Тарас Прохасько: Украине нет в чем каяться

Рубрика: Література
Мітки: | |
Середа, 9 листопада 2011 г.
Переглядів : 2183

Тарас Прохасько

Мы живем в разных частях и городах одной страны, и часто наша культура и наше мировоззрение отличаются от общего, центрального и принятого. Хорошо это или плохо, и кто должен ставить оценку взглядам и чувствам человека?

1 ноября в УНИАН состоялась встреча со знаменитым украинским писателем Тарасом Прохасько. Она была условно посвящена годовщине «Ноябрьского события» 1 ноября 1918 года во Львове, когда украинцы захватили власть в Галичине и провозгласили создание Западноукраинской Народной Республики (ЗУНР). Поэтому первую часть своего выступления Прохасько посвятил теме трактовки истории нашей страны. И был предсказуемо критичным.

Тарас Прохасько

– Мы живем в большой стране, в которой сосуществовал разный исторический опыт, опыт разных регионов, которые жилы в разных государствах. Но сегодня опыт Западной Украины игнорируется, не учитывается в общеукраинском пути, им просто не пользуются. Современная Украина - это продолжение УССР. Именно из УССР выходят традиции и тяжесть нынешнего официоза. Зато, то, что происходило в моей части страны, воспринимается как что-то ненормальное, враждебное. Считается, будто мы должны иметь какие-то комплексы вины из-за своей уникальности. Такое впечатление, что мы должны объяснять, оправдываться, доказывать, что нам нет в чем каяться.

Писатель считает, что хоть ЗУНР не сумела полностью реализоваться как государство, она все равно стала ярким эпизодом общеукраинской истории, о ней надо помнить.

Здесь с Тарасом Прохасько трудно не согласиться. Короткая драматическая история ЗУНР была действительно яркой - чего только стоят украинско-польские бои за Львов, что их некоторые историки назвали «последней романтичной войной», ведь враждующие стороны будто прекращали огонь, чтобы пропустить трамвай, вместе грелись около очагов и позволяли мирным жителям проводить своеобразные экскурсии на баррикады и позиции артиллеристов. Однако такие интересные и часто неоднозначные, малоисследованные эпизоды очень мало оговариваются в нашем информационном пространстве. Взять хотя бы вопрос еврейских погромов в захваченном поляками Львове. Мало что может сегодня узнать широкий читатель о государственном строю ЗУНР, ее политические силы, экономическое и дипломатическое положение и тому подобное.

– 24 августа 1991 года стерло память о 1 ноябре 1918 года. Об этом дне и о ЗУНР вспоминают все меньше, даже уже в администрациях западных областей, - сказал Прохасько. - А без знания об истории трудно смотреть в будущее. Более того, с нынешним уровнем дискуссий об истории, ее понимание нам в Украине не найти понимания, эта тихая «гражданская война» между людьми разной исторической памяти, разных убеждений будет длиться и дальше.

На этом «политико-историческая» часть вечера закончилась. Если разговаривал и отвечал на вопрос Тарас Прохасько, стоя, то для того, чтобы почитать отрывки из своей прозы, он сел за стол. Собственно, садился за чтение собственных произведений он несколько раз. А гости УНИАН смогли услышать эпизоды разной тематики и стилистики. От трогательной притчевой истории о попрошайке, которая просила у крестьян лишь ягоды калины, а они уже сами добавляли ему к тем ягодам кто что мог, и к «постмодернистскому» смешному перечню «вины», которые могли быть инкриминируемыми любому человеку советской властью.

– Моя мечта - написать что-то подобное словарю, в котором были бы только словосочетания, - загадочно прорек Прохасько по поводу последнего отрывка.

Любовь к Киеву и время года

Также писатель рассказал, что его очень интересуют времена года и их философия и фенология, наука о сезонности в природе. При случае он вспомнил некоторые события из прошлого, которым тоже можно приписать сезонный характер или которые происходили в такую же пору.

– Мне вспомнилось, как я впервые жил в Киеве долгое время, так же, как теперь. Это было в 1990-ом году, когда я участвовал в «Революции на граните». Тогда я по-настоящему влюбился в Киев, почувствовал его красоту и даже понял до тех пор неясный мне образ Стуса сиреневых гроздьев Софии. Действительно, если смотреть на нее с Майдана Независимости, он такой и есть.

