Новости культуры и искусства

Выставка мертвых тел профессора Гюнтер фон Хагенс

Рубрика: Изобразительное искусство -> Человек и общество
Метки: | | |
Четверг, 24 января 2013 г.
Просмотров: 3373

Выставка мертвых тел

Как вы считаете, какой наиболее популярный запрос в чешском Интернете в марте этого года? - "Выставка трупов в Праге"...

И это и не удивительно, потому что первый раз в Праге и странах бывшего социализма открылась выставка "человеческих тел". Экспозицию эту организовал немецкий ученый - профессор Гюнтер фон Хагенс, которого иногда называют "Доктор смерть".

Впервые на эту выставку я попал еще в 2003 году, когда жил в Мюнхене - пришлось около трех часов отстоять в очереди. Очередь была неоднородной: детки от 12 лет, студенты мединститутов, но большинство - просто интересно-любознательных.

Выставка мертвых тел

Народ шептався, нервно хихикал, все переживали как там, что увидят на выставке... Но, купив билет и попав на эту экспозицию - завороженно смотрели только на экспонаты.

Страшно или отвратительно не было - выставка трогала, ведь мы, за небольшим исключением, и действительно не знаем телосложения нашего, а выставка наглядно все это показывала. И на этой экспозиции все желающие смогли ознакомиться с внутренним миром человека, на примере выставленных десятков пластинованых (от слова - "пластинат", что означает медицинское вещество, изобретенное профессором фон Хагенсом) человеческих тел, владельцы которых еще при жизни, как указано в проспектах, завещали свое тело науке.

Выставка мертвых тел

Сам профессор Гюнтер фон Хагенс, который гастролирует по миру со своей выставкой человеческих тел, неизменно в своих знаменитых шлепанцах и шляпе, считает себя в первую очередь ученым, а не художником. Его выставки по всему свету - от Германии, Голландии в США, Кореи и Сингапура, посещают в день 5-6 тысяч человек, билет стоит в среднем 10 евро.

Согласно источникам, он имеет доход от выставок $50 млн на год, от изготовления экспонатов - от $200 млн. Следовательно, основные деньги профессор фон Хагенс зарабатывает изготовлением учебных экспонатов (у него есть институты во ФРГ и Китае), а выставки стали не более чем рекламными акциями.

Профессор фон Хагенс ответил на вопрос Артура Рудзицкого электронной почтой.

Выставка мертвых тел

- Как Вы считаете, Ваши работы - это искусство или наука? Какая цель Ваших выставок работ, созданных из мертвых человеческих тел?

- Я врач и считаю себя ученым, а не художником. Поэтому то, что я делаю, это наука, а не искусство, которое, кстати, не является определенным, и зависит, по моему мнению, от взгляда зрителя. Большинство моих работ можно рассматривать как искусство анатомии, которое я определяю как эстетическую дидактичную презентацию внутренностей тела.

Я эстетически ориентированное лицо еще с детства. С 14 до 19 лет я занимался бальными танцами, поэтому точно знаю, что такое элегантность. Сегодня я делаю произведения из пластината эстетическими, думаю, это моя обязанность. Я не стремлюсь создавать, я вынужден это делать. Сначала я выдумываю композицию, избираю максимально естественную эстетическую позу. То, что я делаю, - это эстетически-дидактичная презентация внутренностей нашего тела.

Выставка мертвых тел

Цель наших выставок - поощрить людей задуматься об их существовании, осознать, что изменение образа жизни (например, отказ от курения, наркотиков, алкоголя, поддержания нормального веса тела) заметно увеличивает продолжительность жизни, уменьшая риск заболевания на рак, атеросклероз и другие болезни.

Исследование показывает, что 10% посетителей стали меньше курить и употреблять алкоголь после просмотра выставки. 33% начали соблюдать здоровую диету, 25% - заниматься спортом и 14% - серьезнее относиться к собственному телу.

- Где Вы находите тела для пластинации? Есть ли среди них бездомные люди? Какой национальности были те, чьи тела Вы используете? Были ли среди них украинцы? Как Вам удается устроить все юридические вопросы связаны с использованием тел мертвых людей для Ваших проектов?

- Все тела на выставках "BODY WORLDS" ("МИРЫ ТЕЛА") были взяты из нашей программы донорства тел, которую я положил началу в Институте Пластинации в 1982 году. Эти тела принадлежали людям, которые добровольно завещали свои тела для подготовки врачей и для образования обычных людей.

Исключения - эмбрионы и некоторые органы, которые были получены от морфологических институтов или анатомических антологий. Теперь у нас 13 300 зарегистрированные донорских тела. Поэтому мы очень благодарны всем нашим донорам тел, без которых выставки "BODY WORLDS" были бы невозможными. Ни из Украины, ни из России у нас не было доноров. И мы ни разу не использовали тела бездомных или узников, как допускали некоторые журналисты.

- Вы самостоятельно работаете с телами во время пластинации или Вам кто-то помогает? Если так, то сколько ассистентов у Вас? Что именно они делают, а за что отвечаете лично Вы?

- К сожалению, я больше не могу пластинировать - уже 3 года болею болезнью Паркинсона. Со мной работают 50 коллег в Восточной Германии в городе Губен, где мы делаем пластинаты. Врач-терапевт Владимир Череминский из Киргизии - наш новый директор производства. Он мой лучший и самый компетентный ученик, вместе работаем уже 15 лет.

