Новости культуры и искусства

Смешались в кучу мыши и люди...

Рубрика: Человек и общество -> Театр
Метки: | |
Вторник, 14 декабря 2010 г.
Просмотров: 912

Новое представление компании «Бенюк и Хостикоев» зацепило киевлян за живое. Обитатели других городов, запасайтесь платочками. «А о чем представление?» — это вопрос после пересмотра какой-то премьеры придется слышать или не чаще всего.

Режиссерские находки, жанр, игра актеров и сценическая перспектива проекта отходят на второй план, который, сознаемся, часто интересует исключительно специалистов. Однозначно определить, о что же представление «О мышах и людях», премьера которой состоялась на прошлой неделе, наверно, невозможно. Она — о нашей жизни. О мечтах, которые не сбываются, об обездоленных, что как ни стараются, а все не могут выбраться из бедности. О том, что деньги не гарантируют душевный покой. О любви, которая продолжает свой непримиримый спор с логикой и рациональностью мира. О дружбе. Большую. Такую, когда ради друга поднимаешь руку на этого же друга. О родной земле, любовь к которой человек, даже не осознавая этого, лелеет на генном уровне. А также о том, что чужого горя не бывает, ведь все мы проживаем на одной планете, и, как говорила классика марксизма-ленинизма, жить в обществе и быть свободным от общества — это нонсенс.

Главные герои представления «О мышах и людях» — Ленные (Анатолий Хостикоев) и Джордж (Богдан Бенюк), работники-мечтатели. Они странствуют миром, ищут заработка, изменяют хозяев и не предают своей большой мечте о собственном ранчо. Небольшое, с садиком и хозяйством, обязательно — с кроликами, и, чтобы сливки из молока, которое давали собственные коровы, можно было резать ножом. Когда бы приезжал цирк или артисты, мечтали друзья, они бы ходили смотреть на эти представления. «Только кроликов буду кормить я», — едва не умолял увальня Ленные. Природа не наделила его большим умом, скорее — наоборот: такими персонажами обычно интересуются специалисты психиатрических клиник. Он любит гладить шелк, мышей и щенков, потому что все это — такое мягкое, приятное на ощупь. Ленные не может рассчитать свою силу, и Джордж едва не ежедневно ссорит его за то, что тот опять придушил мышь и она опять воняет в его кармане... Но кто же осмелится обвинять бедолагу Ленные в этом? К тому же рядом — верный друг Джордж, который и поможет, и успокоит, и подстрахует, и, сам на две головы более низкий, будет всегда пытаться заградить собой мир от неловкого в своей любви ко всему мягкому и теплому Ленные.

Режиссер Виталий Малахов неоднократно отмечал, что давно присматривался к этому роману Джона Стейнбека (1902—1968), нашел его даже раньше, чем начал работать над «Отелло». И его можно понять: «О мышах и людях » является действительно благодатным материалом, перспективным и многообещающим в плане характеров героев, неожиданных сюжетных поворотов, он буквально «валит с ног» силой своей энергетики и сторонников развлекательного театра, и почитателей театра философского, мудрого, психологического.

В мужской компании актеров (Владимир Нечипоренко, Владимир Горобей, Евгений Паперный, Тарас Постников, Владимир Абазопуло) Наталья Сумска в роли жены сына хозяина была таким себе солнечным лучиком, хотя ее героиню, веселую авантюристку, которая мечтала о сцене, а вместо этого очутилась на забытом Богом ранчо, женщиной порядочной в привычном понимании этого определения назвать сложно. Ее скуки, тоски и вынужденной похотливости, как нетрудно было догадаться, не смог постичь своим недалеким, пораженным умом бедолагу Ленные, для которого эта женщина была объектом его своеобразных симпатий: мягкие волосы, гладкий шелк платья... Для него она устроила небольшую импрезу: такая себе Мэрилин Монро, только брюнетка, легкая, грациозная, артистическая, раскованная, мечтательная...Он просто ласкал ее, ласкал... Сначала ей даже нравилось, потом она начала упираться, кричать... Ленные не отпустил. А затем положил женщину со сломанной шеей на кровать и побежал прочь. Болезнь, которая давно уже имеет свое определение и свою историю, сработала на трагический финал этой драмы. Причем трагический в квадрате — спасая своего Ленные от разъяренного мужчины покойной, Джордж, утешая вторая, пускает ему пулю в затылок.

Описывать то, как играли Богдан Бенюк и Анатолий Хостикоев, — дело неблагодарное, и на объективный результат можно не рассчитывать априори. Это действительно нужно видеть. Видеть наивного и доверчивого Ленные, видеть слезы Богдана Михайловича, когда тот в очередной раз рассказывает о взлелеянном в мечтах ранчо. Его лицо в тот момент, когда к фатальному выстрелу остается одно мгновение, и его лицо за мгновение после того, как он нажал на спусковой крючок и сам будто вобрал у себя неловкость и недалекость своего друга. Они были очень долго вместе. И, наверное, вместе и остались, только уже в одной телесной оболочке.

Перед премьерой «О мышах и людях» звучали разочарования по поводу того, что представление, скорее всего, ладью теми странами, где работают наши работники, не будут иметь. Мол, это было бы очень полезно, но финансово поднять эту идею почти нереально. Но в настоящий момент уже понятно, что и от обещанных Мирославом Гринишиным гастролей Украиной, в которых собирается театральная компания «Бенюк и Хостикоев» уже в сентябре, можно ожидать реального эффекта. Как художественного, так и социального. Жизнь не оставляет никаких сомнений по поводу того, что осуществлять свои мечты и смотреть красивые представления нужно таки на Родине.

Людмила ОЛТАРЖЕВСКАЯ

Поделитесь в соцсетях:

Оставьте комментарий! (комментарий появится после модерации)

Не регистрировать

Премодерация - комментарии проходят проверку.

Укажите email и пароль.
(Если Вы хотите зарегистрироваться Вам нужно будет подтвердить еmail.)



(обязательно)