Новости культуры и искусства

Не узелок на память, а львовская «Улитка»

Рубрика: Изобразительное искусство
Метки: | | |
Вторник, 11 января 2011 г.
Просмотров: 1683

«Вот, например, львовские сувениры — мы таких даже в Киеве не видели, а почему?» — вспоминали москвичи львовский магазин-салон с экзотичным названием «Улитка».

Мы пожаловали в гости к «улитковому» директору Юрию Гайде: с типично галицкой хитринкой и любовью к искусству, математик по образованию и знаток туристического бизнеса в недалеком прошлом, господин Юрий рассказывает, показывает и приглашает...


Творческая «Улитка»

На двух квадратных метрах холла стоят герданы, выставили блестящие бока писанки, пестреют картины и вышивки понуро повесились на вешалках, ожидая чьей-то пышной груди, на которую их оденут. Господин Юрий, как будто волшебник, вытягивает из третьего ряда правого верхнего угла дежурный шедевр и восторженно рассказывает о его истории; если бы он его сам не достал, вряд ли можно надеяться, что его кто-то даже не приобретет — увидит. Во-первых — разбегаются глаза, во-вторых — нехватка выставочной площади, именно из-за этого восемь лет тому назад и начались «раскопки» в подвалах прежнего костела иезуитов. Это здание находится через дорогу от музея, но быть детищем «главного офиса» ей так и не судились: здесь только выставляют картины, а еще проводят экскурсии с рассказами о привидениях и алебастровых саркофагах — неожиданных результатах поиска новой площади.

«Знаете, у нас не продают, а консультируют — немногие идут отсюда без подарка, хотя приходил, не зная, что покупать», — рассказывает дальше Юрий Гайда. «Ведь нужно не просто наклеить на произведение цену, а еще и представить его, — продолжает его мысль Оксана Боднар, директор художественного салона. — Приходят такие творческие люди, все расспрашивают, вот а кто этот автор? А тот, который рисовал иконы, женатый? Вот, например, такая картина, — волшебным жестом вытягивает ниоткуда чудесное изделие из витражного стекла, — вы посмотрите на подпись... Читаю: «Марчучек» — это художник Игорь Марчук, — вот видите: вы улыбнулись — как мало для этого нужно. Вот и он хороший такой... Однажды я ему звонила по телефону домой, а трубку поднял ребенок и говорит Игорю, что его к телефону. А я на другом конце провода слышу, как он прыгает и поет: «Меня к телефону, меня к телефону...».

Госпожа Оксану перебивает господин Айда, вытягивая не менее виртуозным жестом из «закромов» другой шедевр: «Прошу! Тиснение по коже — Игорь Копчик. Очень грубая кожа и сложная, изобретенная автором процедура тиснения. Его произведения даровали Папе Римскому и президенту США Клинтону; он порой так амбициозно шутит, что свои произведения не продает, а у него их покупают...» Мой взгляд падает на чудесный керамический подсвечник: «А! Нравится, — замечают «улитки» мою заинтересованность. — Так вон же автор сидит! Прошу познакомиться — Леся Рось, а вон еще один наш иконописец...». А вон невероятные украшения из керамики Юрия Муравского — от них загораются глаза даже у мужчин (предчувствуя, как обрадуются подарку любимые), а вон — типично львовское занятие живописью Оксаны Андрущенко — приезжайте и смотрите, а там — корзины писанок — когда-то одна клиентка из России потратила все деньги на закупы в «Улитке», аж при выходе она заметила еще корзины с писанками: «Ой, ой, ой! Как же это без писанок! И класть уже нет куда... Ну давайте мне вместе с корзиной — в руках понесу».

Активная «Улитка»

Впрочем заграничные гости, может, и скупают предлагаемое вагонами, а как выглядит ситуация с украинскими обывателями? Спрашиваю у господина Гайды: «Я бы не сказала, что цены в «Улитке» аж такие низкие, по крайней мере для Львова, здесь же известен всем вернисаж...»

— В Украине большинство людей считают, что на базаре покупать более дешево — не важно, говорим мы о сосисках или о произведениях искусства. Создание «пятачка» было благородным, десятилетней давности идеей городских органов власти — даты возможность художникам свободно реализовывать свои произведения. Сегодня же на таких вернисажах стоят реализаторы, и только кое-где можно натолкнуться на студентов Академии искусств, которые продают относительно качественно и дешево. Кроме того, художники, которые себя уважают, не унижаются до такой реализации. Вы же представьте, авторские работы каждый вечер и каждое утро пакуются-распаковываются, а погодные условия — снег, град... К «Улитке» приходили киевляне и рассказывали, что кое-где из керамического горшка, купленного на Вернисаже, даже нельзя выпить вторую порцию кофе, потому что филижанка уже треснула. Кроме того, горшочек должен нести именно украинский дух, а не быть сделанным в Польше с нанесенными потом известными полиграфическими методами каких-то узоров.

