Выстеленные судьбы

Рубрика: Музика
Мітки: |
Четвер, 23 вересня 2010 г.
Переглядів : 1731

Братья Георгий и Платон Майборода, кажется, всю жизнь прожили вместе. Друг за другом учились в классе украинского классика Льва Николаевича Ревуцкого, автора бессмертной Второй симфонии и хоровой поэмы «Платок». Вместе воевали, вместе попадали в плен, карабкались из концлагеря. Почти одновременно выкладывали в консерватории, с небольшим отрывом получали признание и правительственные награды.

Да и родились они оба с разницей ровно в пять лет — 1 декабря, на одном полтавском хуторе Пелехивщина, в напевной семье, где прадед был чумаком, отец с матерью пели в церковном хоре, а дядя сам изготовлял музыкальные инструменты. И теперь, отойдя в вечность, обреченные вместе отмечать свои посмертные юбилеи. Как вот в настоящий момент — 90 лет исполнилось бы Георгию Иллариону и 85 — Платону Иллариону.

Внешне подобные между собой, похожие на свою мать, — круглое лицо, крепкое телосложение, кудрявые волосы, которые ложились на украинской голове бетховенской «гривой», с которой только и путь был один, — в Киев! К консерватории! В то же время такие непохожие за одаренностью — старший был склонен к монументальным формам, оперным, симфоническим, младший же более желающее писал песне; музыку же к кинофильмам, к театральным представлениям создавали оба — потому что то был заработок, потому что то был признак профессионализма, который получили в alma mater.

...С консерваторией, впрочем, пришлось немного подождать — и старшему, который поучился еще в Кременчугском индустриальном техникуме, и младшему, что и ноты толком не знал. С юмором об этом вспоминал Платон: «Я мог свободно указать «к» или «фа» на клавиатуре фортепиано, свободно сыграть (конечно, по слуху) вальс «Осенний сон» и половину моцартовского «Турецкого марша». Знал, что в мире были Бетховен с его «Героической симфонией» и Глинка с «Русланом и Людмилой...» Но высшее образование все же таки состоялось, и уже в 1948 году на Первом съезде советских композиторов Андрей Штогаренко, тогда Первый секретарь союза украинских советских композиторов, отметит: «Выросла одаренная композиторская молодежь: Рождественский, Жуковский, Филипенко, Георгий Майборода, Коломиец, Рожавская, Дремлюга...»

Уточнит — Георгий; Платона в списке еще нет. Может, это и на лучшее; страшный было время, и на полную силу складывались списки «формалистов», «антинародных композиторов», «космополитов»...

В 1962 году положили начало Шевченковской премии, доныне наивысшую награду украинских художников. Среди первых лауреатов — Олесь Гончар, Павел Тичина и Платон Майборода — за свои лирические песни. В настоящий момент в списке нет Георгия; через год премию за одну из четырех опер присудят ему.

Еще в начале 80-х две оперы Г.Майбороды — «Арсенал» (о восстании рабочих в Киеве) и «Милана» (о воссоединении Западной и Восточной Украины) еще шли, кажется, в Национальной опере. В настоящее время же понятно, из-за своей политической неактуальности — забытые. Как и много других. Забываются и Платону песне, как и весь пласт массовой советской песни. Все превращено на хлам, и путь, кажется, один — к Мусорнику Истории...

А жалко. Историю время от времени нужно пересматривать, преодолевая стереотипы; что же, подождем тех времен, когда можно будет осторожно пересмотреть накопленное в советское время. Отсеяв шелуху. Оставив жемчужины. Простив избыточную заполитизированность — а можно ли было иначе?

«Некоторые из украинских композиторов оторваны от живой советской действительности и не чувствуют ее пульсации, отображая в своем творчестве узенький мир субъективных образов, чувств и настроил», — вот оно, дыхание послевоенных лет. Эге, сожгись, ренегаты, — и конечно, Платон напишет на слова Олексы Ющенко не что другое, как «Песни о Героях Социалистического труда». Но уже через несколько лет возникнут настоящие, не тускнеющие жемчужины: «Белые каштаны» (1953) «Киевский вальс» (1954), «Мы пойдем, где травы наклонные» (1955), «Полотенце» (1959), «Вчителько моя» (1967) — все на стихотворении Андрея Малышка.

