Новости культуры и искусства

Петр Зайченко: на кинофестиваль к вам, я больше не приеду

Понедельник, 31 октября 2011 г.
Просмотров: 1968

Петр Зайченко

Петр Зайченко, у которого в активе больше, чем полсотни фильмов и награды международных фестивалей, - частый гость в Украине, но встретиться с ним можно, по большей части, на съемочной площадке. Однако, недавно актер пожаловал на третий Киевский кинофестиваль, где в последний день кинофорума и удалось с ним пообщаться. Он был заметно раздражен.

- Петр Петрович, какие у Вас впечатления от кинофестиваля?

- Зачем меня приглашать в Киев, если я здесь не нужен?! Когда прилетел - меня не встретили, питания не организовали... Не понимаю! У меня много дел. Например, сейчас снимаюсь в сериале для одного из украинских телеканалов «Девичья охота».

- И не одного позитивного момента?

- Фестиваль позабавил встречами. Меня узнал председатель жюри, итальянец, Анджело Иаконо. Мы с ним много общались. Было приятно видеть Григория Гладия, который сейчас проживает в Канаде. Его наилучшей партнершей по сцене была Наталья Каликанова, с которой мы вместе снимались в фильме «Такси-блюз». Встретил Юру Шапочку, киевлянина, который переселился в Америку.

- На киевском кинофестивале вы презентовали картину «Сибирь. Монамур»...

Петр Зайченко

- Эта лента в разных странах уже получила 17 призов. Недавно режиссер фильма Слава Росс, привез награду из Америки. У меня, как исполнителя главной роли, уже 4 приза. Когда в 2008 году мы снимали «Сибирь. Монамур», начался кризис. Слава смонтировал то, что уже успели отснять, и поехал во Францию. Французским продюсерам, в частности, Люку Бессону, этот материал показался интересным. Они и помогли завершить картину. На афишах написано: «Люк Бессон представляет фильм Славы Росса» - «Сибирь. Монамур». В 2009-ом съемки были завершены. В следующем году картину увидели французские зрители, как это предвидено условиями контракта. Позже будет прокат у России.

- Знаю, что съемки картины шли в тяжелых условиях, почти экстремальных...

- Фильм снимали в Сибири, в глухой Тайге, среди Саянских гор, на реке Наваждение. Там большая сырость и холодно. Но это ничто по сравнению с тем, что я простудил ноги, потому что приходилось по нескольку часов стоять в ледяной воде. Образовались тромбы, и мне сделали операцию шунтирование аорты. (показывает палочку, с которой ходит. - Авт.).

Петр Зайченко

- Но для таких случаев предвиденные дублеры?

- Дублера используют, когда не видно лицо актера. Вообще-то, я никогда не стремлюсь в кадре выполнять трюки самостоятельно. Уважаю работу каскадеров. Зачем вычитать их хлеб? Но, если режиссер считает, что необходимо мне выполнить какой-то трюк - делаю все, что нужно. Фильм лишь тогда будет удачным, когда актеры выполнят замысел режиссера. В картине «Сибирь. Монамур» Слава Росс не только выступал в качестве режиссера, но и написал сценарий. Это стопроцентно авторская картина. Когда я немного изменял текст, то шутя говорил Славок, что автор сценария может обидеться. Он шутил, что Слава Росс - режиссер разрешает эти изменения.

- В последнее время вы много снимаетесь у молодых режиссеров...

- Да, на старость «пошел по молодых» (смеется). И очень этим доволен. Они замечательные. Все знают. Сейчас старшему поколению сложнее. Многим замечательным режиссерам не удалось вписаться в новое время. Мастер, известный на весь мир не понимает, что прежде чем разговаривать с актерами, художниками, набирать группу, ему сначала необходимо найти деньги на фильм. Они к этому не привыкли. Раньше все было иначе. Госкино утверждало сценарий, режиссера. Последний, в свою очередь, выдвигал требования.

- А теперь нужен пиар, как фильму, так и любому творческому человеку...

- Мне это не подходит. Я стар и мне пиар не нужен. Люди сами узнают о моих фильмах. Я снимался больше чем в 50 лентах. Мне в жизни везло. Когда работал в Волгоградском театре имени Горького, познакомился с Василием Макаровичем Шукшиним. Я хотел поставить по его сценарию пьесу «Я пришел дать вам волю», написал автору письмо. Василий Макарович пригласил меня на съемки. Но, к сожалению, не судились - величайшего актера и режиссера не стало. Мой кинодебют состоялся через 9 лет после смерти Шукшина в картине «Парад планет» режиссера Вадима Абдрашитова. Потом я снимался у Павла Лунгина в «Такси-блюз» - картине, которая победила на Канском кинофестивале. Снимался в четырех европейских фильмах: во Франции, в Испании, Польше.

- Актеры, которые снимаются за рубежом, говорят, что там работают технически, а у нас - с душой...

- Это неправда. Действительно, там замечательная организация. Они покупают у актера не съемочный день, а фактическое время. Когда я работал на съемках ленты «Крапачук» - играл главного героя - меня выписали на два месяца. Если был не нужен в этот день на площадке - находился в гостинице. Другое дело, что те, кто имеют деньги и стремятся вложить их в кино, очень часто вообще ничего в этом деле не понимают. В ленте «Гроза над Русью», где Ивана Грозного играл Олег Борисов, Сергей Бондарчук - боярина Морозова, а я - любимого опричника Матвея Хомяка, инвесторами были, с одной стороны канадцы, из другой - харьковский агропром. Они замечательные люди, но вовсе не понимают в кино. Принесли на съемочную площадку музейную саблю, настоящую, времен Ивана Грозного, и предложили биться ею. Вы что, спятили?