— Вот киевляне приедут и сразу на Вернисаж тянут...А там же и показать в последнее время незачем...

— Да, к величайшему сожалению, в Украине — с такими традициями и потенциалом! — с каждым днем увеличивается угроза вытеснения типично украинской сувенирной продукции китайским ширпотребом. Даже во Львове, который, казалось бы, носит название галицкого Пъемонту, на «пятачке» ориентировочно 30% предлагаемого — китайского производства. Несколько раз на международных туристических выставках, ярмарках пришлось сталкиваться с тем, что 80% продукции киевских производителей назывались матрешками. К слову, вспомню происхождение матрешки: ее, как и много других идей «братских» России народов, россияне «одолжили» у украинских казаков. Эти куклы были разработаны украинскими казаками, пожизненно заключенными в Петропавловский крепости, как один из способов как-то поубавить время. Конечно, этот факт немногим известный и много десятков лет матрешка символизирует Россию...

Да, в 95-ом мы были участниками «Ярмарки подарков» в Лейпциге, поехали за собственные средства вдвоем с водителем. Киев представлял тогда, помню, именно матрешки, а у нас один немец из Ерцгебирге, который занимается выработкой деревянных яиц, скупил все писанки. Потом сознался, что будет использовать украинскую технологию, наследуя именно наши писанки...

— А как выглядят сегодняшние «улитковые» достижения?

— Произведения искусства, какие мы выставляем в галерее, являемся уникальными авторскими работами украинских художников, которые уже развезли по всему свету. Одно из направлений нашей деятельности — это интерьер и экстерьер. Как примеры: один из самых популярных украинских ресторанов в Торонто имеет огромную экспозицию вручную вылепляющих скульптурок, какие они несколько лет заказывали в нашей галерее. Мы помогали в создании интерьера ресторана у Польши, гостиницы в Карпатах, нескольких номеров и холлов в киевской гостинице, несколько холлов в Мариинском дворце (разного размера, но выполненные в одном стиле, керамические вазы с коваными подставками), а также парадный вход в Кабинет Министров — он украшен изготовленными у нас напольными кашпо. Специфическим моментом в нашей работе является такое себе побуждение художников к творчеству: мы выставляем на экспозиции их работы, которые еще не были нигде выставлены. Как известно, на многих выставках практикуется демонстрация произведений десятилетней давности, или какой-то пятой авторской копии. А мы поставили условие «права первой ночи».

Еще одно направление «Улитки» — это поддержка, развитие сувенирной продукции и художественных промыслов. Среди благодарных клиентов в этом месте известные названия: банк «Аваль», «Галичфарм», как Киевская, так и Львовская инспекция труда, Государственная туристическая администрация и Национальная туристическая организация, гостиница «Мир», Кабмин... Фирма «Автоэкспо», организатор международных туристических выставок, например, для награждения лучших участников заказывает у нас уже много лет большие писанки, изготовленные из гутного стекла и расписанные львовскими художниками.

— И какие заказы самые популярные?

— Это и много видов пивных кружек — самых популярных подарков для мужчин с логотипами заказчика или наиболее интересных туристических объектов Львова или Киева. Львовская телерадиокомпания «Люкс», например, заказала у наших мастеров серию кофейных филижанок со своим «вишневым» логотипом. Цены колеблются от 5 до нескольких сотен гривен. А «покойное» Министерство внешнеэкономических связей традиционно заказывало у нас замечательные кожные папки ручной резьбы и плетения. Контроль над использованием этих папок имел лично министр, не допуская к ним даже своих заместителей; в папки, в частности, запаковывали письма Президента Украины к президентам других стран.

— В таком случае или были уже заказы от новой власти?

— Думаю, она еще хорошо себя не осознала, но, когда два года тому назад Ющенко еще был лидером блока, в нашей галерее для него заказывали замечательный подарок в виде резного вручную украинского хутора.