В Универсальном словарю-энциклопедии (ВСЕ, в 1999 г.) встречаем глубокомысленные строки: «Стихотворения Малышка преисполнены внутреннего конфликта между политической заангажированностью и лирическим талантом». Да так, причем касается сказанное не только Малышка, но и других поэтов; а что тогда говорить о композиторах, служителях самого лирического из искусств? Музыку вообще не объяснить словами; не потому ли с приснопамятных времен тянется непреодолимый стереотип: музыка должна отображать социальные структуры, выражать идеи, следовательно, — формировать идеологию. Отнесемся к этому с пониманием — ведь именно оттуда мы получили такой нерядовой феномен как массовая песня. Потому что как ни крути — а придется признать ее музыкальную стоимость, странное средство нахождения путей к сердцам. Русское телевидение, кстати, сполна использует идею everygreen («Старые песни о главном»); хотелось бы, чтобы к этому додумались и наши СМИ.

Но украинская лирическая песня заслуживает особенное внимание: называясь «массовой», она, собственно, никогда ею не была, и не выручило ли нас здесь извечное «хуторянство», в отличие от русской «соборности»? Массовость — феномен не выполнения, а восприятия музыкального произведения, в данном случае — песни; правда — тоже относительный, ввиду нынешних навязчивых раскруток, и не о них в настоящий момент язык...

...Нынешние юбилеи братьев-композиторов Георгия и Платона Майбороды — замечательный повод для рефлексий над музыкальным наследством недавних времен. И в первую очередь над песней — феноменом, что и в настоящее время привлекает какой-то особенной мелодичной полнокровностью, насыщенностью, которая требует, в свою очередь, больших эстрадных голосов, зрелых, статных, «фактурных» певцов. Чего скрывать: сдержанность временами граничила со скованностью, а сценическая — из ходульностью; воспитанность переходила в напыщенность, а целомудрие — в манерность. Что-то в этом было — от начала немного старомодное, немного перезрелое; но в то же время — крепко укорененное, человечное и искреннее.

И была Музыка — настоянная на лирических романсных интонациях, на рельефности оперного ариозо, на опознаваемом сплаве, правда, сугубо советскому, — личного и сверхличного, гимнического и лирически интимного (что сделаешь — было!), с красиво продуманной кульминацией: с повышением высоты и громкости, с уплотнением сопровождения («И на том рушничко-ови-и...»).

Она говорила без слов, правда, используя вербальный потенциал (слова же угадывались!). Она была традиционна, честна и искренна, она ничего не скрывала, даже своей советскости, и этим была особенно трагическая, и этим волновала. Щемящие романсные воспевания, насыщенные аккорды сопровождения вместе с бодрыми восходящими зачинами типа гимнов и казацких производных — трогательные метки «этапов бальшова пути». Композиторам выпало творить именно тогда; но в настоящее время мы благодарим им бесконечное множество качественных произведений в этом жанре (нет, не возвращается язык называть его «советской массовой песней»). Потому что остались Билашевые «Ясени» и «Лелеченьки», «Киеве моего» Игоря Шамо, «Летят, будто чайки» Юдифи Рожавской, «Глаза васильковые» Степана Сабадаша и «Песня о полотенце» Платона Майбороды... Последний, между прочим, нравился не всем — говорили, якобы в диаспоре некоторые газеты признавали его «большевистским опием» — а не дай боже понравится!

Однако в Георгия Майбороды, кроме упомянутых опер, есть еще две — «Тарас Шевченко» и «Ярослав Мудрый»; а еще — пять симфоний, хоровая музыка. Есть еще одно «произведение» — сын Роман Георгиевич, один из лучших украинских баритонов, тоже лауреат Шевченковской премии. Есть две сотни Платоновых песен. И главное в этой семье — ровно простеленные полотенца композиторских долей. След на земле, след честный и искренний, прямодушный даже в своих ошибках. И потому — отметим их сегодня. А отвечают пусть те, кто эти ошибки принуждал делать.

Елена ЧЕКАН


Поділіться в соцмережах:
«Добрі Вікна» – Фотогалерея скління будинків і котеджів https://dobrivikna.com.ua/ua/fotogalereya_doma/ установка пластиковых окон в Киеве и области недорого.



Залиште коментар! (Коментар з'явиться після модерації)

Не реєструвати

Премодерація - коментарі проходять перевірку.

Вкажіть email та пароль.
(Якщо Ви хочете зареєструватися Вам потрібно буде підтвердити еmail.)



(обязательно)