Новости культуры и искусства

Потерянные богатства Украины

Потерянные богатства Украины

Уникальные иконы, скульптуры, картины, книги — сколько всего потерял Ивано-Франковск? А сколько эти культурно-художественные ценности могли пролить света на тайны истории, и как вырос бы авторитет города, области, если бы их можно было вернуть? Конечно, всегда лучше не терять. Зато, теперь — остаться разве что посчитать и подумать.

Большие злодейства начинаются с малого

Поводом к этому материалу стала история с Ивано-Франковским художником Игорем Ропяником. Семь лет тому назад он отправил на всеукраинскую выставку «Живописная Украина» в Тернополь две своих картины. Одна прошла отбор и экспонировалась, а другая — «Утро в Карпатах» — отбора не прошла, но и не вернулась назад в руки автора.

Потерянные богатства Украины

Только спустя некоторое время художнику сообщили с Тернополя, что картину, мол, выкупило министерство культуры, и это очень почетно. Сказали, что заплатят, только надо подождать. Может, и год-два. Художник ждал пять. Писал письма в Дирекцию художественных выставок Украины, но там молчали. «Могли хоть отписать — нет картины, пропала, — говорит Игорь Ропяник. — Не секрет, что из министерских кабинетов нередко исчезают произведения художников. После того писал письмо в Минкультуры. Там уже тщательным образом разобрались. Послали копию акта о закупке картин из этой выставки — с фамилиями, названиями произведений. Моего там не было. Выходит, кто-то нечестный попался в Тернополе».

Потерянные богатства Украины

Кстати, по тому списку Ропяник стал звонить по телефону коллегам, чьи произведения тоже были на этой выставке. Оказалось, что Ивано-Франковская художница Ольга Луканюк также до сих пор ожидает оплату за свою картину «Дыни». Картины которые выделило Минкультуры были представлены на выставке, для которой были созданы приглашения в виде визиток и папок с уникальным оформлением печати шелкографии и эксклюзивным дизайном. Эксклюзивное и качественное изготовление шелкографии используется при создании имиджевой продукции в нашем случае для рекламы уникальных творений художников и мастеров Украины. Еще одной известной художнице — Татьяне Павлик — все-таки заплатили. Ее работу оценили в тысячу гривен, а на руки дали 800. Но дело не в деньгах, вопрос в другом — автора просто поставили перед фактом, а она не планировала продавать картину.

Потерянные богатства Украины

Эту историю Игорь Ропяник опубликовал на своей странице в соц. сети Facebook. Ее прокомментировали и другие художники. Оказывается, подобные случаи далеко не одиночные. «Главное, чтобы знали другие, чтобы такого не повторились, — говорит Ропяник. — Надо более ответственно относиться к отправлению работ на выставки и страховать себя».

Наверное, найдется кто-то, кто скажет, что потери наших художников больше важны для них самих, чем для города. А вот здесь как знать. Ведь они еще, слава богу, живые, а слава почему-то чаще приходит к умершим художникам. Кстати, и сами художники восприняли не возврат картин с юмором. Возможно, немного невеселым. Но — поработают и создадут еще. А как быть с культурно-историческими достопримечательностями?

Потерянные богатства Украины

Мать Божья Ласкова

Можно сказать, что Ивано-Франковск потерял возможность возвращения уникальной достопримечательности сакрального искусства — чудотворной иконы «Матери Божьей Ласковой Станиславивской», которая находилась в Армянском костеле, а теперь находится в костеле Святых Павла и Петра, в Гданску (Польша). Ее в 1946 году ее вывез из Станислава священник Казимир Филипяк. Вывез, чтобы не уничтожили. До конца своей жизни он жил идеей ее вернуть на место, но.

В начале мая 2010 года в Польшу ездили Ивано-Франковский реставратор Валерий Твердохлеб и священник Владимир Винтонив. «Мы знали только то, что у Гданске есть икона из Ивано-Франковска, и ехали туда, чтобы собрать материал перед тем, как делать копию, — рассказывает Валерий Твердохлеб. — Эта икона была наибольшей святыней нашего города. В 1937 году поляки устроили в Станиславове большую коронацию образа. Это было событие ХХ века. Сюда приехали люди из всей Европы. Мало того, было 700 вотив из серебра — украшения, которые люди оставляли возле иконы в благодарность за исцеление. Кстати, три стенда этих вотив есть сейчас в церкви Иоана Крестителя на Микитинецкой. Это единственные артефакты, которые остались у нас от той иконы».

Потерянные богатства Украины

По словам Твердохлеба, в Гданске они познакомились с польским археологом и учеником Казимира Филипяка Ареком Станишевским. «Арек сказал, что в 1992 году он приехал в Ивано-Франковск выполнить предсмертное пожелание Филипяка — повернуть икону, — говорит Твердохлеб. — Но церковь — православная и, по словам Станишевского, ему ответили, что им не надо католических икон, потому что есть свои, православные. Но с кем точно он говорил — неизвестно. Те люди, скорее всего, ничего не знали об этой иконе».

Если в 1992 году ее еще можно было повернуть, то сейчас — нет. В 2007‑м в Польше состоялась торжественная интронизация иконы «Матери Божьей Ласковой Станиславивской». Теперь она не имеет права передвигаться с этого места.

