Новости культуры и искусства

Китай в Карпатах или как в Украине снимали блокбастер «Дом летающих кинжалов»

Рубрика: Кино и ТВ
Метки:
Вторник, 11 января 2011 г.
Просмотров: 6485

На днях в Киеве успешно проходит показ фильму На днях в Киеве успешно проходить показ фильму известного китайского режиссера Чжана Имоу «Дом летающих кинжалов». Те, кто же успел его пересмотреть, говорят, что их поразили две вещи: фантастические трюки и роскошная натура. Да и в аннотации к фильму читаем: «Красивая история любви воина Ветра и его подруги Мэй на фоне живописной и волшебной природы». Непосвященные рецензенты (фильм поступил в мировой прокат в октябре прошлого года) ошибочно назвали эту роскошь — «красивые чувственные изображения Китая». Но даже большинство украинцев не знают, что все это чудо было снято на территории Национального естественного парка «Гуцульщина». Да, все времена года, какие мы видим в ленте — лето, осень, зима — в действительности длились в Косове 70 дней — сентябрь-октябрь 2003 года. Косивчане свободно могли наблюдать и даже принимать участие в съемках фильма, который еще к вчера претендовал на «Оскара». Но «Авиатору» Скорсезе посчастливилось больше.

Карпаты летающих кинжалов

Перефразируя Высоцкого, говорят украинские патриоты: «Лучше гор могут быть только Карпаты». Но китайке вряд ли могли знать эту премудрость, да и патриоты они, вероятно, не хуже нас, потому возникает вопрос: почему они выбрали именно Карпаты? «По сценарий, события происходят в IX веке, и и природа, которая есть в настоящий момент у нас, у них была много лет тому назад. Нам странно, что в такой большой стране трудно найти неприкосновенную натуру, но это так», — рассказывает заместитель директора парка Юрий Стефурак. Поиски натуры у китайцев длились долго — к этому были осмотренные ландшафты России, Швейцарии и даже изумрудные пространства Новой Зеландии, которые стали фоном для фильма «Обладатель колец», но гениальному Чжан Имоу они не подошли. «Их не устраивала значительная отдаленность между площадками. Например, в России расстояние между площадками составляло до несколько сотен километры. А у нас 12 площадок — все в радиусе 30 километров. Уникально еще и то, что у нас они нашли трехъярусные горы, присущие в прошлом Китая», — делящаяся Надежда Костюк, начальник отдела рекреации и экологического образования Национального парка, которое провело с китайцами все 70 дней съемок.

— Они вышли на нас через директора парка Василия Пророчука, который раньше сотрудничал с киевской студией «Парадигма», когда у нас Олесь Янчук снимал «Непокоренного» и «Железную сотню». Сначала планировалось, что в Карпатах снимут треть материала, потом — половину, а в результате — вышли свыше трех четвертей. Китайскими являются лишь кадры в помещении и в бамбуковых лесах, а так — буковые леса, поля, луга, кони — все наше.

«Дом летающих кинжалов» — продолжение фильма Чжана Имоу «Герой» (2003), номинированного на «Оскар» как наилучший иностранный фильм. Но популярность к этому теперь признанному классику китайского кино пришла в конце 80-х годов прошлого века. Его режиссерский дебют — фильм «Красное сорго» (1987) принес «Золотого медведя» Берлинского кинофестиваля. 54-летний Имоу учился в Пекинской кино-академии и стал членом так называемых «китайских кинематографистов Пятого поколения», первой группы кино-художников, которая получила дипломы после Культурной революции. Он также признанный актер — соответствующую награду китаец получил от Токийского международного кинофестиваля в 1986 году за работу в фильме «Хорошо старое». Среди завоеваний Имоу: Венецианский кинофестиваль — один «Серебряный лев» — за «Поднимите красный фонарь» (1991) и два «Золоти» — за «Историю Киу Джу» (1992) и «Не одним меньше» (1999); гран-при Каннского фестиваля получил фильм «Чтобы жить» (1994), а «Серебряного медведя» Берлинале — «Дорога домой» (1999).

