Новости культуры и искусства

Украинское полотенце в обрядах и традициях

украинское полотенце

Рідна мати моя, ти ночей недоспала

І водила мене у поля край села,

І в дорогу далеку ти мене на зорі проводжала,

І рушник вишиваний на щастя дала.

 

 Так писал о полотенце величайший украинский поэт Андрей Малишко.

Полотенца дарились в дорогу не случайно. По исследованиям этнографов, семантика полотенца (полотна) раскрывалась в значении дороги, связанной со светлым радостным жизненным началом, с одной стороны, и переход в другой мир — со второй.

украинское полотенце

Существовали подарочные полотенца, которые дарили на память, в частности их использовали во время проводов рекрутов, увешивая ими новобранцев с головы до ног в знак пожелания счастливого пути и самого скорого возвращения.

Во время строительства дома полотенцами поднимали сволоки, потом эти полотенца дарили мастерам.

На них принимали новорожденных, с полотенцами провожали человека в последний путь.

Важная роль полотенца в похоронном обряде объясняется медиативною ролью, связанной с сочетанием сфер жизни и смерти, ведь похоронный обряд воспринимался как связующее звено между ними. Полотенце — дорога жизни, начало — рождение, конец — завершение жизненного пути.

Часто перевязывали полотенцами хоругви, кресты во время похода, процессии или похорон.

Существовал обычай перевязывать полотенцем придорожные кресты. За этичными нормами поведения, их не занимали и только после того, как они совсем были уничтожены дождем или ветром, привязывали новое полотенце.

украинское полотенце

Уживались полотенца во время похорон. Иногда ими накрывали тело покойника, или клали под ноги; телегу, на которой везли гроб, стелили полотенцем или ковром. Гроб также прикрывали полотенцем, на которое клали хлеб. В знак скорби вывешивали на воротах или в окне полотенце. Гроб спускали на полотенцах в яму и надмогильный крест, особенно на захоронении парня, также перевязывали полотенцем. Участников процессии связывали платочками или полотенцами.

Существовал обычай изготовления похоронных полотенец одной мастерицей на все село.

украинское полотенце

Полотенца широко применялись во время рождения ребенка. На Закарпатье полотенце, которое служило для завертывания младенцев и перенесения на далекое расстояние, назывался «гайтка». Перебрасывая через плечо, одним концом обвертывали ребенка, а второй закрепляли спереди.

Особенную роль играло полотенце в свадебной обрядности как один из важнейших атрибутов. С младенчества девушки учились вышивать и прясть, впоследствии старательно готовили себе приданое, тщательным образом заполняя свадебные сундуки, где среди рубашек, тканых изделий содержалось много вышитых полотенец. Каждая девушка на приданое вышивала не менее 12-14 полотенец, а иногда даже и больше.

 украинское полотенце

Количество приготовленных девушкой полотенец были признаком ее трудолюбивости. Если о девушке говорили, что она «полотенец не приобрела», то шла речь о ленивой, а если «сундук полон полотенец», — это свидетельствовало о хазяйственности невесты, ее состоятельности, богатстве.

Длинными зимними вечерами собиралась молодежь на вечернице. Девушки, пели, вышивали. Вот как поется в свадебных песнях:

 

 Ой ласточка купалась

Край бережка сушилась

Край бережка сушилась.

Девушка Маруся сокрушалась

Ой еще полотенец не приобрела

А уже Ивана полюбила.

Ой еще полотенец не сделала

А уже Ивана полюбила.

 украинское полотенце

 В народных песнях, легендах и переводах поэтизируется приготовление девушкой полотенец к свадьбе. В вышитых орнаментах она воссоздавала свои мнения и чувства, надежды и надежды на счастливую судьбу.

Полотенца дарили старостам, перевязывали через плечо, если на обручениях доходили согласия. Такие полотенца назывались «плечевыми».

 Когда сватали девушку, то будучи согласной, она подавала полотенца сватам, которые перевязывали их себе через плечо под левую руку. За существующими морально-этическими нормами — это было законным обязательством относительно будущего брака. Если же другой парень отбил девушку, сваты и отец обиженного молодого имели право идти в суд. В таком случае судья приказывал отцу молодой заплатить обиженным возмещение.

В свадебных песнях так поется о сватовстве:

 

 украинское полотенце

Старостам по рушнику, молодому платочок.

А вже ж тобі од того да не ввиляти,

 щоб старостам рушнички не подавати.

 Ой перві прийшли, вона тим одказала,

а других почастувала.

А треті прийшли — тим ружья дала.

 

 Или:

 

Ой ти, мамо, порадниця в хаті,

Порадь мені, що людям казати.

 А чи мені рушники подавати.

 А чи мені іншого шукати.

 

 Староста во время обручений брал полотенце, накрывал им хлеб, клал руки невесты и перевязывал полотенцем. После развязывания невеста перевязывала полотенцами старостов. Это сопровождалось обрядовыми песнями.

  

В некоторых местностях Украины, когда молодая шла просить на свадьбу, она перевязывалась в поясе полотенцем, иногда с перевязанным полотенцем шла под венец. На Гуцульщине девушка, в знак согласия, перевязывала старшего старосту полотенцами через грудь крест-накрест. Вешали старостам на шею калач, привязанный к полотенцу. Во всех важных событиях в жизни народа использовались полотенца. Вот почему возникли такие высказывания, как «полотенца подать» (значит заручиться) или «на полотенце стать» (обвенчаться). Именно на полотенце венчались в церкви:

 

Коли б мені, Господи, неділі діждати -

На рушничок стати,

Тоді не розлучить ні батько, ні мати,

Ні суд, ні громада...

