Новости культуры и искусства

Телевизионный продукт, что можно смотреть детям?

Рубрика: Человек и общество -> Кино и ТВ
Метки:
Четверг, 29 марта 2012 г.
Просмотров: 1539

детский телепродукт

Украина использует европейский опыт системы меток телеконтента. Маркировке будут подлежать не только фильмы, но и телепрограммы.

Маркировка телепродуктов должна выполнять, во-первых, информативную функцию для родителей - сообщать об опасном контенте фильмов или передач. Во-вторых, система отметок выполняет регуляторную функцию - определяет порядок трансляции передач в эфире. Если механизм заработает, в дневном эфире можно будет увидеть только безвредные для детского глаза программы.

Об этом шла речь на первом заседании Межведомственной рабочей группы из разработки национальной системы отметок для защиты детей от вредной информации в сфере телевещания, которое состоялось 19 марта.

Группа создана на базе Национального совета по вопросам телевидения и радиовещания, и состоит из 35 лиц - представителей государственных органов в сфере телевидения, общественных и медийных организаций. В проекте будет использован международный опыт создания аналогичной системы отметок - в Голландии и Турции.

По словам Ларисы Мудрак, заместителя председателя Нацсовета, до конца года планируется подготовить пилотные проекты внедрения системы отметок, которые будут реализованы на отдельных телеканалах.

Началась разработка телевизионных отметок для защиты детей. Однако уже в настоящее время возникают сомнения относительно ее действенности в будущем.

2012-й год Нацсовет анонсирует как ключевой в сфере разработки национальной системы отметок для защиты детей от вредной информации. Лариса Мудрак, заместитель председателя Нацсовета, считает, что время дискуссий и обсуждения важности проблемы уже исчерпалось - теперь нужно активно действовать.

Над созданием новой системы маркировки телепродуктов будет работать Межведомственная рабочая группа, которая состоит из 35 лиц. В состав группы вошли представители государственных органов в сфере телевидения, члены Общественного совета при Нацсовете, представители общественных организаций, психологи и ученые. За основу взяли европейский опыт - системы вековой классификации и категорий контента, которые действуют в Голландии и Турции.

Стоит ли выдумывать новые «дорожные знаки»?

Уже до конца этого года Межведомственная рабочая группа планирует разработать образец украинской системы отметок. Также до декабря должны быть готовы пилотные проекты для внедрения системы отметок на некоторых телеканалах.

Стоит сказать, что отметки не просто сообщают родителям о вредном для детей контенте. Главное - то, что отметки определяют порядок трансляции передач в эфире. То есть если телепрограмма имеет вековое ограничение 14 лет, ее можно транслировать, например, только после 18-ти часов.

Хоть такая система выглядит привлекательной в теории, на практике выныривают достаточно подводных камней, которые усложнят процесс разработки и внедрения системы. Это засвидетельствовало и первое заседание Межведомственной рабочей группы. Как оказалось, дискуссии длятся и до сих пор, в том числе они касаются целесообразности и действенности такой системы.

Во-первых, появился вопрос, или стоит вообще тратить время и придумывать велосипед, или, может, лучше сразу сконцентрироваться на внедрении системы? Поскольку уже разработаны за рубежом системы, которые успешно действуют несколько лет.

Алексей Безгин, член Общественного совета при Нацсовете, ректор КНУ театра, кино и телевидения имени Карпенка-карого, заметил: «Визуальные отметки мы неоднократно сравнивали с дорожными знаками, потому что они тоже что-то запрещают или позволяют. То возникает вопрос: что было бы, если бы в каждой стране были разные дорожные знаки? Необходимо также учитывать доступность иностранных каналов сегодня. По моему мнению, система отметок должна быть унифицированной, по крайней мере для европейского пространства».

Однако, как сказала Лариса Мудрак, каждая система должна отвечать ментальным особенностям определенной страны. Система отметок Турции хотя и основывалась на голландском опыте, имеет отличия в возрастных группах, а также категориях контента (ужасы, эротика и т. д.). В США, например, вообще другая система пиктограмм - там используют «смайлики».

Тем не менее вид пиктограммы - вопрос второстепенный, главнее всего - определить принципы маркировки, за которыми фильмы и передачи будут относить к определенной категории. В турецкой системе разработано детальный опросник, за ним работают специально наученные кодировщики.

В Украине, как известно, теперь действует упрощенная система маркировки, она касается только фильмов, практики такого оценивания телепрограмм нет.

