Новости культуры и искусства

Владимир Рунчак: Музыка о жизни

Рубрика: Музыка
Метки: | |
Четверг, 7 октября 2010 г.
Просмотров: 2169

Владимир Рунчак

Говорю честно: об этой музыке писать трудно. Впрочем, как и вообще о музыке. Потому что она легко избегает любых точных определений, а будучи «пойманной» в слове, каждый раз вырывается из его силков, оставляя вне пределов рационального что-то неуловимое и, на первый взгляд, незначительное. Но это только на первый взгляд.

В свое время Володя Рунчак, один из самых авангардных наших композиторов, где-то разыскал экзотичную контрабасовую флейту, здоровячку, неуклюжую, похожую на телеграфный столб. Написал произведение для всяческих флейт, в том числе — для контрабасовой. И самоуверенно посвятил опус музыкальному гению — Моцарту.

Владимир Рунчак

А почему бы и нет? По словам Владимира Рунчака, сказанными мимоходом, если ты — композитор, то полностью отвечаешь за свою музыку, за каждую ее ноту, отвечаешь так же, как Моцарт, Бах, Бетховен. Следовательно, если мера ответственности равна — ты, выходит, ровный им за статусом! Когда же ты не композитор в наивысшем и абсолютном значении слова — то незачем и претендовать на внимание, время и понимание слушателей, на место в музыкальном мире, на право стоять на одной доске с большими, и, в конечном итоге, на сам статус творца музыки.

Ответственность. Не безразличие. Искренность чувств и высказываний. Общественный темперамент. Безумное трудолюбие — вот только некоторые черты натуры Владимира Рунчака, творческий вечер которого состоялся днями в Доме учителя. Впрочем это был не только его вечер; друзья и единомышленники чествовали память Александра Емця — общественного деятеля, честного человека, народного депутата, который трагически погиб. Портрет выдающегося политика, венки, цветы и речи на его честь удивительным образом переплетались в этом зале с музыкой Рунчака — такой же динамической, небезразличной и страстной.

Владимир Рунчак

Случайному слушателю концерт мог показаться однообразным — ведь в обоих отделениях звучали только произведения для баяна. Но стоит было вслушаться внимательнее, чтобы понять: современный баян выступает не как традиционный потомок «гармошки», а в первую очередь как концертный инструмент — со своим ярким необычным тембром, богатством оттенков звучания, бесконечностью звука. Владимир Рунчак сам баянист за первым консерваторным образованием; не удивительно же, что так органично прозвучали в безукоризненном выполнении заслуженного артиста Украины Павла Фенюка баянная соната, «Страсти по Владиславу» (симфония для баяна с оркестром), Первая и Вторая сюиты, quasi-соната «Музыка о жизни».

Владимир Рунчак

Достаточно часто Владимир Рунчак дает своим произведениям эпатажно-оппозиционные названия: «вроде-бы-соната», «не-симфония», «не-концерт» — словно отделяя свою музыку от всех других сонат, симфоний и концертов. Впрочем чего скрывать — академическая музыка в наши дни исчерпала собственные музыкально интонационные ресурсы и нуждается в стимуляции за счет привлечения внешнего, зрительного, акционального. Правда, дело здесь не только в исчерпанности внутренних резервов искусства музыки — они неисчерпаемы, потому что неисчерпаемая эмоциональная жизнь человека. Скорее всего, дело в специфике современного слушателя — «перекормленного» самыми разнообразными экзотичными звучаниями, развращенного синтетическими новациями, патологически лениво в результате разрушающего влияния навязчиво нахальной попсы. В конечном итоге, просто такого, которое защищается от тотальной звуковой агрессии, и потому не желает вообще ничего слушать и слышать.

Восприятие слушателей в настоящее время — в состоянии анестезии. Именно поэтому современный композитор находится в чрезвычайно сложной ситуации: чтобы быть услышанным, ему не достаточно создать что-то оригинально неповторимое и обеспечить качественное выполнение своего опуса. Нужно еще пробиться сквозь панцирь безразличия слушателей — шокируя публику звонкой «пощечиной общественному вкусовые», дергая ее за особенно тонкие и хрупкие струны души. Или перекрикивая других. Тех, кто так же хочет внимания слушателей, восторга и признания...

Следовательно, извечная проблема «композитор-слушатель»? А рядом еще одна, не менее хрестоматийная: «композитор-исполнитель». Музыканты в произведениях Рунчака не просто выполняют свои партии, а именно «играют» — читают на сцене газету, звонят по мобилкам, лениво шарпаются или подчеркнуто «внимательно» слушают исполняемое произведение, говорят какие-то реплики или «запрограммировано» приветствуют автора аплодисментами — кто с захватом, а кто с пренебрежением... Да и автор, который обычно сам руководит выполнением, задает тон таким перформенсам. Как вам такое — дирижировать не на сцене, традиционно спиной к залу, а в самом зале, например Национальной филармонии. Просто перед «правительственным» третьим рядом, лицом к лицам VIP — так, что «кухня» дирижера, обычно скрытая от слушателя (зрителя!), появляется перед публикой во всей своей мимической неповторимости.

А композиторские указания в нотах: «выполнять шепотом, иногда полуголосом, и только перед цифрой 20 внезапным криком»; «бросить камень средних размеров (желательно «гальку») на низкие струны роялю, при нажатой правой педали», «выполнять нервно, непериодический вдыхая-выдыхая в трубу инструмента», «внезапное падение крышки роялю при одновременном нажатии педали...»

Что это? Стремление эпатировать по любой цене? Запомниться, выделившись из общего ряда несколькими эффектными приемами? Ответ однозначен — никоим образом! Перформенсные компоненты произведений Владимира Рунчака абсолютно органические в художественном мире, созданном им самим. А мир этот огромный и необъятный. Ежегодные киевские фестивали «Музыкальные премьеры сезона» и «Международный Форум музыки молодых», авангардные львовские «Контрасты» и одесские «Два дня и две ночи новой музыки» невозможно представить без возглавляемого Владимиром Рунчаком Камерного оркестра. Больше двух сотен премьер — не только украинских, но и немецких, польских, эстонских, грузинских, русских, узбекских, французских, американских, армянских; авангард и классика ХХ столетия... Если же прибавить грандиозную концертную серию «Новая музыка», выступления с наилучшими симфоническими коллективами страны, то с полным правом можно сказать: собственные произведения Владимира Рунчака и произведения других композиторов, «озвученные» при его инициативе, участии и самоотверженном таланте, существуют не «внутри» концертов, фестивалей, гастролей и музыкальных атмосфер. Напротив, они сами формируют музыкальную атмосферу Украины, определяют тенденции и направления развития современной музыки. При этом каждый раз оставаясь Исповедью. Страстным словом от души. Музикой-о-жизни.

Юрий ЧЕКАН

Поделитесь в соцсетях:

Оставьте комментарий! (комментарий появится после модерации)

Не регистрировать

Премодерация - комментарии проходят проверку.

Укажите email и пароль.
(Если Вы хотите зарегистрироваться Вам нужно будет подтвердить еmail.)



(обязательно)