Театр «Мамро» процветает благодаря собственным усилиям

Рубрика: Театр -> Події
Мітки: | |
Понеділок, 30 вересня 2013 г.
Переглядів : 1684

Театр «Мамро»

Варшава - Свыше 50 процентов поляков не ходят в театр и предпочитают провести свободное время перед экраном телевизора или встречаясь со знакомыми. Однако польские театроведы говорят, что за последние годы ситуация с посещаемостью театров значительно улучшилась.

Если в 2005-ом в театрах побывало почти 6 миллионов поляков, то в 2012 порядка 11 миллионов, то есть каждый четвертый поляк хотя бы раз в год переступил порог театра. В то же время эксперты предостерегают, что по сухим статистическим данным скрытые тенденции, которые многих художников серьезно беспокоят. Часть польских театралов побаивается чрезмерной коммерциализации театра, которая, по их мнению, убивает серьезное искусство.

В Польше работают 174 театра, которые имеют собственные актерские труппы. Каждый пятый театр страны расположен в столичном Мазовецьком регионе. В прошлом году на польских театральных сценах были 54 тысячи спектаклей. Это на один процент больше, чем в предыдущем году. Больше всего зрителей - даже сверх полтысячи – в Польше собирают представления ансамблей песни и танца, оперы и оперетты.

Театр «Мамро»

В среднем же на спектакль местного театра приходит почти 200 зрителей. Намного больше желающих поляков идут посмотреть спектакли театров, которые приезжают в их город на гастроли, на такое представление приходит почти 300 человек. В свою очередь польские театры, которые выезжают на заграничные гастроли самые большие аудитории собирают в трех странах: в Испании, Японии и Австрии. По данным статистики, там на польском спектакле могут присутствовать более чем тысяча зрителей.

В прошлом году в Польше состоялось 609 театральных премьер. Это на 7 процентов меньше, чем в предыдущем году. Искусствоведы объясняют такую ситуацию экономическим кризисом, который больно ударил по заведениям культуры. Больше всего - аж 22 процента - всех польских театральных премьер состоялись в Варшаве и в столичном Мазовецком воеводстве.

Театр «Мамро»

Варшавянка Камила Бродовская свою карьеру на театральной сцене начала 10 лет тому, еще в студенческие годы. Она - актриса варшавского студийного театра «Мамро». По словам Бродовской, на протяжении последних лет ощутимо изменился способ общения актеров со зрителем. Актриса говорит, что современному театру пошло на пользу стремительное развитие интернет-технологий, в частности социальных сетей. Благодаря этим сетям, говорит Бродовская, между театром и его зрителем возникли особенные, так сказать семейные отношения.

«Для нас это не минус, а плюс, - рассуждает актриса, - потому что у нас появилась новая возможность общения с нашим зрителями, например через «Фейсбук». Для нас это очередной канал информирования о том, что мы ставим спектакль, или едем на гастроли, это также обмен информацией после спектаклей, это такая самая быстрая рецензия: понравилось или не понравилось.

Бродовская говорит, что ее театр сделал ставку на развлекательный репертуар, в частности на британские фарсы и черные комедии. Однако, говорит актриса, «Мамро» развлекает зрителя разумно, нередко вынуждая его плакать и сопереживать с героем спектакля. «Мамро» как и другие польские непрофессиональные театры старается до финансировать свою деятельность из грантов - как из государственных, так и из неправительственных фондов. Как рассказала актриса, ее театральная группа не заглядывает власти в рот. Она говорит: «У таких групп, как наша, нет какого-то особенного отношения к власти. Мы независимы, на нас не действует давление или комплименты. Власть может прийти на наш спектакль, она будет таким же зрителем, как и каждый другой».

Академические театры: публики стало меньше, но она более качественна

Тем временем представители варшавских театров, которые на содержании у местного бюджета, на власть сетуют. Они говорят, что столичные театры уже давно недофинансированы, а экономический кризис последних лет еще больше ухудшил их финансовую ситуацию. Только в прошлом году финансирование варшавских театров уменьшилось на 12 процентов.

Калина Залевская, редактор журнала «Театр», говорит, что кризис в большей степени почувствовали именно профессиональные театры, финансируемые из местных бюджетов. Таких у польских столицах есть два десятка. «Есть кризис, ощутимый, его также чувствует культура. Дотации на культуру меньшие и в целой Польше, и в частности в Варшаве, а это значит, что театры могут приготовить 3-4 премьеры в год, а не 6-7 как раньше, потому что именно на премьерах в первую очередь можно сэкономить», - рассказала театровед.

По словам эксперта, по старым театрам ударили и такие неотъемлемые атрибуты современной культуры, как телевидение и интернет. «Это видно невооруженным глазом, - говорит Залевская, - в частности в Варшаве, где большинство театров построено в предыдущую эпоху, поэтому там огромные зрительные залы. Режиссеры вынуждены выдумывать разные способы, чтобы как-то уменьшить зрительные залы. Теперь театры редко когда выставляют спектакли при полном зале, так, как это было в бывшие времена».

Впрочем, замечает театровед, публики стало меньше, и сегодня она более качественна. Теперь люди не ходят в театр по принуждению, так как это было при предыдущей коммунистической эпохе. Поэтому можно сказать, утверждает эксперт, что польскому театру удается конкурировать с мас-культурой и интернетом.

Коммерциализация - шанс или угроза для театра?

Залевская говорит, что современные театры вынуждены бороться за своего зрителя. Эта борьба заключается не только в репертуарной политике, в ориентировании на запросы зрителя, но и в поиске новых форм существования театральных групп. «У нас есть группа все более сильных неправительственных организаций, которые удерживают театры, то есть это не частные, а общественные театры. Они также борются за зрителя, это новое и очень заметное явление. Такие театры пытаются получить дотации из городского бюджета на конкретные представления. То есть, они просят деньги не столько на содержание, как на реализацию представления. Государство пытается поощрять деятельность такого типа учреждений», - отмечает польский театровед.

Польская театральная среда, отмечает Залевская, неоднозначно относится к новым тенденциям в театральной жизни. Часть художников побаивается, что коммерциализация нивелирует многообразие театра. Прошлогодние попытки силезской региональной власти заменить директоров театров менеджерами-бизнесменами повлекли протест польских деятелей искусств. В открытом письме к государственной власти театральные деятели писали, что философия финансирования театра не должна быть философией прибыли. «Театр - это не фирма», - возмущались польские театралы.

Тема финансирования театра была одной из ведущих на недавнем конгрессе Международной ассоциации перформативного искусства, который состоялся в польском Вроцлаве. Участники этого конгресса говорили, что театр, опера и танец - это виды искусства, которые больше всего страдают через экономический кризис, ведь театральные постановки достаточно дорогие. Впрочем, отметили художники, государство не имеет права отказаться от ответственности за этот сектор.

Британский театральный деятель Энтони Филд, находясь во Вроцлаве, отметил: «Политики охотно ликвидировали бы культуру и искусство, потому что ценности, которые несет в себе культура и искусство - правда и вера, для них чужие. Нельзя им этого позволить».

.


Поділіться в соцмережах:

Залиште коментар! (Коментар з'явиться після модерації)

Не реєструвати

Премодерація - коментарі проходять перевірку.

Вкажіть email та пароль.
(Якщо Ви хочете зареєструватися Вам потрібно буде підтвердити еmail.)



(обязательно)