Лидия Клименко, член Межведомственной группы, заместитель Государственного агентства Украины по вопросам кино, рассказала об украинском опыте. Перед выдачей государственного прокатного удостоверения каждый фильм просматривается и на него устанавливаются вековые ограничения. Есть несколько типов аудитории: детская аудитория, общая аудитория (может транслироваться в любое время), индекс 14 лет (после 18- часов), индекс 16 (после 21- часа), индекс 18 (после 23-часов), Х21 ( в полночь).

Министерством культуры разработаны критерии, в соответствии с которыми фильм относится к той или другой категории, - сказала Лидия Клименко. - Однако у нас часто бывают расхождения в определении векового предела. Например, мы можем поставить ограничение 18 лет, а телеканал не согласен. Для таких случаев есть экспертная комиссия по вопросам распространения и демонстрирования фильмов, к ней входят 20 лиц - киноведы, кинокритика, психологи. Фильм просматривается экспертной комиссией, и принимается решение большинством коллектива.

Этот опыт будет использован, однако главной почвой для адаптации системы отметок к национальным условиям станут результаты специального исследования Института социальной и политической психологии НАПН Украины.

Как сказал Алексей Баришполец, ведущий научный сотрудник Института, первый этап проекта - исследование представлений родителей относительно рисков потребления детьми современной телепродукции. Ведь, чтобы механизм заработал, необходимо отталкиваться в первую очередь от взглядов родителей. Такой опрос будет проведен методом фокусных групп. К ним попадут родители из семей, которые отличаются уровнем образования, материального благосостояния, полнотой семьи, количеством детей в семье, возрастом детей.

Результаты исследования должны помочь оценить риски, которые больше всего волнуют родителей. Другой проект в рамках исследования - конкурс произведений «Дети и телевидение глазами детей», то есть предоставление слова детям и анализ особенностей их мышления и медиапотребностей.

Вопрос и сомнения

Следовательно, разработка отметок еще только на начальном этапе, но некоторые члены межведомственной группы, забегая вперед, уже имеют сомнения относительно действенности системы и того, что она действительно выполнит главное задание - защиту детей.

Да, Анжелика Рудницкая, член Общественного совета, при Нацсовете затронула вопрос маркировки рекламы. Порою рекламные ролики также подлежат под категории вредного для детей контента, а через повторяемость могут крепко отмечаться в подсознании. «Если на рекламу не будут распространяться никакие ограничения, то станет ли система отметок действительно эффективной»? - отмечает Рудницкая.

Александр Савенко, председатель Совета директоров областных ТРК, генеральный директор К «Киевская государственная региональная телерадиокомпания», считает, что украинский эфир - «один из самых грязных эфиров в мире» и большинство программ должно иметь индекс 18.

«Что мы разработаем систему отметок - сомнений нет. Однако в первую очередь нужно больше работать с языковедами. Пока те, кто формирует контент, не осознают важность проблемы - результата не будет», - сказал господин Савенко.

Валентина Бондаревская, психолог, директор Международного гуманитарного центра «Утешение», также считает более важной проблемой не отметки, а изменение контента: «Если мы создаем подобную систему отметок, то выходит, что автоматически соглашаемся с тем, что у нас на экранах будет насилие, а наше задание - толькоь защита детей».

Кроме того параллельно должно происходить медиавоспитание самих детей. Психолог приводит пример Японии и Германии, где у детей подросткового возраста уже удается воспитать самоконтроль, когда ребенок сам чудесно знает, что для него полезно, а что нет. Межведомственная рабочая группа планирует собираться на заседаниях ежемесячно (кроме мая-июня через Евро-2012), следующее заседание состоится 26 апреля.

***

Неоновая вывеска приковывает к себе взгляды прохожих, яркие огни и цвета завораживают взгляд, изготовление неоновой вывески занимает некоторое время, но полученный результат удивит не только владельца, но и случайных прохожих. Неоновая вывеска выделяет заведение, к которому прикреплена, она создает некую неповторимость и индивидуальность, световые буквы приковывают взгляд и манят к себе прохожих.

Поделитесь в соцсетях:

Оставьте комментарий! (комментарий появится после модерации)

Не регистрировать

Премодерация - комментарии проходят проверку.

Укажите email и пароль.
(Если Вы хотите зарегистрироваться Вам нужно будет подтвердить еmail.)



(обязательно)