Модернизация «Украденного счастья»

Рубрика: Кіно
Мітки: |
Четвер, 2 грудня 2010 г.
Переглядів : 1550

Все слухи о том, что, мол, национальное кино погибло с изменением руководства на Киностудии им. Довженко и никто больше не позволит снимать фильмы, пропитавшиеся настоящим украинским колоритом, оказались абсолютно безосновательными. Несколько месяцев тому назад запустили проект, который уже в настоящий момент можно считать весомой и серьезной работой с нашим культурным наследством, в отличие от многих дешевых и обездоленных спекуляций национальным фактором.

На заказ Министерства культуры Киностудия имени Довженко и канал «1+1» снимают современный вариант пьесы Ивана Франко «Украденное счастье», которую специально до 90-х годов прошлого века адаптировали известные сценаристы Марина и Сергей Дяченки. Все тот же треугольник любви — Анна, ее муж Николай и исчезнувший без вести любимый Михаил. Однако другие мотивации, другие интерьеры, другая жизнь и абсолютно не книжный финал.

Продюсер проекта Александр Роднянский сразу узнал в этой истории настоящий телевизионный хит. Опережая сетование наподобие «опять сериал», хочу напомнить, что прошлогодняя русская сенсация «Идиот» также имела многосерийную форму, хотя, в сущности, стала большим кинематографическим явлением. «Украденное счастье» — проект еще более сложный. Для телевидения он делается в жанре сериала, но будет и киноверсия. С собственной авторской позицией и вниманием к массовому зрителю, который, как мы хорошо знаем, телевизор смотрит с большим желанием, чем ходит в кинотеатры, подошел режиссер Андрей Дончик к осуществлению идеи. Именно ради этой цели снарядил канал «1+1» экспедицию в Прикарпатье, где в течение месяца шокировал местное население столичным размахом.

Директора повысили в режиссеры

Жизнь в городе начинается тогда, когда у него приходят гусары, говорили в древности. Современный вариант — заменить гусаров на киношников. Где бы ты не появился со словами «дайте нам снять у вас фильм», двери дома, церкви, сельского шинка, клуба или школы уже не закрываются. Ты — желаемый гость. Конечно, после того, как оставишь автограф. Первым расписываться за себя и других пришлось директору группы Сергею Путиенку. А поскольку должность обязывает, то и пришлось ему договариваться с местным населением относительно аренды то аутентичного дома, то... потяга, то съемочного места на кладбище. За неделю «о кино» знали все населении пункты вокруг Яремчи, а за вторую неделю пошел слух, что Путиенко — режиссер «Дня рождения Буржуя». Это так жестоко пошутил кто-то со съемочной группы, надеясь отвернуть охотников за заветным автографом от актеров и не мешать работе. Потому что автографы все задействованы в «Украденном счастье»: от осветителей к актерам — давали ежедневно.

Герои кто?

Еще во время подготовительного периода Андрей Дончик сушил мозги, кто же будет играть Михаила. На роль Анны, не долго думая, была утверждена идеальная для «ангела и коварства в одном лице» Наталья Доля. Нелюбимого же мужчину Николая поручили играть театральной звезде Алексею Богдановичу. Уже на съемках женская половина группы сокрушалась — «и красивый, и волшебный, а играет такое несчастье...» Даже все второстепенные и эпизодические персонажи сразу же нашли свои лица. Братьев Анны сыграли Евгений Пашутин и Виталий Линецкий. На последнего, кстати, особенно ожидали Ивано-Франковские земляки, называя, руководствуясь сериальной памятью, не иначе, как Пожарский. В Линецкого в сериале вообще особенная и неожиданная роль — такого себе недоразвитого рогуля. Представьте только, какое пространство для воображения! Однако режиссеру все время приходилось его одергивать — не переигрывай лицом, не в театре же, «не делай вид, что первый раз пришел к церкви».

На съемки эпизодов были ангажированные актеры провинциальных театров. Но самым любимейшим развлечением киношников был поиск типажей в собственной группе. Например, второму режиссеру Юрию Павловичу, которого давно и настойчиво за подобие к гению зовут Хемингуеем, пришлось подыгрывать Богдановичу в сцене попойки. «Так работать удобно — у него такой тембр голоса!» — фиксировал звукорежиссер. А немного поодаль, сбоку для жизненности шинкового эпизода режиссер разместил в философско-пьяной позе художника-постановщика. «До этого мы снимали его в роли продавца мужского белья на базаре. Вот распродался — в настоящий момент отдыхает», — комментирует Андрей Дончик. «Всю жизнь в одном кадре», — завершил оператор Владимир Гуевский и вписал портрет Георгия Усенко в историю «Украденного счастья». Кстати, процесс съемки и все, что осталось за кадром, бережно фиксировала операторская группа для будущих поколений. Когда-либо у них будут найдены документальные доказательства общенародной любви и славы, которую почувствовал на себе в далеких краях московский актер Толи Пашинин.

Дима из «Ундини»

Молодой и импульсивный любимый главной героини — характер противоречивый и разноплановый. На поиски такого продюсер Александр Роднянский отправил режиссера в Москву с заданием найти русского актера, который владеет украинской. В небольшом перечне представленных кандидатур и оказался исполнитель роли Димы из сериала «Ундина» — Анатолий Пашинин. В течение съемок в Яремчи, где он и на мотоцикле гоняет, соревнуясь с поездом, и в окно школы с цветами влезает, ему что не день приходилось оправдывать образ героя-любовника. Тем более что иначе, как «Дима из Ундины», местные жители его не называли. И очень удивлялись, когда в тамошней хижине он без акцента заказывал себе кушанья украинской или вежливо просил гаишника отпустить за превышение скорости — «на съемки спешим». Но самым мужественным поступком Толи можно считать двухчасовую сессию подписки открыток и бумажек школьникам. И это в собственный выходной!

Выходной и входной реквизит

Наивность журналистская может поспорить лишь с наивностью людей, которые делают художественные фильмы. Собираясь в экспедицию, съемочная группа и представить себе не могла, каким заложником местного климата она окажется. Изморось и неожиданный дождь, весна, которая едва зарождается в горах, поднесли сюрпризы и внесли коррективы в жизнь. И после того, как в легких весенних куртках и обуви группе пришлось подниматься для съемок натуры на Говерлу, где еще лежат глыбы снега, режиссер Дончик снарядил экспедицию всех замерзших по теплые вещи. Осветители и ассистенты, актеры и гримеры, костюмеры и водители осуществили рейд по сельских секонд-хендах, скупая теплые вещи на всех. Глядя, как в перерыве между перестановкой камеры Алексей Богданович прячет парадный свадебный наряд в драповую кацавейку советского образца, я поневоле улыбнулась и протянула руку к своему фирменному источнику «согреву» — семенам. И здесь Алексей рассказал мне о давней киношной «черной метке» — если на площадке замечали человека, который лузгал семена, выгоняли и лишали исходные деньги. «Почему?» — удивляюсь. «Плохая примета. Но не бойтесь, здесь все модернизируется. Уже второй мешок заканчиваем».


Поділіться в соцмережах:

Залиште коментар! (Коментар з'явиться після модерації)

Не реєструвати

Премодерація - коментарі проходять перевірку.

Вкажіть email та пароль.
(Якщо Ви хочете зареєструватися Вам потрібно буде підтвердити еmail.)



(обязательно)