Новости культуры и искусства

В «Белой комедии» розы не пахнут

Рубрика: Театр
Метки: |
Вторник, 11 января 2011 г.
Просмотров: 962

Молодой театр протянул руку современному драматургу и вместе с ним «запал» на романтику. В каждого из нас — свой эталон истории о любви. Кто-то убежден, что не существует ничего прекраснее сюжета роману «Красные паруса».

Кому-то просто жизненно необходимо регулярно перечитывать Шекспира и увлекаться его «солдатами любви». А еще кто-то так понимает трогательного Квазимодо, для которого звездой в небе была недосягаемая Эсмеральда... Список этот может быть бесконечным, благо, любовь всегда была самой распространенной и самой любимейшей «художественной болезнью» писателей и поэтов. Но, к величайшему сожалению, вряд ли в этом перечне найдется место для того, что продуцирует современная украинская драма...

Представление «Белая комедия» в Молодом театре Александр Дзекун поставил за пьесой современного украинского драматурга Александра Марданя. Чем-то она заинтересовала и режиссера, и театр. К тому же ситуация, когда справедливые сетования молодых драматургов на игнорирование их произведений театром уже давно вошли в стадию набата, мягко говоря, подталкивала к такому выбору. Правда, пьеса взрывом театральному жизни-бытию Киева не «угрожала» априори. «Белая комедия» — это сплошная романтика с известными персонажами и давно знакомым пейзажем за окном. Он, Она, море, Ялта...Встреча, ночь любви в гостинице, прощание и... чувства, которые, на чудо, не исчезли утром, а в течение тридцати лет звали Костю и Веру каждого сентября к этому морю. Они не могут быть вместе. Потому что понимают, что под общей крышей места для романтики нынешних чувств просто не останется. Они не могут расстаться навсегда — кто же из нормальных людей по собственной воле забудет дорогу туда, где тебя ожидает любимый человек? Вот так и жилы Костя с Верой долго и по-своему счастливо. А затем их дети, которые росли одновременно с развитием роману родителей, полюбили друг друга и женились.

С надуманностью в этой романтичной истории особенно спорить как раз и не хочется. Вспоминать при случае бразильские сериалы также. Поскольку в том же, например, «Ключевом моменте» случаются значительно более фантастические истории — жизнь является весьма неплохим сценаристом. А вот тему «Стереотипы и любовь» как драматург так и режиссер взяли за основную и «танцевали», как по мне, именно от нее. Дело в том, что Вера была женой высокого чиновника, моряк Костя также имел семью. Никто не хотел менять синицу в руках на журавля в небе, да и советская действительность такому повороту событий как-то не очень способствовала. Режиссер подчеркнул эту патовую ситуацию четкой жирной линией: в представлении чередуются «Гимн СССР» и «Море, море...» хитмейкера 80-х Юрия Антонова. Кстати, у молодежи, которая посмотрит это представление, по-видимому, появятся очень много вопросов к своим родителям. Например, кто такой Антонов? Или в чем смысл шутки: «Самые известные в Союзе люди — Райкин-отец, Райкин-сын и Райкин человек»? И почему люди добровольно становятся заложниками ситуации? По-видимому, потому, догадаются самые умные, что за целых тридцать лет этого безумного ралли так и не хватило у них смелости взять руль в свои руки. По этой причине в «Белой комедии» многочисленные искусственные розы выглядят именно как образный элемент сценографии, а не просто является яркими пятнами для «красочности» картинки. Цветы, которые не пахнут, люди, которые любят крадучись и очень боятся, чтобы их не застукали вместе... Подлинность и искренность также были в многочисленном перечне дефицитов времен развитого социализма.

Простой сюжет был положен на такую же непритязательную сценическую «раскадровку». Игра актеров, к сожалению, также не стала украшением «Белой комедии». Роман Черный, Лилиана Ребрик, Наталья Кленина и Владимир Кокотунов проблемами своих героев, мотивами их поступков и действий прониклись процентов на десять-тридцать — кто-то меньше, кто-то больше — вместо нужных ста.

А украинским драматургам после этой премьеры хочется напомнить известную мудрость о том, что совершенствованию предела не имеют. Почитатели конкретики могут самостоятельно поинтересоваться методами и приемами современной мировой драматургии — там давно уже оперируют значительно более сложными конструкциями.

Цитаты на память:

* Давайте не будем касаться Ленина: должен же быть хоть что-то святое.

* По-настоящему мы любим лишь тех, кто позволяет нам быть самим собой.

* Жен изменяет тот, кто не умеет вовремя изменять любовниц.

Людмила ОЛТАРЖЕВСКАЯ

Поделитесь в соцсетях:

Оставьте комментарий! (комментарий появится после модерации)

Не регистрировать

Премодерация - комментарии проходят проверку.

Укажите email и пароль.
(Если Вы хотите зарегистрироваться Вам нужно будет подтвердить еmail.)



(обязательно)