«Также Арек Станишевский показал мне в храме в Гданске еще некоторые вещи, которые были вывезены из города: крестную дорогу, иконы, портрет из костела Тринитариев в 1780 году, — говорит реставратор. — Повернуть их — это уже предмет межгосударственных переговоров. Это благоприятный случай наладить связи, а еще — это наша история, которую мы должны знать и исследовать. Вот поляки к этому очень ответственно относятся».

Потерянные богатства Украины

Также, говорит Валерий Твердохлеб, много раритетов во время войны разграбили из Покутского музея, именно на его базе создали Краеведческий музей в ратуше. Что и куда делось — еще надо исследовать. Кстати, в Санкт-петербургском Эрмитаже хранится трипольская керамика из этого же музея. Но это информация — на уровне слухов и рассказов старожилов.

Евангелие, часы, иконостас

Два года тому назад заговорили о возвращении еще одной давней достопримечательности украинской литературы и искусства — «Галицкой Евангелии». Но эта идея из разряда нереальных, потому что сейчас книга находится в Московском историческом музее. Хотя за ее возвращение пообещал взяться в свое время бывший Президент Украины Виктор Янукович. Об этом он говорил с председателем ОДА Михаилом Вишиванюком во время рабочего визита на Прикарпатье.

Потерянные богатства Украины

«Несомненно, это религиозное, духовное произведение — высокой ценности, — говорил тогда председатель ОДА. — Мы должны должным образом оценить эту достопримечательность, сделать факсимильное издание «Галицкой Евангелии», по котором его можно было бы изучать и пропагандировать».

Интересно, что «Галицкое Евангелие» перевели церковно­славянским языком так называемого украинского типа еще в 1144 году в столице Галицкого княжества. Книга имеет серебряную кожаную оправу и 260 пергаментных листов. В 1679 году ее передали в Россию то ли на реставрацию, то ли для перепечатки. С тех пор в Украину она уже не вернулась.

Уже не так далеко, в соседнем Львове также есть немало прикарпатских богатств. Например, часы из башни Манявского монастыря и Богородчанский иконостас работы Йова Кондзелевича — тоже из Скита.

Относительно часов, то эту реликвию в свое время монастырю презентовал гетман Иван Выговский. Но в конце XVIII века его установили на башне колокольни Церкви Святого Духа во Львове (музей «Русалки Днестровской»).

Интересно, что уже давно говорилось о переговорах духовенства Маняви с львовским городским председателем, чтобы вернуть часы. По данным «Репортера», ближайшая встреча состоится уже на будущей неделе.

А Богородчанский иконостас в 1997‑2006 годах полностью отреставрировали специалисты Львовского филиала Национального научно-исследовательского реставрационного центра Украины. Сейчас он экспонируется в одном из залов Национального музея имени Шептицкого в том же Львове.

Румыния оказалась учтивой

Также мы чуть ли не избавились от экспозиции Ивано-Франковского краеведческого музея, которая 17 лет пробыла в Румынии. По тамошнему законодательству, экспонаты, которые выставляются в государстве свыше 10 лет, становятся ее собственностью. Не присвоили. Пять лет тому назад в Ивано-Франковск вернули 223 экспоната, а это — 184 изделия из керамики и 39 предмета ткачества.

«Все хорошо сложилось, потому что перед тем было подписанное соглашение о сотрудничестве между Ивано-Франковским областным краеведческим музеем и историческим музеем города Сату-Маре, — рассказывает начальник управления культуры ОДА Владимир Федорак. — Больше года вели переписку, и в октябре 2008го экспозицию удалось полностью вернуть. Также помогла поддержка министерства культуры».

По словам Владимира Федорака, подобных случаев, как с Румынией, больше не было. Все возвращают. «Да, сейчас в Лувре (Франция) находятся работы Пинзеля, которые привезли с Ивано-Франковска, Тернопольщины и Львовщины, — говорит начальник управления. — Между Минкультуры Украины и Минкультуры Франци было подписанное соглашение, что уже в этом году все работы вернут. Подобное соглашение о возвращении подписано и с Германией. С 22 февраля по 7 апреля этого года там состоится выставка писанкарства. Туда поедут копии крашенок из Коломыи — из Национального музея народного искусства Гуцульщини и Покуття имени Йосафата Кобринского. Нашим писанкарством и вышиванками заинтересовались целый ряд европейских стран. Имеем официальные приглашения. Конечно, сейчас активно работаем в юридическом плане, чтобы была гарантия относительно их возвращения».

Вот такая история. Сегодня можно рассуждать разве о возвращении часов из Манявского Скита. И, наверное, мы написали далеко не обо всех потерянных раритетах. Дальше — работа ученых, чиновников, дипломатов. Но даже не главное возвращение, главное — научиться, наконец, не терять то, что имеем.

Поделитесь в соцсетях:

Оставьте комментарий! (комментарий появится после модерации)

Не регистрировать

Премодерация - комментарии проходят проверку.

Укажите email и пароль.
(Если Вы хотите зарегистрироваться Вам нужно будет подтвердить еmail.)



(обязательно)