Новости культуры и искусства

Коллекция декоративных скульптур Леонида Сморжа

Коллекция декоративных скульптур Леонида Сморжа

С середины 1960-х годов и почти до последнего дня своей жизни доктор философских наук, профессор Леонид Сморж (1927-2009) занимался собирательной деятельностью. Его коллекция керамики считалась самой большой и наиболее интересной в Украине среди частных.

В мае - июне 2009 года ученый, успел передать ее Национальному музею-заповеднику украинского гончарства в Опошне. Так в его структуре появилось еще одно подразделение - Мемориальный музей-усадьба философа и коллекционера опошнянской керамики Леонида Сморжа.

Коллекция декоративных скульптур Леонида Сморжа

Каждый предмет в Музее-усадьбе уникален. Но жемчужиной коллекции, безусловно, является декоративная скульптура (136 единиц). Особенное внимание привлекают антропоморфные фигурки. По большей части, это опошнянские «барыни».

 Женские скульптурки украшены прокалыванием, пластично-фактурной лепкой и богатой малевкой ангобом в виде концентрических кругов, каракулек, звездочек и др. Нижнюю часть фигурок в форме конуса вытягивали на гончарном кругу. К ней присоединяли голову с рельефно выделенным носом. Глаза и рот чаще всего выполняли техникой прокалывания. Голову женщины увенчивала шляпа или венок. К туловищу прикрепляли руки в виде двух валиков. Нередко женщина держит под мышкой петуха, утку, гусыню или корзину: роботы Александра Селюченко «Барыня с чертом» (1970), «Барыня» (1970). «Барыни» Гавриила и Явдохи Пошивайлов датированные 1960-ми - 1970-ми годами. Такие уникальные скульптуры часто оседают в коллекциях ценителей гончарного вида искусства, купить антикварную керамику можно на выставках, фестивалях, а также через интернет ресурс у коллекционера или мастера.

Коллекция декоративных скульптур Леонида Сморжа

 «После смерти Александры Селюченко, Гавриил Пошивайло оставался единственным мастером, который лепил традиционных барынь. Его барыни – «барышни» - больших размеров, терракотовые, декорированные росписью. Композиционно и по манере лепки, они являются продолжением давней антропоморфной скульптуры и хранят чрезвычайно архаичные элементы: фронтальность осанки с закругляющими руками, колоколовидная юбка, «величественное», будто застывшее выражение лица», - писала доктор искусствоведения Елена Клименко. В коллекции Музея-усадьбы хранится семь «барынь» творческого дуэта Гавриила и Явдохи Пошивайлов. В такой же манере произведенная работа Василия Омеляненка «Казак» (1980) : фигурка мужчины в украинской национальной одежде; скульптура Николая Пошивайла «Казак на коне» и скульптурные композиции «Ой, чья то молодая женщина» (1960), «На ярмарку в Сороченце» (1970) и другие.

Коллекция декоративных скульптур Леонида Сморжа

«В Опошне индивидуальные «почерки» мастеров более ярко оказались в пластике», - отметила кандидат искусствоведения Елена Клименко. Она считает, что «новаторы», которые воплощают собственные находки, закономерные для народного искусства, не видоизменяли и не разрушали народную традицию. В опошнянской зооморфной пластике второй половины ХХ века были сохранены давние образы народной скульптуры - баран, бык, лев, козел. В отличие от игрушки, изображение птицы встречается очень редко. Почти не изменился старый композиционный принцип: животное стоит на четырех ножках, голова располагается прямо, или слегка отведена в сторону, пасть открыта. Между рогами (баран, бык, козел) или ушами (лев) расположенное отверстие с маленькой покрышкой. Сохранились и некоторые принципы декорирования: имитация шерсти в виде лепки из пропущенной сквозь сито или ткань глины, гравирования, вмятины, оттиски штампа».

Коллекция декоративных скульптур Леонида Сморжа

 Осматривая анималистические скульптуры в экспозиции Мемориального музея-усадьбы философа и коллекционера опошнянской керамики Леонида Сморжа, за формами и техникой декорирования легко определить, что их авторы принадлежат к одной гончарной ячейке, но каждый мастер, как уже отмечено, имеет свой собственный «почерк». Кроме того, анализируя опошнянскую декоративную скульптуру второй половины ХХ века, которая, собственно, и присутствует в коллекции Леонида Сморжа, следует помнить, что в конце ХІХ - в начале ХХ века в Опошне широко бытовала посуда в виде животных. Один из таких сосудов - «Баран» (1970-ые) - есть и в коллекции ученого, но сделана уже современником Леонида Сморжа - Трохимом Демченком. Его «Баран» стоит на четырех конусообразных ножках. Туловище сосуда пустотело, имеет шарообразную форму, плавно сужаясь доверху, он переходит в узкую короткую шею, которая завершается едва расставленными, утолщенными пружком венцами. Отверстие прикрывается круглой покрышкой из шариком по центру. С одной стороны к туловищу примазано небольшую голову на тонкой шее. Поднята кверху, она имеет тонкие спиралеподобные закрученные назад рога. С противоположной стороны к туловищу приделана хвост-ручка. Шея, рога и хвост декорированы полосами из пальцевых вдавливаний. На туловище - ритованые каракульки, налепленные розетки и концентрические круги. Сосуд покрыт зеленой поливой. Подобная зооморфная посуда в середине ХХ века получила другое назначение - «изделия имеют отличающееся от давних как функциональное, так и формальное решение. В них почти отсутствующая связь с утилитарным назначением (не сосуд для напитков, а декоративная скульптура), усилено декоративное начало, которое оказывается в увеличении пластичных дополнений, которое способствует игре светотени, сопоставлению объемов, их обогащению и осложнению».

Поделитесь в соцсетях:

Оставьте комментарий! (комментарий появится после модерации)

Не регистрировать

Премодерация - комментарии проходят проверку.

Укажите email и пароль.
(Если Вы хотите зарегистрироваться Вам нужно будет подтвердить еmail.)



(обязательно)