  Тарас Шевченко глубоко знал народные обычаи, что нашло отражение в его поэзии. Сватовство он описывает такими словами: «Я все выглядывала — не шлет ли за полотенцами», «А у меня, как на то, и полотенца уже ткали», «Одной самой лучшей скажите тихонько, чтобы на своем огороде тыкв не сажала», «Вернулись люди с полотенцами». Существует легенда о том, что когда Тарас Шевченко готовился к своей свадьбе, он заказал в Кролевце полотенца с птицами и, к сожалению, не дождался. Когда перевозили гроб Шевченко с Петербурга до Канева и проезжали через Кролевец, заказанные свадебные полотенца кролевчане положили на гроб.

Выдающийся украинский этнограф Павел Чубинский во время этнографической экспедиции (1869-1870 pp.) Правобережной Украиной зафиксировал интересный обычай «твердения полотенец» перед свадьбой. В пятницу сходятся дружки и старосты к хате молодой твердить полотенца. Это значило дошивать к уже готовым полотенцам кусочки полотна, которые остались на ткацком станке с длинными свисающими нитями для их продолжения. Твердящие полотенца дарили дружкам-боярам. Во время этой церемонии впервые просили у Бога благословения: «Благослови, Боже, и отец, и мать, своему дитяти полотенца твердить».

Зеленая рутонька, жовтий цвіт.

Не піду я за нелюба, піду в світ

Перечеплю рушничок через плече

 — Не один за мною заплаче,

 Заплачуть шевці, кравці,

І всі хоробрі молодці.

 

На Подоле во время свадьбы также происходил обряд «поторочины».

В своем историко-этнографическом исследовании «Гуцульщина» Владимир Шухевич отмечал, что несмотря на то, что на Гуцульщине полотенце не имело такого широкого обрядового назначения, как в Центральной Украине, все же он в какой-то степени выполняло ритуальное назначение.

На Полесье зафиксирован обычай коллективного изготовления полотенец за один день. Это связано с распространением эпидемических болезней, засухой. Зафиксировано также индивидуальное изготовление полотенец матерью в случае болезни ребенка или для ребенка, который родился в семье, у которой до этого дети умирали. Такие полотенца звались «обитницы», и имели обрядово-магическое значение, дарились  церкви, для икон Богородицы Покрови.

Полотенце является в то же время знаком-символом в праздниках и обрядах и предметом быта. В соответствии с функциональным назначением полотенца имели названия — «посудное», «стиранное» (для посуды), «утирач», «утиральник» (для рук и лица):

 

 Вода в відрі, -

Братику, умийся

Рушник на стопчику, -

Братику, утрися.

 

Широко использовались полотенца в декоративной отделке интерьера хаты. В прошлом их вешали над иконами и называли полотенце — «покаянный», « божниковый», «образник», «наобразник», «иконный». Длина образников достигала трех метров и больше.

На Галичине полотенца, которыми украшали образы (иконы), были небольшими, их посредине собирали и связывали лентой. Концы полотенца не свисали по сторонам икон.

Полотенцами украшали весьма популярные в сельском быту народные картины «Казак Мамай» и портреты Тараса Шевченко.

Полотенца вешали на кол, от чего они получили название «кол».

 

 Держи хату, як у віночку

Ружья на стопчику.

 

Благодаря своему яркому орнаментированию они выполняли функции своеобразных украшений, декоративных акцентов в отделке крестьянской хаты, их вешали между окон, дверей.

На Буковине широко использовались для отделки жилища так называемые «бурунчуковые» полотенца. Они желтовато-белого цвета, вытканные из тонкой лляной пряжи (бурунчук) и белой хлопчатобумажной нити (бамбак).

На Закарпатье узорнотканные полотенца («отиральники») вывешивались на жерди (грядке), прибитой над кроватью, напротив окна, образовывая целый ряд декоративных украшений. Орнаментировались они лишь с одной стороны, того, который вывешивался на дом и соответственно назывались «отиральник на грядку».

Кроме этого, в Украине рядом с обрядовым применением полотенец широко бытовали и платочки. Это четырехугольный кусок полотна размером 50 х 50 см, вышитый чаще всего красными (иногда с добавлением синей) нитями. За техникой шитья — это преимущественно «полотенечный шов». Как свидетельствуют исторические материалы, описания имущества казацкой верхушки, платочек играл значительную роль, будучи показателем зажиточности и богатства ее хозяина.

В народном быту платок, как и полотенце, имел символическое, обрядовое значение. Платки дарили старостам, девушка вышивала платок и на свадьбе связывала новобрачному руку. Это нашло свое отражение в поэзии Т. Г. Шевченко:

 

У неділю не гуляла

Та на шовки заробляла,

Та хустину вишивала,

Вишиваючи, співала.

«Хустиночко мережана,

Вишиваная,

Вигаптую, подарую,

А він мене поцілує,

Хустино моя Мальованая.

Здивуються вранці люди,

Що в сироти хустка буде

Мережаная,

Мальованая.

 

 Распространен был обычай закрывать умершему глаза платком и на могиле прибивать ее к кресту.  Вышитый платочек, как и полотенце, был дорогим памятным подарком, который сопровождал казака в далеких походах, чумака в тяжелых странствиях, бедного в чужой стороне на заработках. Это был символ верности, памяти о родном доме, о любимой.

Поделитесь в соцсетях:

Оставьте комментарий! (комментарий появится после модерации)

Не регистрировать

Премодерация - комментарии проходят проверку.

Укажите email и пароль.
(Если Вы хотите зарегистрироваться Вам нужно будет подтвердить еmail.)



(обязательно)