– А еще в эти дни двадцать лет тому назад родился мой сын и мне была положена отсрочка от службы, что бы я смог повидать сына и помочь жене. Мне почему-то очень хотелось, чтобы он родился именно первого ноября. Но он, как типичный украинец, рождался очень долго и родился в две ночи, но уже второго числа.

Из зала спросили, где Прохасько черпает вдохновение, когда все плохо?

– Я не считаю, что все плохо. Обычно более-менее положительно воспринимаю окружающий мир. Есть такая теория, что мировосприятие человека в большой степени зависит от того, на какой стадии перед рождением он «зафиксировался». На спокойствии, уюте пребывания в матке или на предродовой тревоге, на родильных муках или на катарсисе выхода на мир. Кажется, я «зафиксировался» на спокойствии пребывания в матке, поэтому стараюсь не драматизировать жизненные события. Не нервничать из-за будущих проблем, пока их еще нет. Пытаюсь ничего не бояться.

– А какая ваша философия?

– У меня есть разве что такая практическая, любительская философия - «я думаю о том, что я думаю». Вспоминаю, как в моем детстве взрослые достаточно презрительно употребляли слово «философия» на обозначение чего-то несущественного, абстрактно-ненужного: «То жизнь, а то философия». Меня это возмущало, я отрицал: «Но философия - тоже жизнь»!, а они только махали рукой: «А! Еще одна философия»!.

Зачем писать

На вопрос об отношении к переводам его произведений другими языками, в частности русским (этот перевод достал в России очень много позитивных отзывов), Тарас Прохасько сказал, что полностью доверяет переводчикам.

– Ведь идеального перевода все равно быть не может. Один и тот же текст разными языками будет всегда звучать по-разному. Плюс еще личностное влияние переводчика. Поэтому легче то все отпустить. Переводчики сами лучше разберутся, потому что они лучше знают свои языки. Хотя, конечно, иногда бывает смешно читать те переводы, например, «Рекреации» Андруховича русским меня очень развеселили. А вообще, через много лет прочитаешь иногда свой текст, хоть перевод, хоть оригинал, и пугаешься: какой неудачный текст! Или наоборот, увлекаешься: «Вот я выкинул! Так прекрасно написал! Теперь у меня так не выйдет». Мне в действительности кажется, что писатель имеет право говорить что-нибудь, потому что он существует для того, чтобы сказать несказанное. Поэтому не удивляйтесь, если он что-то ляпнет. В том, что говорит писатель, нет правды и неправды, это просто слова, их возможность. Поэтому, не стоит возмущаться: «Вот, он хочет отдать Крым». Нет, писатель просто озвучил такую возможность. Крым же можно отдать? Можно! Другой вопрос, надо ли, но писатель лишь сказал слова, которые потенциально существуют, но не были сказаны.

Последние слова Прохасько вызывали длинную дискуссию с одной из зрительниц, которая имела достаточно суровое выражение лица. Она спрашивала, зачем тогда вообще быть писателем, если лишь провозглашать ради провозглашения, всячески утверждала другое понимание роли и ответственности литератора.

– Потому что провозглашать надо, - мягко отрезал Тарас Прохасько. - А моя мотивация, зачем вообще быть писателем - это фиксация. Я вижу много вещей, которые проходят и не оставляют по себе следа, и мне хочется их зафиксировать, сохранить.

Дискуссия постепенно утихла, а женщина с суровым взглядом даже признала, что ей очень понравился прочитанный эпизод о попрошайке и калине. А на конец Прохасько заверил, что магический реализм - не совсем литературный стиль, «мы все живем в магическом реализме, то есть не видим некоторых спрятанных звеньев логического развития событий».

Как и все другие встречи с этим писателем, вечер в УНИАН оставил о себе ощущение спокойствия и «приправ» мягкого шарма Тараса Прохасько, его своеобразного чувства юмора, доброты, позитива, чего-то даже неземного.


Поділіться в соцмережах:

Коментарів: 1

  1. 2011-11-10 в 18:32:58 | Степан

    Грехов у каждого хватает, но на фоне всеобщих событий Украина как девственница

Залиште коментар! (Коментар з'явиться після модерації)

Не реєструвати

Премодерація - коментарі проходять перевірку.

Вкажіть email та пароль.
(Якщо Ви хочете зареєструватися Вам потрібно буде підтвердити еmail.)



(обязательно)