Новости культуры и искусства

Несъедобный продукт украинских телеканалов

Рубрика: Кино и ТВ -> Человек и общество
Метки: | |
Понедельник, 2 сентября 2013 г.
Просмотров: 740

продукт украинских телеканалов

Анализируя современное украинское телевидение, поневоле спрашиваешь себя: как в действительности его дальновидные творцы относятся к многомиллионной зрительской аудитории? Возможно, как к уже устоявшейся, но непритязательной толпе, которая охотно проглотит все, что ей скормят, или как к глине, из которой можно вылеплять все, что угодно?

Украинское телевидение заполняется по большей части развлекательными и политическими передачами, при полном или почти полном отсутствии программ познавательных, научных и научно-популярных. То есть таких, какие развивают человека, расширяют его мировоззрение и заставляют к хотя бы какой-то умственной деятельности. А следовательно - дают мозгу такую необходимую для производительного функционирования еду, а не только пустую жвачку, которую рано или поздно придется выплюнуть.

продукт украинских телеканалов

Причина такой позорной ситуации, казалось бы, на поверхности. Умные передачи - продукт слишком тяжелый для мозгового переваривания зрителей и уже совсем несъедобный для медиамагнатов. То есть - сознательно проигрышный. Он в любом случае не сможет конкурировать со всяческого рода «развликаловкой», потому что никогда не соберет большую зрительскую аудиторию. Рекламодатели это хорошо понимают, и поэтому им невыгодно размещать рекламу на таком невостребованном фоне. Следовательно и руководителям канала невыгодно ни изготовлять такой продукт, ни даже ставить в эфир уже готовый. Скажу больше: для того, чтобы заявить о своем желании на подобные риски, владелец телеканала должен очень любить свой народ. Где-то на грани мессианства. Настолько любить, чтобы сознательно ради его духовного и умственного развития идти на собственные убытки. А это уже что-то из сферы ненаучной фантастики, большей бессмыслицы и выдумать трудно. Таких людей в Украине нет. То есть они, конечно, есть, но никакими медиаресурсами не владеют и ничего в этой стране не решают. Те же, кто решает, обеспокоенные совсем другими делами. А именно - конкуренцией между собой за наши зрительские симпатии. Кто захватит большую аудиторию и более крепко привяжет ее к своей кнопке - точке и опоре.

продукт украинских телеканалов

Обратите внимание, вопрос о каких-то развивающих программах не стоит. Его не просто нет в порядке дневном информационной политики любого канала - его нет вообще. То есть в этом направлении никто даже не работает и не думает. И хотя при рыночных условиях это, по-видимому, нормально (по крайней мере понятно), но от этого легче не становиться.

Умная угроза

Однако списывать все на коварный рынок было бы слишком просто. В конечном итоге, мы имеем национальное телевидение, которое финансируется государством, а кто как ни государство должно заботиться об интеллектуальном развитии своих граждан? Между тем, ни одного подобного стремления и близко не наблюдается. Кроме того, не секрет, что владельцы телеканалов - совсем не чистые от политики бизнесмены работают в тесном контакте с властью, а соответственно - и с государством. Так уже заведено. К чему это я веду? До того, что кроме рыночных требований, есть еще один весомый фактор, который обусловливает вот такую исключительно развлекательную направленность нашего телепространства. А именно: интеллектуальный голод на телевидении - не только дань суровым рыночным реалиям, но и большая хорошо разработанная технология, направленная на умственное обнищание целого народа, культивирования первобытных инстинктов, поощрение примитивного состояния души и блокирование или недопущение самого процесса активного умственного труда.

продукт украинских телеканалов

Нужны аргументы? Нет Проблем!

Дело в том, что умная нация никому не нужна. По крайней мере, никому в нашей стране. Потому что люди, которые умеют думать, анализировать, сопоставлять, и вообще идут в своем развитии дальше среднестатистического непритязательного зрителя, несут потенциальную угрозу для касты правителей. Во-первых потому, что в этой касте, созданной по принципу закрытого клуба, все столики, диваны и другие теплые места расписаны на много лет вперед. И для себя, и для детей, и даже для внуков (причем не важно в действительности, по какую сторону от главного кресла государства находится тот или иной член клуба). Чужих там не хотят. Поэтому и делают все ради того, чтобы сделать невозможным крестовый поход потенциальных умников (читай - захватчиков) к этой крепости. К тому же, чтобы с легкостью управлять (а скорее - управляться) с такими людьми, надо быть по крайней мере на уровне с ними, а еще лучше - этот уровень превышать. С умными вассалами многовато хлопот, с ними в любом случае надо считаться. А если считаться со своим народом - в чем тогда, извините, смысл прихода к власти? Имею в виду - здесь и сейчас, то есть именно в нашей искривленной системе ценностей? Поэтому украинская так называемая элита кровно заинтересована в дальнейшей маргинализации населения. В частности - путем скармливания ему сладкого микса экстрасенсов и сисек.

