Новости культуры и искусства

Вдохновенный звонкой музой Екатерины Билокур керамист Дмитрий Ткач

Рубрика: Рукоделие
Метки: | | | | |
Среда, 1 октября 2014 г.
Просмотров: 1189

керамист Дмитрий Ткач

Статья посвящена творчеству керамиста Дмитрия Ткача, Чрезвычайного и Полномочного Посла Украины в Венгерской Республике, хотелось бы, чтобы вы ознакомились и с его творческими доработками. Поэтому с большим удовольствием хотим предоставить вам возможность с другой стороны увидеть этого человека, ее богатый душевный и чувственный мир, который находит свое яркое отражение в керамических работах. Вы сможете понять Д.Ткача не только как государственного деятеля, политика и высокопрофессионального дипломата, но и как деликатную, чувствительную и эмоционально богатую личность.

Я мог бы выразить широкое мнения о важной государственно-созидательной деятельности Дмитрия Ивановича Ткача на дипломатической ниве, написать о нем как профессионала высшего класса в дипломатическом корпусе Министерства иностранных дел Украины, донести до читателей интересную информацию о нем как организатора посольства Украины в Венгрии, где он с гордостью 1991 года обнародовал государственный флаг.

керамист Дмитрий Ткач

Он был первым Чрезвычайным и Полномочным Послом Украины в Венгерской Республике, а через три года по совместительству также послом в Республике Словения, а еще через три года, от 1997-го, заместителем Министра иностранных дел Украины. В те годы я возглавлял национальную комиссию по вопросам возвращения в Украину культурных ценностей и по служебными обязанностями общался с этим дипломатом, болел вместе с ним за приумножение национального наследства... И всегда чувствовал его помощь, бескорыстное соучастие в сотрудничестве в сфере определенной отрасли культурной политики государства. Он потом выполнял функции специального представителя Украины из Приднестровского урегулирования, а впоследствии опять вернулся в Будапешт в ранге Чрезвычайного и Полномочного Посла Украины, где из высоты добытого опыта и высокого профессионализма начал реализовывать государственные проблемы во многих отраслях жизни - политике, экономике, бизнесе, культуре, торговле. Можно сказать уверенно: благодаря инициативам Дмитрия Ткача выросли, окрепли украинско-венгерские взаимоотношения, а с ними наметились важные перспективы вхождения к европейскому сообществу. Дипломатическая деятельность Дмитрия Ткача представляет весомую долю его общественной жизни, которой он посвятил свой талант и организаторские способности, собственные чисто человеческие черты - душевность, простоту, скромность, общительность, что не могли пройти мимо внимания коллег по труды, а также разных дипломатических миссий многих стран, что способствовало росту авторитета нашего государства в мире.

керамист Дмитрий Ткач

Наше внимание к Дмитрию Ткачу в размышлениях о нем - еще раз отмечаю это: человек деликатный, уязвимый, чувственный, казалось бы, полностью противоположной черты его увлечений, то есть деятельности Ткача на ниве народного искусства, субъективных творческих инициатив в художественной керамике. Существует понятие: искусство дипломатии. Но дипломатов, которых можно засчитать в сторонники святого апостола Луки, к исповедникам художественного Олимпа, поверьте немного... Назовем из хрестоматии - лорд Уинстон Черчилль. А из истории нашей украинской политики, дипломатии знаковые имена - Владимир Винниченко, Дмитрий Антонович... И еще уже при нашей памяти незабываемый Владимир Скофенко, который вызвался по многим инициативам в сфере реституции, возвращения культурных ценностей Украины и России. Следовательно, Дмитрий Ткач по психологическим настроениям, переживаниям, характером общения, поведения является художником, и в этом качестве как человек с волевым характером, ясной целью - художник в современном художественном потоке заметен, активен, деятелен и тем привлекательный, уважаемый, близкий нам.

керамист Дмитрий Ткач

Начинал Дмитрий Ткач с резьбы по дереву, и это его увлечение продолжалось на протяжении многих лет. Возможно, вдохновляла родная подольская земля на резьбу, возможно, воспоминания о полузабытом прадедовском корне - винницкое село Текливка возрождали в нем потребность создания... Из того же села, откуда Владимир Яворивский, с ним они знались, понимали... Не утихало, не угасало в нем с годами желание создавать, не отцветали в нем цветы его поэтической души...

И когда в дипломатической карьере Дмитрия Ивановича наступила досадная, вынуждена несправедливая пауза - освобождение из-за его выразительных демократически-политических убеждений и наставлений, он в вечерние часы зачастил к керамистам Киевского государственного института декоративно-прикладного искусства и дизайна им. М.Бойчука, сел за гончарный круг и в печах начал выжигать первые произведения... Впоследствии он приобрел собственную муфельную печь для выжигания керамических произведений. Было понимание, восприятие им украинского народного искусства, были счастливые часы созерцания произведений Екатерины Билокур, увлечения ее творчеством, которое он изучал в свободное для него время в Музее украинского народного декоративного искусства и к которой прикипала его романтичная душа. Большой поэтический мир народной художницы Билокур стал частью Ткачевого жизни, вошел лирически-эмоциональными струнами, гармоничным строем в его естество и высвободил в нем особенные черты восприятия реалий.

