Новости культуры и искусства

Оксана Забужко: 2015 год будет самым сложным для Украины

Рубрика: Человек и общество -> Литература
Метки: | | |
Среда, 1 апреля 2015 г.
Просмотров: 904

Оксана Забужко Музей покинутых секретов

Писательница Оксана Забужко в эфире программы "Вечер с Николаем Княжицким" рассказала, почему европейцы 23 года не замечали Украину, как деградирует русская культура и как нам пережить войну. Об актуальности "Музея покинутых секретов" и 100 лет исторического одиночества Украины

Книги не теряют своей актуальности. "Музей покинутых секретов" не о том, что было перед предыдущим Майданом или после него. Он о любви и смерти, о насущных вещах, которые являются достаточно универсальными, которые познают люди во всех странах. Это вещи человеческие, это долгоиграющие программы украинской истории. Сюжет который я держу на 60 лет, сегодня разыгрывается на нашей многострадальной земле. Однако, эта история не 60-ти, а 100 летняя. Мы сейчас все еще в парадигме "Музея". "Музей" все еще продолжает сбываться. Я смотрела как мои герои оживают, как внучки и правнуки из НКВДистскими фамилиями приходят в третьем поколении. Возвращается эта карма, карма от дедов к внукам, о чем и идет речь в "Музее". Мы реально сейчас платим за системные исторические ошибки наших предков, которые ударили как по исторической судьбе Украине, так и по Европе. Переломным стал 1818-1820 год, там лежал сбой программы, там мы попали в парадигму 100-ни лет нашего исторического одиночества, нашего небытия, нашей латентной войны на уничтожение.

Оксана Забужко Музей покинутых секретов

Оксана Забужко: Мы выходим из нее прямо сейчас. Мы теперь отрабатываем то, что было сделано. Отрабатываем и свою не память, и свое забвение, и свою любовь к комфорту, и свою легкомысленность и историческую недальновидность. До сих пор раздаются голоса, что нужно думать не о прошлом, а о будущем, хотя именно эта мина прошлого сейчас и взорвалась "Ураганами", "Градами" и танками. И это все хочет стать нашим будущим. Мы еще в "Музее покинутых секретов".

О чествовании на Майдане годовщин гибели Небесной сотни

На траурных митингах в драку не лезут. Это вопрос этики и вопроса морали. Для меня более важное, что траурный митинг состоялся достойно, честно, чисто и трогательно. Там люди действительно миновали героев Небесной сотни. После того даже не пришлось убирать Майдан, никто даже не бросал бумажек. А это действительно показатель, как меняется страна и происходит внутренняя очистка. Я подчеркиваю, что на траурных митингах не сорят и не лезут биться.

О том украинском обществе и мировоззрении европейских элит

Общество опережает осознание украинских элит, оно опережает их этот целый год. Гражданское общество Украины завоевало нам уважение целого мира и международных политических элит. И оно получило нам ставку на Украину как на регионального лидера. Раньше, благодаря пропаганде Путина, в Европе думали, что мы какая-то там часть, которая откололась от России, но не стоит брать ее к сведению. И это касалось не только политиков. Например, в сентябре на конференции центрально-восточный европейских интеллектуалов, ведущий немецкий русист Карл Шлегель подошел ко мне с покаянием за целую свою карьеру, за то, что он не досмотрел и всегда воспринимал Киев как третий по величине имперский город. Для него было открытием, что здесь есть неизвестный, неоткрытый народ, ведь все 23 лет независимость об этом не говорила.

О Russia Today

За Россию в мире говорит Russia Today. Даже на самом примитивном курорте в пакет программ входит этот телеканал. Еще до недавнего времени наивные европейцы смотрели Russia Today как источник объективной информации. Сейчас стоит вопрос того, что это уже даже не геббельсовская пропаганда, а уже оруельская. Они излучают токсичную информацию, которая должна быть квалифицирована по криминальному праву. Только сейчас правда об Украине начала европейцами восприниматься иначе. Очень важно, что первая прорывная книга на английском языке по этому поводу уже написана. Это Питер Померанцев "Ничто не правда, и все возможно" о современной России. Питер сам проработал в России восемь лет и убежал оттуда, когда не смог выдерживать токсичную технологию этого индуцируемого безумия. Пропаганда в России это – гипер мощная индустрия.

О том, как может противопоставить украинское общество русской пропаганде

Это параллельные вещи. В любой хорошо оснащенной старой демократии писатели, режиссеры, музыкантами являются первыми послами, амбасадором за пределами страны для широкой публики. Слушают в первую очередь не журналистов и не политиков, а тех, кого читают, тех, чью музыку слушают, с кем себя на интимном психологическом уровне идентифицируют, то есть с героями фильмов и авторами книг. Хотя эта сверхмощная индустрия там уже коснулась и искусства. Но искусство на службе пропаганды перестает быть искусством.