В мои обязанности входит контроль процесса и генерирование новых идей. Кроме того, мой сын Рюрик фон Хагенс наш коммерческий директор, а моя жена - Д-р Ангелина Валлей - куратор выставок "BODY WORLDS".

- Что тяжелее всего в Вашей работе? Где Вы находите идеи проектов?

- В пластинации тяжелее всего сохранить мозг, потому что он имеет склонность стягиваться. Количество потраченного времени зависит от способа препарирования и избранной позы. В среднем нам нужно 1500 часы для создания одного экземпляру целого тела. Но сложное анатомическое препарирование и драматическая поза могут легко прибавить еще 1000 часы работы.

Также много времени требуют экземпляры больших животных, потому что через большие размеры, вес и другие анатомические характеристики процесс работы с ними очень сложный. Например, на слона Самбу, которого нам предоставил немецкий зоопарк, мы потратили 2,5 года - это самый большой пластинат в мире. Он стоил нам 3 млн евро.

Несмотря на болезнь Паркинсона, мне посчастливилось иметь очень креативный ум, у меня еще много идей. Поэтому люди еще увидят много интересного.

- Вы верующий человек? Вы верите в жизнь после смерти?

- Я не религиозный человек. Верю только в то, что могу увидеть собственными глазами. Поэтому не верю у Бога или жизни после смерти. Сегодня людей больше интересуют их тела, чем души. Поэтому церкви пустеют, тогда когда фитнесс-центры переполнены. И своими выставками "BODY WORLDS" я усиливаю их понимание собственных тел.

Не мое дело уменьшать человеческий страх смерти, рассказывать им о воскресеньи, жизни после смерти и других делах, в которые я не верю.

- Почему Вы можете отказаться пластинировать тело?

- Я бы отказался пластинировать тело, происхождение которого мне неизвестно. Мы используем тела исключительно из нашей программы донорства тел. Также могут быть тела непригодные для пластинации, потому что они слишком разложились. Но из свыше 1 000 доноров мы имеем более чем достаточно тел для многих будущих выставок.

- Чем являются для Вас деньги? Независимость? Возможность воплощать свои идеи в жизнь?

- Деньги для меня как частного лица не важны. Богатство для меня вообще ничего не значит. Но поскольку мы не получаем никаких субсидий, нам нужные деньги. Они приходят из наших выставок и продажи важных для учебы пластинатов, и мы вкладываем их в исследование и развитие пластинации. Нам нужны деньги, чтобы покупать новые инструменты и тому подобное.

- Где хранятся Ваши работы? В частных коллекциях, музеях? Вы продаете их? Если так, то сколько они стоят?

- Мои работы хранятся в нашем Пластинариуме в Губени около Берлину. Частные лица не могут купить пластинаты, потому что мы никому не продаем части тел или целые пластинованые тела.

Существует строгий конроль, обычный человек не может просто прийти и купить часть тела. Покупатель должен быть "калифицированным" пользователем, например, врачом или профессором, исследовательским институтом, больницей или музеем, чтобы иметь возможность купить пластинат. Цены варьируют в зависимости от того, что хотят купить - от $ 100 до $ 90,000.

- Вы обращаете внимание на то, что написано о Ваших работах журналистами, критиками, зрителями?

- Я уже привык к жесткой критике. Это стимулирует меня в повседневной работе. "BODY WORLDS" - сенсационная и контроверсионная выставка уже потому, что смерть является контроверсионной.

Но есть два момента в критике, которые я не категорически не воспринимаю: сравнение "BODY WORLDS" и моей работы с концентрационными лагерями нацистской Германии, а также высказывание о том, что мы используем для пластинации жертвы экзекуций в Китае. Я добился юридического запрета таких дефамационных утверждений. Потому что это ложь!

Как публичный ученый, я вынужден популяризировать свою работу настолько активно, насколько могу. Если это толкуется как сенсационность со стороны церкви или религиозных групп - пусть. Считаю, что ученый должен нарушать табу.

Я сломал табу смерти и болезни, которые привыкли скрывать на кладбище и в больницах. Медицинские знания были доступны только тем, кто специализировался в этой отрасли, но не обычным людям. Я отстаивал демократизацию анатомии, возвращая ее обратно к людям, как это всегда делалось во времена Возрождения.

"BODY WORLDS" вносят послесмертие в культурное пространство и ежедневное общение. Это больше, чем некоторые люди способны воспринимать, поэтому выставки являются противоречивыми, и меня связывают с этой противоречивостью.

Справка:

Профессор фон Хагенс родился 1945 года в Восточной Германии. Учился медицине в Университете Йене. 1969 году был арестован за распространение открыток с протестом против вторжения войск Варшавского Договора в Чехословакию, после этого пытался убегать из Восточной Германии, но был арестован и два года провел в тюрьме.

Когда юный врач вышел на волю, все-ему таки удалось перебраться в Западную Германию где он смог продолжить свое учение в университете Любека. в 1977 году, в знаменитом Гайдельбержском университете, фон Хагенс разрабатывает основы "технологии принудительного насыщения анатомического препарата активным пластиком", в результате чего должны были выходить силиконовые мумии. Позже этот метод назовут "пластинацей". А в 1993 году в Гайдельберзе им был основанный Институт Пластинации.

Поделитесь в соцсетях:

Оставьте комментарий! (комментарий появится после модерации)

Не регистрировать

Премодерация - комментарии проходят проверку.

Укажите email и пароль.
(Если Вы хотите зарегистрироваться Вам нужно будет подтвердить еmail.)



(обязательно)