Работники музея готовы собой прикрывать ее от дождя и ветра, а они дают ценное оружие в драку. Я предложил показать покрытую узорами саблю крупным планом, а потом взять обычную и биться - на экране никто и не заметит подмены. Кино нужно делать грамотно. В Европе все продюсеры, с которыми я работал, имеют профессиональное образование, и понимают в своем деле. Но они прагматики. Могут сказать режиссеру: «Не успеваешь снимать искусство - снимай сюжет». Ни одного лишнего часа не будут работать. Нужно все просчитать и уложиться в план. А наши актеры могут задержаться и на севере. Но талант всегда и везде остается талантом.

- Эммануил Виторган сказал, что вы не хотите переезжать в Москву. Уверена, что вас приглашали...

- Когда меня спрашивают о переезде, я уточняю: «Вы мне дадите квартиру в столице, как это было в советское время»? Когда Марк Захаров пригласил Олега Янковского в театр, актер получил от городского совета квартиру, которая отвечала потребностям его семейства. К тому же, кардинально менять жизнь нужно в юном возрасте. Например, Евгений Миронов, когда закончил училище, поехал в Белокаменную. Спал где-то по мастерским, со временем обжился. Переезжать нужно, но смолоду, не в 68 лет.

- Ваши внучки связаны с актерской профессией?

- Мой внук учится на третьем курсе в Волгоградском государственном университете, на социальной работе. Ему 19 лет, а внученьке - 16. Внук, за мое невежество в компьютерах, называет меня бабуином (смеется). Еще он учит меня читать реп. Говорит: «Не сдашь зачета - уменьшу тебе пенсию, я же чиновником буду». Но, еще неизвестно, кем он будет.

- Вас уволили с театра, возможно, чтобы таким образом отомстить за успех в кино?

- Мне это не известно. Об этом нужно спрашивать у тех людей, которые меня уволили. Но, сейчас уже театра им. Горького не существует. Вместо него есть Новый Экспериментальный Театр. Уволили в связи с сокращением штата, мне не исполнилось и 60-ти лет. С того времени, я работаю лишь в кино. Уволили - я нашел работу в Москве. Потом выходил на съемочные площадки в Париже, Брюсселе, Мадриде, Варшаве.

- А на заграничных съемках политические моменты присутствуют?

- Политика влияет на искусство, но рядовым людям делить ничего. Когда мы приехали в Каменец-Подольский на съемки «Тараса Бульбы», я очередной раз в этом убедился. Недавно в России прошел сериал «Дело было на Кубани», который снимался в Киеве. Здесь дешевле сделать фильм, при этом, работаешь с замечательными специалистами, например, из киностудии Довженко. Что же я должен иметь против украинцев?

- Вы дружите с Богданом Сильвестровичем Ступкой...

- Я счастлив, что судьба свела меня со Ступкой. Мы вместе работали в «Тарасе Бульбе». Год назад снимались в Симферополе в ленте «Дом», Олега Погодина. Играли со Ступкой братьев. Дружили и вне кадра. Когда выдавалась свободная минута, проводили «семинары» (смеется). Я хорошо понимаю в русской литературе - 25 лет проработал чтецом, исполняя литературные произведения. Ступка так же замечательно разбирается в литературе. Он открыл для меня украинских классиков. Учил меня языку. «Я думал, что приедет Петр Зайченко - наш человек, будем с ним разговаривать на родном языке. - Шутил Богдан. - А он у меня спрашивает, что такое «парикмахерская»?. С этого времени мы со Ступкой здороваемся: «Пусть живут москали»! А он мне: «И пусть живут» (смеется). Ступка очень мудрый человек и талантливый. Дай боже ему здоровье!

- Вы мечтаете о кинофестивале в Волгограде. Есть ли шанс воплотить эту мечту в жизнь?

- У меня есть идеи не только относительно фестиваля. Я предлагал «нести кино в массы». Если я демонстрирую фильм с моим участием, права на прокат мне не нужны. Официально это творческая встреча. Если бы помогли, я бы объехал не только районные центры, а пожаловал туда, где люди давно забыли, что такое клуб и кинотеатр. Простыня, проектор - больше ничего не нужно. Но, к сожалению, воплотить эти идеи в жизнь пока не удается.

- Все же, в последний день подытожьте. Наш третий Киевский кинофестиваль удался?

- Если бы им занимались - он бы удался. Я не был членом жюри, но просматривал фильмы вместе с ними. В первый день не было дисков, потом - изображения. На второй день появилось изображение, но не было звука. Когда я пришел на «Встречу крупным планом», не нашел там ни одного человека. Узнать где состоится общение, и в котором часу, мне выяснить не удалось. Я желаю вам успеха, но больше к вам на кинофестиваль не приеду!

Поделитесь в соцсетях:

Оставьте комментарий! (комментарий появится после модерации)

Не регистрировать

Премодерация - комментарии проходят проверку.

Укажите email и пароль.
(Если Вы хотите зарегистрироваться Вам нужно будет подтвердить еmail.)



(обязательно)