О деградации русской культуры

Все, что происходит сейчас в России не удивительно для тех, кто наблюдал за драмой, за деградацией русской культуры в течение этих прошлых 23 лет после распада СССР. Вспомните, например, в Киеве в 70-80-ые годы все, кто мог создать что-то хорошее, уникальное, сразу отправлялись в Мордовию. Эти люди просто получали стандартный украинский приговор, а именно, пять лет лагерей, семь лет ссылка. Было реально зачищено все. Я могу сейчас понять, что происходит в современной России, я вспоминаю свою юность и свои студенческие годы, а именно ощущение того, что в любой компании найдется стукач. Была какая-то светлая безопасная территория и была свинцовая недвижимость - и никакой общественной жизни. Это ужасная комбинация полной общественной пустоты, когда что-то именно хочет появиться, а его сразу равняют катком. Невозможным было никакое проявление самовольной, органической общественной жизни. У меня даже была такая история, что у нас в институте КГБ запрессовало и исключило с учебы группу, которая собиралась в общежитии и зачитывала Ленина, чтобы самостоятельно докопаться до правды и найти, где состоялось нарушение начальной хорошей ленинской идеи. Сам факт преступления был в том, что они хотели докопаться самостоятельно, но этого делать нельзя было, поэтому их исключили и отправили в армию.

На поверхности этой общественной недвижимости происходила какая-то имитация активности, социалистические соревнования. БАМы, "стройотряды" и это принуждение к имитации выматывало такое невероятное количество энергии. Именно поэтому люди спивались, - от этой раздвоенности жизни.

О Суркове и "сознательных" художниках России

Сегодняшнему маленькому проценту сознательных людей в России намного тяжелее. Несравнимый тяжелее, чем во времена СССР. Они даже вспоминают те сутки как золотой век. Путин намного худший за Брежнева. Важно отметить, что вся эта ФСБ, КГБ "группировка", это люди, которые были сформированы в ту эпоху. Они впитали те лекала их молодости, которым их учили в КГБ в 70-х годах.И теперь они за этими лекалами воссоздали существование целой страны. "Российская элита" заменила идеологию литературы, ведь тогда был культ русской классики. Сейчас же Сурков является архитектором современной политической системы России. Он является автором, режиссером новейшего сценария, у него самого режиссерские амбиции. То есть классика уже не нужна, не нужные ни Толстой, ни Достоевский. Новые правители России заступили на место классиков и напишут все сами. Они упразднили литературу, как главный фактор идеократии. Зато поставили телевизор, зомбаж и Московский патриархат. Действительно, сейчас в России церквей - как государственный чекистский департамент. Русские культурные элиты были разложены, купленные значительно раньше на рубеже 90-х и 2000-х годов. Меня пытались в России перетянуть на свою сторону, номинировали на "Русский бестселлер". Я отказалась и почувствовала всю эту русскую несправедливость, когда всеми своими действиями им надо было доказать "этим малороссам", что мы здесь главные, что мы здесь великодержавные. Это глубоко скрытый комплекс неполноценности. В отличие от Украины в России были писатели в 70-х годах, и когда все ожидали, что в 90-х годах они заигрывают, писатели взялись и сдулись. Состоялась традиция придворных элит. В России никогда не было независимых культурных элит. Не было этого самого культурного национализма, из которого вырос наш украинский, не было Лысенко, Старицких, Косачев. Там иначе как придворными, невозможно быть, это как в монархистские, и в сталинские времена.

О КГБ как основе русского реваншизма

Вся система России построена на сплошном реваншизме, на реставрации СССР в наиболее базовой форме. Основа этого - это продолжение срока секретности для документов НКВД, КГБ с 1918 до 1991 года, то есть прошлой весны. Вот именно с этой русской весны, с аннексии Крыма было принято решение о продолжении срока режима секретности. Это значит, что в действует все та же тактика, и они эту самую историю этих органов очень хорошо помнят и очень культивируют. Эта вся жестокая война в большой степени является войной памятей, то есть война за то, у кого более длинный шаг памяти. Это действительно "Музей покинутых секретов", мы все время в этой парадигме. И главное мое ощущение после года этой войны это ожидание, когда мы наконец выйдем из этого романа. Мы и до сих пор в середине вот этих чужих сценариев.

Поделитесь в соцсетях:

Оставьте комментарий! (комментарий появится после модерации)

Не регистрировать

Премодерация - комментарии проходят проверку.

Укажите email и пароль.
(Если Вы хотите зарегистрироваться Вам нужно будет подтвердить еmail.)



(обязательно)