керамист Дмитрий Ткач

Что ближе для него становились пейзажи, цветы, натюрморты, портреты Екатерины Билокур, то более уязвимой, более эмоциональной, зацикленной на лиризме становилась его керамическая палитра, расцветала палитрой цветов, орнаментов, букетов. В конечном итоге, Ткач отважился и создал проблемно выразительную композицию, которую назвал "Посвящение Екатерине Билокур", - и того было достаточно, чтобы понять, почувствовать настроении этого произведения, поэтика которого была наполнена философско-эмоциональными жемчужинами выдающейся художницы из Богдановки.

В свое время художественным наставником Дмитрия Ткача был известный керамик Петр Печорний. Он поверил в незаурядные способности Ткача, дал ему первые уроки лепки пласту, набивания глины, а дальше уже надо было самому идти, приобретать опыт, обогатить смысл и тайны, специфику керамического труда. Вдумчивым, способным, дисциплинированным художником по натуре оказался Ткач. Он зарекомендовал себя как мыслящий, организованный, собранный в поисках и решительный, волевой в утверждении избранных им мотивов. Для Ткача большим праздником, как и для его коллег-художников, стало участие в международных выставках «70-летия международных пленэров Хайдусобосло-Дебрецен-Хортобадь» в курортном известном среди художников Европы городке Гайдусобослоо (2006) и к 149-й годовщине венгерской революции и освободительной борьбы 1848-1849 годы, в Национальной Академии изобразительного искусства и архитектуры в Киеве. Вспоминаем и переняты пиетизмом к живописи Екатерины Билокур композиции "Весна в Будапеште", "Лето в Будапеште", "Осень в Будапеште", что подчеркивают эмоциональное наставление керамиста. Композиционное поле пластов центрируют симметричные группы цветов, которые подобраны в гармоничную колористическую целость, дополняя нейтральный фон круглых тонированных пластов.

... Конфигурация пластов постепенно менялась - вместо круга возникали прямоугольники, их изменяли квадраты, но неизменными оставались сюжетные вариации с красочными цветами, порою деревьями, кустами, овощами и фруктами.

Воображение художника Ткача впоследствии заполонила морская фауна и флора. Появились насыщенные композиции, щедро украшенные фантастическими рыбками, морскими ежиками, коньками, кораллами, рифами, медузами, водорослями, - все это театрализующее зрелище из морского царства менялось в красочных поливах. Росли в размерах композиции, произведения технически усложнялись, обогащалась палитра, глиняные структуры дополняли обжоги из стекла, щедрой, раскованной, богатой на воображение оказалась натура художника, увереннее становилась рука и более придирчивым художественное зрение.

К одиннадцатому плэнеру в Хайдусобосло (2007) Ткач подготовил произведение, навеянное воспоминаниями о крымском Гурзуфе. В эмоционально-лирическом ключе передан образ крымского города с неизменным голубым небом и морем.

В традициях народного искусства выполненные композиции "Подсолнух", "Оранжевое утро", "Два петушка", прихотливо украшенных любимыми художником растительными мотивами. Внимательный к отдельным элементам, фрагментам, Дмитрий Ткач концентрирует восприятие на главном сюжетном центре (симметричные изображения трех подсолнухов, петушков, цветов, которые символизируют оранжевые идеалы), отмечает гармоничные ритмы, линиях отмеченного определенной краской фона, развивает мысль в избранном им лирическом ключе. Навеянные наблюдениями, воспоминаниями темы дают Ткачу твердое убеждение в целесообразности их существования, также выразительной презентативной демонстрации, утверждают сохраненное им творческое настроение, помогают добывать в борьбе новые художественные задания и осуществлять восхождение к неординарным творческим горизонтам, вышитыми народными мировоззренческими принципами. В декоративных произведениях Ткача выразительно прослеживается индивидуальный авторский почерк, составными компонентами которого стали симметричное поле композиции и красочная наполненность палитры. Ткач щедрый на локализованные открытые цвета, и эта тональная глубина оказывается, проступает в каждом новом произведении. Скажем, полуироническая композиция " Босс", что пластичными средствами напоминает керамическую скульптурку с Подолья, украшена ритмами малиновых, желтых, зеленых, коричневых красок. Петриковские росписи напоминает колористика "Двух петушков" - сюжет, который понравился автору, что вызывает его композиционные повторы, но разнообразные интерпретации в красках и аранжирование цветов, которые напоминают полосы орнамента. "Черноморский мотив" тяготеет к открытым декоративным пятнам, разработки пространства в духе росписей, которые наблюдаем в экстерьерах подольских хат. Уверенно, смело шагает Дмитрий Ткач, потому что персональная выставка у него не за горами, и потому встреча с каждым новым керамическим творением художника является ожидаемой, радостной, желательной, ведь он, помним, вдохновленный звонкой музой Екатерины Билокур и светоносность его керамической палитры - от ее, генетически-народных источников, с родной ему Теклиивки. В этой палитре целомудренно сохранена извечная мудрость ткачей, вышивальщиц, мастеров народной росписи, писанкарок, в ней заложена правда, за которую стоит всегда побороться!

Поделитесь в соцсетях:

Оставьте комментарий! (комментарий появится после модерации)

Не регистрировать

Премодерация - комментарии проходят проверку.

Укажите email и пароль.
(Если Вы хотите зарегистрироваться Вам нужно будет подтвердить еmail.)



(обязательно)