Новости культуры и искусства

Спички – важное изобретение человечества

Воскресенье, 11 сентября 2011 г.
Просмотров: 3101

Человечество изобрело спички 175 лет тому, и до сих пор мы пользуемся этим гениальным, и нужным в хозяйстве изобретением.

Адский огонь

Тысячелетиями наши предки несли бессменную вахту у очагов, чтобы, не дай Бог, не потухло это чудо. Часами наши бедные пра-пра-пра-деды терли кусочки дерева друг о друга или пытались высечь из камня божественную искру. Много позже они вынуждены были таскать с собой целый набор приспособлений и, чертыхаясь, добывать огонь для самых мелких бытовых нужд. Уже гораздо ближе к нашим дням французский химик Жан Шансель придумал покрывать кончики коротеньких лучинок смесью бертолетовой соли с сахаром и камедью.

После погружения в концентрированную серную кислоту эти палочки начинали тлеть. Неизвестно, сколько бы продолжались мучения человечества, если бы однажды английский аптекарь Джон Уокер не попытался соскрести застывшую каплю с лучинки, которой он помешивал в своей лаборатории готовящиеся микстуры.

Он с нажимом провел палочкой по каменному полу, и из-под его ног вырвался сноп искр. Уокер на потеху публике стал демонстрировать фокус на местных ярмарках, пока однажды свидетелем появления "адского огня" не стал его более предприимчивый земляк Сэмюэль Джонс. Смекнув, что на открытии можно заработать неплохие деньги, Джонс запатентовал изобретение под названием “люциферчики”.

Изобретение в 1833 г. фосфорно-серного вещества для формирования спичечной головки позволило наладить массовое производство спичек, которые, правда, лишь внешне были похожи на продукцию деревообрабатывающей промышленности, знакомую уже нашему поколению.

Первая зажигательная масса содержала в себе желтый фосфор — насколько легко воспламеняющийся материал, настолько же и опасный при производстве спичек. О его вреде не преминул высказаться даже сам Карл Маркс: “Эта мануфактура настолько известна своим вредным влиянием на здоровье рабочих и отвратительными условиями, что только полуголодные вдовы — самая несчастная часть рабочего класса — поставляли для нее детей”. Пары желтого фосфора были причиной неизлечимого заболевания — некроза костных тканей. И только с открытием не ядовитого красного фосфора наступила эра безопасных спичек, или, как их еще называли, шведских.

Продукт стратегического назначения

В России, а позже и в СССР, спички всегда были индикатором быстрого реагирования на всякого рода неприятности. Рачительные хозяйки, держащие нос по ветру и чувствовавшие приближение перемен, в первую очередь запасались солью, хозяйственным мылом и спичками.

Стоит вспомнить и о том, что копеечный, в общем-то, товар в конце XIX в. считался одним из самых прибыльных контрафактов: непомерные пошлины на производство "маканок" и "серянок" (рубль серебром за коробку с тысячей спичек) вынуждали фабрикантов уводить свои предприятия в тень. При этом они рисковали не только свободой и репутацией, но и здоровьем.

В СССР у спичечных коробков появилась еще одна функция — служить полем для разного рода информационной и идеологической пропаганды советского образа жизни. Искусство соцреализма на коробочках для спичек выполняло одновременно роль и рекламного плаката, и агитационной листовки, и памятки на все случаи жизни.

Тусклые краски, дизайн в духе примитивизма, наивные надписи не мешали власти развернуть на этикеточных полях настоящее поле битвы за умы и сознание трудящихся. По эволюции задач, поставленных перед спичечной этикеткой, можно проследить всю историю пролетарской идеологии.

Лозунги "За мир во всем мире" и "Миру — мир" расходились вместе с коробками по стране миллионными тиражами, уверяя советского гражданина, что единственным оплотом мира на земле является СССР. Сувенирные серии с представителями всех союзных республик в национальных костюмах превозносили идею единства и сплоченности многонационального государства.

Лозунги, призывающие к честному труду на благо родины, сегодня читаются с определенной долей скепсиса, но по тем временам они считались одним из главных средств пропаганды: “Больше меда и воска стране!”, “Ярославцы, надоим в 1960 г. в колхозах 2180 кг молока от каждой коровы”, “Выявляй вредителя — колорадского жука”. “Кукурузная” веха в истории страны тоже не осталась без внимания спичечной промышленности.