Испытано на себе

Кому-то может показаться, что мы сгущаем краски и никакого губительного влияния на коллективный интеллект нации сплошная развлекаловка на ТВ не имеют. Но, так же как «душа обязана трудится и день и ночь, и день и ночь» - мозг тоже обязан работать. В противоположном случае он просто атрофируется, как любая нетренированная мышца. То есть, чем дольше и чем больше индивид употребляет попсы, не получая при этом чего-то более содержательного, то отчаяннее и неотворотнее он тупеет. Я имею право так говорить. Я испытала это на себе. Просто прибегла к антигуманному эксперименту: на протяжении нескольких дней смотрела только развлекательные шоу. Для более быстрого результата - даже - без перерыва на новости и фильмы. В первый день - сознаюсь - это было приятно. Блаженное состояние «ничегонеделания» дополнилось не меньшим кайфом от «ничегонедумания». Правда, вечером изголодавшийся мозг проснулся и начал требовать хотя бы какой-то еды. Хоть «Букварь» почитать перед сном. Цыц, пакостное! - сказала я ему и уснула под рефрен идиотской песенки не помню уже кого. На следующий день стало плохо: мозг всплывал желудочным соком, плевался в меня жвачкой и ругался нецензурными словами. Стремительно хотелось переключить «видео лгунишки» по крайней мере на какие-то новости, а еще лучше - прилипнуть к спасительному компьютеру и погрузиться с головой во всемирную сеть. Зато на третий день ситуация кардинально изменилась. Очевидно, устав бороться со мной, мозг наконец успокоился и отключился. И здесь произошло самое страшное. Тупо созерцая картинки в телевизоре, я вдруг почти физически почувствовала, как извилины этого самого загадочного во вселенной устройства медленно начали распрямляться. Это уже был край. В дальнейшем продолжать издеваться над собственным организмом не было смысла. Ситуацию спасла любимая передача «Что? Где? Когда», которая транслировалась на одном из русских каналов, и обычно, старый добрый интернет, который поил главный орган опьяняющим настоем целебных знаний. И как они, мои несчастные соотечественники, это все выдерживают, прости господи, - неделями, месяцами, годами? Больше я таких экспериментов на себе не буду проводить.

Плебс, знай свое место!

И вот сейчас какой-то придирчивый читатель негодующе воскликнет: автору, по-видимому, повылазило, если видит на украинском ТВ одну только попсу. Не нравится «развлекаловка» - не нюхай! Переключи кнопку на политическое ток-шоу, и будет тебе счастье. Вместе с эстетическим удовольствием от умных бесед о судьбе государства. От пылких споров и интеллектуального стриптиза, что охотно устраивают в теплой студии те же члены того же закрытого клуба, о котором писалось выше. А я как раз собиралась вспомнить незлым тихим словом эти незаурядные зрелища. Хоть они за свою популярностью к попсе не дотягивают, но все же имеют в народе незаурядный спрос. Остановимся детально на передаче «Шустер-лайв» как самой рейтинговой и наиболее «скандальной» среди себе подобных.

То, что же предлагают нам по пятницам творцы политических танцев на шесте, заманивая в свои тенеты достаточно большую часть зрительской аудитории? Посмотрим на действо придирчиво и беспристрастно, то есть как исследователи, и нам сразу откроется правда. А она, друзья, заключается в том, что любимая многими (да и самим автором этих строк, чего уже там!) передача - ничто другое как четко вывереная психологическая модель, за которой строится наше общество. Уже само обустройство студии недвусмысленно разделяет собравшихся на две неравновеликих группы - народ с пультами для голосования, которое молча сидит в отведенном для него зале (стойле), и только за командой ведущего послушно нажимает кнопки, - и лучшие выходцы из этого народа - вершители судеб и обладатели дум, которые вальяжно заседают в удобных белых креслах посредине студии. Эти привилегированные существа неплохо устроились - им разрешено практически все: излагать свою точку зрения (какой бы дебильной она не была), перебивать друг друга, ругаться между собой на чем свет стоит. Их разве что опахалами не обмахивают и рюмашку не подносят. Зато подносят микрофон - каждому кто пожелает выразить свое бесценное мнение. И никого почему-то не поражает, что какой-то Вася Пупкин без наименьшей печати интеллекта на лице, с тремя классами ЦПШ и миллионными счетами неизвестного происхождения - сидит, освещенный со всех сторон в белом кресле и несет такую бессмыслицу, что ни на какие уши не налезает, а человек с двумя высшими образованиями, но без денег в кармане, без работы, и, вероятно, без будущего, - должен удовлетворяться двумя кнопками на пульте. И будь этот человек хоть семи пядей во лбу - ему никогда не пробиться за ограждение - туда, где кресла, свет и микрофоны. Только «Да» или «Нет». Поддерживаю, или «не поддерживаю». Третьего не дано. И только тогда, когда укажет ведущий. Все другое время он должен молчать и слушать. Нет, людям в стойле никто не запрещает возмущаться тем, которые говорят и как себя поводят политики, но их все равно никто не услышит. Микрофоны для биомассы не предвидены. Предвидены только «голосовалки», которые все равно ничего не изменят в заранее написанном сценарии.

