Новости культуры и искусства

Новая музыка в Украине, или глоток свежего воздуха от Владимира Рунчака

Рубрика: Музыка -> Мероприятия
Метки: | | | |
Среда, 4 декабря 2013 г.
Просмотров: 867

Владимир Рунчак

Новая музыка в Украине звучит как звонкая пощечина Владимира Рунчака общественному вкусу. «Звонкая пощечина», этим словосочетанием характеризуют критику выступления Владимира Рунчака с камерным ансамблем «Новая музыка в Украине».

И правда, его искусство шокирует, захватывает, вынуждает по-новому смотреть на привычные вещи.

Рунчак — человек особенный. Длительное время имел репутацию непоправимого авангардиста. Правда, в настоящее время это определение звучит иначе — гениальный. Впрочем, маэстро не проникается сменой собственного статуса. Как и когда-то, несмотря на сложные жизненные коллизии, остается простым и открытым.

«Не-симфония», «Не-концерт», «Возможно-соната». Эти мятежные названия произведений Рунчака достаточно часто эпатируют рядового слушателя, который еще не успел пресытиться действительно качественной музыкой, — страстной, динамической, порой медитативной. Разговоры вокруг личности самого маэстро тоже заметно отличаются: откровенное пренебрежение переходит в почти фанатичное увлечение. Что же, такое законы жанра! Сначала плюют и топчут, потом слезно целуют руки. Методика давняя и проверенная. Почувствовал ее на себе и Владимир Рунчак.

Владимир Рунчак

— Говорят, что судьба художника в кое-чем похожая на долю пророка: сначала его бьют палкой, впоследствии искренне удивляются величию...

— Метко замечено. Искусство — дело элитарное. Здесь всегда были люди, которые мыслили космическими категориями. И не удивительно, что среди них попадаются такие, которые прогнозировали ситуацию на будущее. Вот только заканчивали они, как правило, плохо. Вообще, понятие «мученичество» является достаточно актуальным, в частности в Украине. По моему мнению, у наших людей оно выработано веками и приобрело болезненные формы. Отдельные индивиды скрывают за ним собственный комплекс неполноценности. Это своего рода мазохизм, если хотите. Делается удар не на конечный продукт деятельности художника, поэта, музыканта, а на то, какие хлопоты ожидают художника уже в процессе творения, часто от власти. Я лично далек от этого. Понимаю следующее: выбрал свой путь — иди до конца и не смотри вокруг, просто делай свое дело.

Владимир Рунчак

— Кто-то из больших сказал: «Чтобы понять настоящее искусство, человеку надо сначала дорасти до него». Думаете, в этих словах есть смысл?

— Да. Возьму для примера собственную музыку. Я знаю, что большинство ее просто не воспринимают и при определенных условиях выбора скорее пошла бы на «попсовый» концерт. Впрочем, я упрямо вожу страной камерное искусство, пытаясь тем же привить украинцам любовь к настоящему, не однодневному. А, чтобы эта любовь расцвела, надо чаще звучать со сцены «живыми» скрипкам, аккордеонам, флейтам. Государство, которое пропагандирует попсу, — дешевле семечек! Будущее такой страны видится очень туманным, в конечном итоге, как и музыки. Должно преобладать духовное.

— Но духовное — это не только музыка?

— Конечно. Это и слово, и книга, и религия. Каждый определяет для себя сам. Мое утро начинается с молитвы, а у кого-то — из нескольких страниц интересного журнала. Бывает по-разному.

— Как давно вы поняли, что «новая музыка» способна исправить испорченный вкус рядового украинца?

— Я даже не надеюсь полностью изменить шкалу ценностей человека, которому еще несколько лет назад говорили, что белое, — это черное, а черное — белое. Отмыть дешевый соцреалистический борщ, в котором все мы так долго варились, — немалая проблема. Да и музыка наша не является новой, хотя в определенном смысле так выглядит. Мы исполняем произведения композиторов, что при определенных идеологических условиях XX века были запрещены. Юзеф Кофлер, Войцех Киляр, Валентин Сильвестров, Витольд Лютославски — вот только несколько имен. «Новая музыка» — это вроде бы глоток свежего воздуха в темной, обтрепанной комнате. Она элитарна.

Не так давно Рунчак с коллегами ехал поездом на фестиваль в Одессу. В их купе несколько часов вопило радио — что-то наподобие «Ветер с моря дул». С просьбой выключить эту гадость музыканты обратились к проводнице, на что и сказала: «Вы что, музыку не любите, да»? — «Нет, мы за нее не платили», — ответил Рунчак.

История показалась забавной, но не без морали. Действительно, нынче иметь спокойствие, разгрузить уши от всего лишнего, что напирает отовсюду, просто нереально. Создается впечатление об умышленной популяризации третьесортного продукта. Как знать. Возможно, так и есть.

— Владимир, ваши произведения заметно отличаются от той музыки, которая раздается из каждого второго окна, и названия тоже.

— Очевидно, идет речь о части «не». Возьмем, например, слово «неконцерт». В современной музыке жанр концерта уже давно мертв. Согласитесь, не существует солиста как солиста, а оркестра как аккомпаниатора, поэтому в этом случае честнее сказать «неконцерт». К тому же афиша с названием «Несоната 253» соберет больше людей в зале, чем просто соната Бетховена. Эпатаж, конечно, в этом тоже присутствует.

— Чувствует ли маэстро Рунчак ответственность за то, что делает?

— Если ты композитор, то полностью отвечаешь за свою музыку, за каждый звук. Когда берешься за перо и нотную бумагу, помни: так делали и Моцарт, и Бах. Очень важно это осознавать.

— Творческая деятельность связана с частым изменением городов, стран. Где чувствуете себя уютнее всего?

— Уютнее всего, конечно же, дома — в Киеве с сыном и женой. Хорошо чувствую себя и в Луцке. Это моя родина, мой корень.

Еще нравится Мюнхен — чудесный город: милые, приязненные люди, отсутствие хаоса... Успех как таковой я первый раз имел именно в Баварии — одобрительные отзывы прессы, выгодные предложения, прожекторные огни…

— А как относительно головокружения от успешной реализации собственного я?

— Ну, было немного. Приятно — все же другая страна, черт побери! Но я не болею «звездной болезнью». Здесь важно понять этапность — сегодня так, завтра иначе. Жизнь, одним словом.

…В настоящее время открывать душу как-то не модно. Большинство людей справедливо побаиваются так называемого «черного пиара», который является результатом максимальной откровенности респондента при общении с журналистом. Впрочем, Владимир Рунчак другого мнения. Говорит, что честность — прежде всего, потому что только уверенному в своей правоте человеку скрывать ничего, и он является прав.

Ни один концерт не может обойтись без прожекторного освещения. Огни, подсветка, светящиеся прожекторные лучи, блики – все это неотъемлемая световая атрибутика концертного зала или открытой тусовочной территории. Прожектор является световым сердцем ночного города. Ни одно мероприятие не может обойтись без хорошего светового оборудования, качественный прожектор купить можно на сайте http://www.acko.ua/, и сногсшибательная концертная или шоу программа пройдет на высшем световом уровне.

Поделитесь в соцсетях:

Оставьте комментарий! (комментарий появится после модерации)

Не регистрировать

Премодерация - комментарии проходят проверку.

Укажите email и пароль.
(Если Вы хотите зарегистрироваться Вам нужно будет подтвердить еmail.)



(обязательно)