О кукурузе как о сельскохозяйственном чуде этикетки сообщали истинную правду: и что дает она сотни центнеров с гектара, и что сеять ее надо квадратно-гнездовым способом, и что это ценная кормовая культура. Единственную информацию утаили авторы агиток: ни разу не напечатали на этикетке карту природно-климатических зон, где чудо-красавица позволяет убедиться во всех своих достоинствах.

Появление мирного атома, покорение космоса, рывок в области химии — с какой только информацией не мог познакомиться житель советской страны? А первая советская реклама на спичечных коробках? Сегодняшним маркетологам и бренд-менеджерам даже не снятся подобные объемы охвата целевой аудитории.

А тогда рекламные плакатики размером всего 5х3,5 см ежедневно попадали в поле зрения миллионов трудящихся. Рекламировалось практически все: от общедоступных услуг госстраха и сберкасс ("В сберкассе храните деньги свои. Отчизне помогут в стройке они"), продуктов питания ("Знают наши малыши — консервы эти хороши", "Сельдь — лучшая закуска") до новинок пищевой и химической промышленности ("Полезные и вкусные хлопья кукурузные", "Белье на славу выстирать хотите — тогда его с "Персолью" кипятите").

Кстати, помещали на "обложке" спичечного коробка и рекламу товаров элитной по тем временам группы, которые были доступны отнюдь не всем гражданам, — холодильников, стиральных машин, пылесосов, телевизоров, путевок в морские круизы.

Кратко о спичках:

- Спички входят в официальный перечень 100 величайших открытий человечества наряду с изобретением колеса, письменности и покорением космоса.

- Спички способны переносить температуру 180 оС без самовозгорания.

- С состав спичечной головки входят около 20 различных веществ.

- В момент возгорания спичечная головка нагревается до 1500 оС.

- В конце 1941 г. на одного москвича, согласно норме, приходилось три спички.

- В послевоенные годы в СССР за 10 дней выпускалось столько спичечных этикеток, сколько

- почтовых марок за целый год.

- В 1958 г. в СССР площадь бумаги, которая пошла на изготовление спичечных этикеток, в 10 раз

- превысила площадь княжества Монако.

- В советское время спичечные этикетки, как и другие печатные издания — книги, газеты, плакаты, проходили строжайшую цензуру.

Спичечная головка

Она представляет собой сложную многокомпонентную систему, в которую входят окислители, дающие кислород для горения, горючие вещества (сера, сульфид фосфора), вещества, предотвращающие взрывной характер горения, стабилизаторы кислотности и красители.

Процесс нанесения зажигательной массы многоступенчатый. Вначале на палочку наносят грунтовой слой парафина для легкого воспламенения, затем на одном ее конце формируют спичечную головку из зажигательной массы, после чего ее покрывают вторым слоем парафина. Завершающий этап — нанесение специального раствора, защищающего спичку от сырости.

Спичечная соломка

На ее изготовление идут мягкие породы дерева — осина, тополь, липа, американская белая сосна. Деревянные ленты шириной, соответствующей будущему размеру спички, в противопожарных целях обрабатывают ортофосфорной кислотой.

По области применения различают безопасные (бытовые) спички, штормовые, горящие на ветру и под дождем, сигнальные, каминные, фотографические, дающие мгновенную яркую вспышку.

Более дешевый вариант — спички из картона, как правило, заключенные в специальный коробок-книжечку. Согласно ГОСТ, длина спички — 42 мм, поперечное сечение — 2 х 2 мм.

Спичечный коробок

Коробочки для хранения спичек изготовляют из шпона, картона, пластика. На одну или две боковые стороны коробка наносится терочная масса, состоящая из красного фосфора, сульфида сурьмы, железного сурика, пиролюзита, мела и клея. Объем нанесенной терочной массы на один коробок позволяет зажечь об нее минимум в 2 раза больше спичек, чем имеется в коробке.

Широкие стороны коробка украшает рисунок, выполненный методом печати. Разнообразие этикеток породило в середине ХХ в. новую волну коллекционирования — филумению.

Поделитесь в соцсетях:

Оставьте комментарий! (комментарий появится после модерации)

Не регистрировать

Премодерация - комментарии проходят проверку.

Укажите email и пароль.
(Если Вы хотите зарегистрироваться Вам нужно будет подтвердить еmail.)



(обязательно)