Об истории создания этого сувенира красиво рассказывает Оксана Боднар, которая работает здесь 11 лет: «Пожаловал к нам как-то один киевлянин и заказал казацкий хутор. «Вот, — говорит, — хочу возвращаться домой из работы и так себе успокаиваться: буду смотреть и мечтать — корова туда пошла, казак туда поехал...» Я долго думала над авторством будущей работы и решила — Богдан Гринчак. Его авторские работы всегда были очень популярными, собственно, Богдану удалось точно воспроизвести концепцию этого заказа. А затем этот киевлянин, который стал нашим постоянным клиентом, расхвалил работу в столице и, когда группа бизнесменов захотела сделать подарок Виктору Андреевичу, обратилась к «Улитке», то мы даже не сомневались, кто его будет делать...»

Туристическая «Улитка»

— В контексте будущего «Евровидения» все актуальнее становится вопрос, что же повезут гости Украины домой, как сувениры? Что по этому поводу думает «Улитка» и разработал ли он уже свои подарочные концепции?

— Конечно, сувениры должны изготовить руки украинских мастеров. Речь не о шароварщину, а о здоровом патриотизме. В силу своего миропонимания, происхождения или воспитания художники подсознательно будут делать вещи с элементами украинского даже в простых формах. И, конечно, традиции, характерные только для Украины: чернодымленна керамика или гуцульская резьба, полтавская роспись. Резерв есть и у нас, к «Евровидению» имеем несколько задумок стремимся во всем нести украинский дух! Например, в прошлом году спрос имела наша идея с футболками с вышивкой. Я хотел бы подчеркнуть, что это не были вещи из тампопечатью, а с аутентичной украинской вышивкой. Очень удачной я считаю идею с колокольчиками. У нас даже такая бесплатная реклама есть — около Музея этнографии в теплое время года стоит человек, который привлекает внимание прохожих звоном колокольчика. Говорят, что колокольчики отгоняют злых духов, то этими можно, по-видимому, весь ад отогнать — господин Юрий показывает на достаточно большую охапку разно-разно-цветных колокольчиков.

— Хочу сказать комплимент замечательному названию салона-галереи! Но что она имеет общего с изготовлением сувениров?

— Все начиналось, конечно, из туризма, ведь в любой стране изготовления сувениров — большая машина, на которой зарабатываются достаточно большие деньги, не говоря уже о странах, которые только благодаря туризму и пополняют государственную казну. После распада Советского Союзу я сделал первый молодежный лагерь: в сосновом лесу в Брюховичах и в Карпатах. I как-то коллега метко сравнила туриста с улиткой, который тоже все свое несет с собой, потому, когда потом учредили художественный салон, никто не сомневался, как его назовем. Название оказалось настолько удачным, что даже порой на улице меня останавливают и говорят: «А это же вы — мистер Улитка?»...

Тогда, в начале 90-х, когда мы организовывали туры, не все украинцы были платежеспособными, потому ориентировались на иностранцев, а также на сувениры, какие они забирали с собой на упоминание. Сначала маленькие подарки мы даровали просто так, а затем, поняв, что их изготовление вовсе не совершенно, начали налаживать контакты с художниками...

— Знаю, что «Улитка» активно пытается внести коррективы в культурную политику государства...

— Да, мы хотели бы задекларировать и позиционировать как определенную проблему вопроса государственной поддержки народных промыслов, которые или уже отмерли, или недалекие от этого. Поэтому, как представители базовой украинской культуры — с одной стороны, а из другого — как совсем незащищенные украинские производители, они нуждаются во внимании и поддержке государства. Эту программу мы пропагандируем уже несколько лет, но, в конце концов, видно маленькие, и результаты. Да, в прошлом году нам удалось провести заседание пресс-клуба и семинара на тему «Почему украинский сувенир вытесняет импортный «кич»?». Также нам удалось добиться поддержки у туристической администрации, которая является частью органов исполнительной власти, они поддержали проведение семинара и оплатили из собственных расходов часть выставочных площадей на Международном туристическом салоне в Киеве. При поддержке или при участии «Улитки» изданы книги характера народоведа, монографии об украинских художниках.

А в железнодорожных кассах, здесь рядом, женщина с американским паспортом в руках, очках на носу и большим рюкзаком на плечах покупала билет к Киеву — интересно, сколько в том рюкзаке подарков домой?

Поделитесь в соцсетях:

Оставьте комментарий! (комментарий появится после модерации)

Не регистрировать

Премодерация - комментарии проходят проверку.

Укажите email и пароль.
(Если Вы хотите зарегистрироваться Вам нужно будет подтвердить еmail.)



(обязательно)