и жить на доход от этого. А вкладывать деньги в культурологический невыгодный проект нет смысла”. Возможно. Но ведь никто не может знать, “как наше дело отзовется…”.

Вместо послесловия

“Радость познания” — фраза, брошенная Арменом Джигарханяном на открытии второго Киевского МКФ, очень понравилась Богдану Ступке, и он, подхватив ее, почти сделал девизом кино форума. Ведь недаром гость фестиваля — успешный голливудский режиссер Вадим Перельман — признался: “Российские фильмы я смотрю как произведения искусства, а американские — как развлечение. Это большая разница”. Есть надежда, что фестиваль в дальнейшем мудро объединит эти две киноипостаси.

Поделитесь в соцсетях:

Оставьте комментарий! (комментарий появится после модерации)

Не регистрировать

Премодерация - комментарии проходят проверку.

Укажите email и пароль.
(Если Вы хотите зарегистрироваться Вам нужно будет подтвердить еmail.)



(обязательно)