Фильм «Герой» стал сенсацией Гонконговского кинофестиваля, получив награды наилучшего в номинациях — режиссура, постановка боевых сцен, операторская работа, визуальные эффекты, дизайн костюмов, музыка, саундтрек. После такого успеха Чжан Имоу серьезно занялся экшн-фильмами. «В детстве я читал много историй о воинах и годами пытался создать фильм о боевых искусствах. В течение тысячелетий образ воина-путешественника занимал почетное место в китайской литературе. Но каждый имел свое представление о нем, потому в съемках фильма о единоборствах есть всегда место для фантазии, и я наслаждаюсь этим. «Герой» смог поднять китайский кинематограф на наивысший мировой уровень», — сознается режиссер. «Дом летающих кинжалов» стал не просто логическим продолжением «Героя», он превзошел своего предшественника во всем, утверждает критика, и может достойно соревноваться, а иногда даже побеждать известную ленту «Тигр, который крадется, дракон, который притаился». Презентация «Дома» состоялась в прошлом году на внеконкурсном показе Каннского фестиваля. В январе фильм получил награды от Национального союза кинокритиков США за лучшую режиссуру и операторскую работу. Оказывается, на рабочей площадке наилучший режиссер является, чуть ли не деспотом, хотя в жизни — «чудо-человек», утверждает Надежда Костюк. При случае приведем слова исполнителя главной роли Такеши Канеширо. Оказывается, признанный идол японского кино дрожал перед трижды номинированным на «Оскар» режиссером, как зеленый начинающий. «Меня тревожило, что я мог сделать или сказать что-то не так, — как-то сознался актер. — Но он объяснил мне, чего хочет, и, слушая его, казалось, что слышишь какую-то легенду. Я был очарован и отошел, точно зная, что мне нужно».

— Чжан Имоу настолько человечный, что никто бы не сказал, что он такая величина, — продолжает госпожа Надежда. — А вот в работе, скажем так, — ураган. У него все должно быть обеспеченно, и съемочная группа его немного побаивалась. Например, в определенные моменты для съемок трюков нужен был кран, так продюсер с помощником две недели держали машину, оплачивали, потому что все мало быть здесь и немедленно. Еще он чрезвычайный трудоголик: работать начинали с пятой утра и так к ночи.

А в быту он очень простой, это уже те звездочки-актеры — каждый по-разному, были и очень требовательные — к условиям, к питанию... Например, такой эпизод — купание героини у озера. Мы набрали чистой ключевой воды, чтобы подогреть — это уже был конец октября. Но актриса отказалась от нее, не дай боже какая-то инфекция. Поэтому должны были везти из Франковска специальную воду. А так съемочная группа очень учтиво относилась к нашим людям.

Особенности украинско-китайских съемок фильма

На уровне с признанными «звездами» азиатского кинематографа в этой картине Имоу достойно сыграли и их украинские, если можно так сказать, «коллеги». Знаменитые карпатские лошади- «гуцулы» (в ноябре прошлого года «Украина молодая» детально писала об этих необычных животных) задействованы в большинстве эпизодов экшн-фильма. Коней привозили из спортивных баз Ивано-Франковска и Снятина — они вместе с киевскими каскадерами выполняли сногсшибательные трюки. Но что наиболее интересно — самый сложный трюк удалось воплотить лишь обычному «гуцулу». «В фильме есть эпизод, когда во время погони герой и героиня падают, и конь делает почти двойное сальто. Спортивные кони не могли того сделать, а вот обычный конь господина Василия из-под Яблоневая выполнил трюк успешно и под бурные овации», — с удовлетворением рассказывает госпожа Надежда.

Не обошлось и без других курьезов. Да, Юрий Стефурак рассказал историю об опушке: «Мы выращивали опушку, которая должна была зацвести в конце октября. Китайцы запрограммировали — столько-то процентов желтых цветов, столько-то красных и голубых. Но конец сентября - начало октября — это период заморозков, а они хотели, чтобы был багряный лес, цветущая опушка, где под ветром качается трава, и, за сюжетом, слепая героиня натыкается на цветок. Проблема возникла в том, что тогда была еще и засуха. И мы днем выливали по 20 тонн воды — на 2 гектара земли, где было высажено 100 тысяч рассады. И вот однажды в три часа намеченные съемки, и выпадает снег! К счастью, мы нашли другую опушку — нескошенную, а и искусственная в кадр так и не попала».

Надежда Костюк говорит, что из-за того снега режиссер был вынужден переписать сценарий, ведь именно в то время на неделю, согласно контракту, в Косова приехал один из исполнителей главных ролей, и через небольшое времени перевезти группу с Прикарпатья в Крым или Закарпатье было невозможно. И вот только подстроились под белое покрывало, как внезапно появилось солнце и все начало таять: «Так мы едва нашли в одном уголке парка затененное место, где еще остался снег. И так сняли последние эпизоды».