Ничего не напоминает? Можно, конечно, допустить, что те, кто придумал именно такой формат шоу и именно таким образом обустроил студию - сделали это подсознательно. Но автору этих строк кажется, что таких случайностей не бывает. Скорее всего, можно говорить о еще одной технологии влияния на сознание, призванное приучить народ к определенной модели поведения и позорной роли постороннего наблюдателя, от которого ничего в этой стране (студии) не зависит, - невзирая на навороченные голосовательные устройства и показуху с обнародованием результатов. Поэтому не стоит и «дергаться». А, чтобы люди по разные стороны экрана меньше задумывались над своей незавидной ролью статистов, чтобы им невзирая ни на что было интересно, гости приглашаются такие, которые, с большой долей достоверности, столкнувшись лбами, как минимум перессорятся в прямом эфире, как максимум, понабивают друг другу рожи. Чем громче будет шум в студии, тем больший рейтинговый урожай насобирает теледейство. И не суть важно, что за кулисами в перекурах эти непримиримые пожимают руки и целуются как лучшие соседи. Главное - перед камерами добросовестно играть свои роли, чтобы обеспечить народу любимое представление. Современные украинцы в этом смысле ничем не отличаются от древних римлян. Правда, в Риме во время зрелищ в толпу бросали хлеб.

Бедные, потому что дураки

После всего сказанного логично было бы спросить себя: так что, нам и в дальнейшем терпеть это безобразие или есть все-таки какой-то выход? Есть ли надежда на то, что из нации прекратят делать законопослушное бездумное стадо и начнут хоть как-то заботиться о его интеллекте? Вы хотите честный ответ? Нет такой надежды. По крайней мере - ближайшие 5610 лет (а там - как повезет). Причина - см. выше. А выход есть только теоретически. Это - создание так называемого общественного вещания (или общественного телевидения), о необходимости которого так долго говорили и сейчас говорят все кому не лень. Если в двух словах, то идет речь о телевидении, которое не контролируется государством и большим бизнесом. В идеале оно должно базироваться на трех принципах: общественное финансирование, общественный контроль и отстаивание интересов общества. Общественное телевидение должно реализовывать общественно важные проекты, за которые не берутся коммерческие каналы, в том числе - те же таки «умные» передачи. Очевидно, это единственная ниша, в которой они могут прижиться.

За мнением экспертов, на создание правовых механизмов для общественного вещания понадобится несколько месяцев, на сам организационный процесс - порядка года. То есть - было бы желание. А как раз его - настоящего, а не декларируемого - до сих пор не наблюдалось.

Раньше этой темой забавлялись демократы, теперь - эстафету переняли диаметральные политические силы. В середине октября заместитель главы администрации президента Анна Герман поведала широкой общественности: «Президент намеревается еще до конца этого года приложить все усилия, чтобы парламент начал обсуждать законопроект об общественном вещании».

Однако уважаемая госпожа смолчала об одном важном нюансе. Настоящее общественное вещание (а не просто изменение вывески на дверях государственного) должно полностью финансироваться гражданами. Если оно хоть частично финансируется из бюджета - то это уже что угодно, только не общественное вещание. Это в любом случае - контроль со стороны государства. Оно должно финансироваться исключительно гражданами. Но какой процент наших граждан, задурманенные ежедневной попсой, заявит о своем желании платить дополнительные средства за общественное телевидение, если их «и здесь неплохо кормят»?

Маленькая иллюстрация к теме: несколько месяцев назад пришел ко мне сосед по дому лет 656-ти, чтобы посоветоваться, к какому цифровому пакету ему подключить свой телевизор.

«Какие каналы вы хотите смотреть» - спрашиваю у него. – « А мне много не надо. Мне - чтобы футбол показывали, «Играй, гармонь» и «Поле чудес».

…Какое, к черту, общественное вещание?

***

Московский театр мюзикла представляет зрителю новые постановки: «Времена не выбирают», «Растратчики», и музыкальное ревю «Жизнь прекрасна», билеты на постановки можно заказать на сайте teamuz.ru. Московский театр мюзикла, это единственный театр в Москве посвященный жанру мюзикла. Находится он на знаменитой «Гобушке», и оборудован большим просторным зрительным залом, удобными мягкими креслами внутри, а также уютными кафе и барами в светлых просторных холлах здания, а на улице находится удобная парковка.

Поделитесь в соцсетях:

Оставьте комментарий! (комментарий появится после модерации)

Не регистрировать

Премодерация - комментарии проходят проверку.

Укажите email и пароль.
(Если Вы хотите зарегистрироваться Вам нужно будет подтвердить еmail.)



(обязательно)