С украинской стороны на съемках работали 40 лиц — в основном представители «Парадигмы» и переводчики. Хотя уже в конце съемок мы почти не нуждались в переводчиках, сознается Надежда Костюк, понимались движениями и жестами. На время съемок китайке, а их было приблизительно 80 человек, расположились в двух комплексах — «Басня» и «Карпатские зори». Съемки фильма стали значительной инвестицией в косовскую инфраструктуру. Прежде всего, отремонтировали дорогу к живописному горному озеру Лебедин. Закупили для парка 15 мобильных телефонов, оставили военные палатки, которые теперь используют для детских лагерей, полевую кухню. «Деньги они здесь оставили», — утешаются косовчаны, которым также повезли принять участие в съемках, правда, как техническому персоналу. Говорят, платили неплохо, но сколько — коммерческая тайна, улыбаются хитрые гуцулы. Интересно, что им еще и удалось приобщить китайцев к украинской кухне. «Сначала они питались кушаньями от своих поваров, которых привезли с собой. Поэтому некоторое время на съемочной площадке украинцы и китайцы ели отдельно, пока гости не распробовали наших кушаний. — вспоминает госпожа Надежда. — Особенно им любили шашлыки и сало. Только воду и в дальнейшем использовали в бутылках». Надежда Костюк говорит, что за тех 70 дней в Карпатах завязалась настоящая украинско-китайская дружба. Да и фильм косовчаны увидели самым первым в Украине. Когда уже было все возведено и смонтировано, киевская «Парадигма» послала уникальную копию на CD. Увиденными косовчаны были очень довольны.

* * *

Сначала рабочими названиями фильма были «Вокругсторонняя ловушка» или «Нет выхода». Однако режиссер остановился на «Доме летающих кинжалов», так называлось самый численно и активнейшая группировка повстанцев в Китае периода 859 года. Это было время упадка скомпрометированной династии Тан, и «Дом летающих кинжалов» стал китайским аналогом команды Робин Гуда. Сюжет развивается вокруг волшебной любовной истории императорского воина и девушки Мэй. Власть подозревает, что Мэй (Чжан Зийи), которая якобы работает в престижном борделе, в действительности, является дочерью прежнего лидера «Дома». Чтобы получить у подозреваемой всю информацию, полиция разыгрывает перед Мэй целое кино. Один из воинов переквалифицируется у «прекрасного рыцаря» — одинокого путешественника на имя Ветер. Он освобождает Мэй с целью будто отправить ее в тайную штаб-квартиру «Дома». В этом фильме завораживает все — от полета снежинок к невероятной пластике человеческого тела. Собственно, сам режиссер отмечает, что его фильм — это не боевик, а прежде всего лав-стори.

В действительности простенькая, но уникальная в обрамлении того, что режиссер назвал «возможностью фантазировать». И прежде всего — с камерой. Замедленные съемки — течению буково-бамбукового листьев и грязной капли воды — затмевают наивно детские полеты воинов. Теперь благодаря Имоу можно сказать, что любовь — это первая капля крови на карпатском снеге. Природа в фильме настолько прекрасна, что из кресла кинотеатра сразу хотелось попасть в горы. Что здесь говорить — о фильме напрасно писать, его нужно видеть...

Главную мужскую роль исполняет действующий секс символ азиатского кино Такеши Канеширо — экзотичную внешность ему дало тайско-японское происхождение. Слава к Такеши пришла в 15-летнему возрасте, когда он стал молодежным поп-идолом. За свою актерскую карьеру он снялся в 27 фильмах и только в одном был задействован во второстепенной роли. То была дебютная работа, но настолько сильная, что режиссеры больше не осмеливались поставить Такиши на второй план. Этот мужчина, кажется, умеет найти общий язык с кем-либо, что и не удивительно, если к шарму прибавить свободное владение пятью языками.

Исполнительница роли Мэй Чжан Зийи органично вливается в сагу о романтичном китайском прошлом. Киноман должен помнить ее из ленты «Тигр, который крадется, дракон, который притаился». Она — одна из самых популярных актрис региона и часто задействованная в исторических эпопеях. С режиссером «Дома» Чжан Зийи начала сотрудничать со времен съемок фильма «Дорога домой», также играла в «Герои». В фильме, о котором мы вам рассказываем, актриса прежде всего завораживает своими акробатическими способностями. Секрет заключается в том, что Чжан в течение шести лет — из 11-летнего возраста — училась китайским народным танцам в Пекинской танцевальной академии. Чтобы лучше войти в образ слепой танцовщицы, она несколько месяцев прожила с незрячей девушкой.

В настоящее время Чжан Зийи делает еще и успешную карьеру модели. Актриса является лицом для косметики «Мейбеллин», «Лореаль», а также рекламирует шампунь «Пантин» и «Кока-колу». Среди кинодостижений Чжан Зийи следует отметить роль в фильме «Фиолетовая бабочка», презентованный на Каннскому фестивале 2003 года.

Наталья ДМИТРЕНКО

Поделитесь в соцсетях:

Оставьте комментарий! (комментарий появится после модерации)

Не регистрировать

Премодерация - комментарии проходят проверку.

Укажите email и пароль.
(Если Вы хотите зарегистрироваться Вам нужно будет подтвердить еmail.)



(обязательно)