Новости культуры и искусства

«Живите страстями — я вас люблю!»

Рубрика: Театр
Метки: |
Среда, 13 октября 2010 г.
Просмотров: 1177

29 января исполнилось 75 лет со дня рождения режиссера Ирины Молостовой

Вечер памяти — чрезвычайно деликатная штука. Всегда есть угроза то ли перегнуть палку в бок откровенного пафоса, или сбиться на нудный фактаж. На вечере памяти Ирины Молостовой, что состоялся днями в Национальном театре имени Леси Украинки, ничего подобного зафиксировано не было — этому, в частности, в свое время прислужилась и в настоящее время покойная Ирина Александровна, которая всегда была такой далекой как от высокопарных слов, так и от нудных дел.

25 лет назад Ирина Молостова своим роскошным представлением «Сказка о Монике» открыла Малую сцену Театра русской драмы. (В настоящее время, к сожалению, ее представлений в репертуаре русской драмы уже нет). Со временем театр оборудовал другую, более удобную и более современную Малую сцену, а недавно — еще и сцену «Под крышей», эту же использует в качестве репетиционное помещение. Но именно сюда Михаил Резникович очень правильно пригласил коллег и учеников Ирины Александровны. Память — это не только пылкие речи, но и эти стены, которые, наверное, еще не скоро доживут до евроремонта, но долго будут помнить эту невероятную женщину.

На вечер памяти из Москвы приехал сын Ирины Молостовой, известен русский режиссер и преподаватель школы-студии МХАТ Евгений Каменькович. Его «подписали» на театральную биографию задолго до рождения. Когда выходили замуж Ирина Молостова и Борис Каменькович — театр презентовал молодым на новое семейное хозяйство холодильник и ночную сорочку.

Рожать режиссер также поехала из театра: беременной работала над спектаклем «Гаити», сдала его, но решила довести дело до конца — ввела второй состав и отправилась в роддом, где в тот же день на свет появился Евгений. «Гаитенок» — так нежно называли сына Ирины Александровны, который сегодня сам имеет дочку Надежду, которая, невзирая на свой достаточно юный возраст, уже знает, почём фунт актерского хлеба. «Ирина Александровна всегда училась и увлекалась талантами других», — эту черту матери Евгений поставил над всеми ее многочисленными наградами и отличиями.

Отрывки из писем Ирины Молостовой на вечере звучали запоздалым упреком. Тогда все эти факты, наверное, воспринимались поверхностно, как лента от информагенций: Молостова пошла с должности главрежа русского драматичного, «зарезали» ее «Гнездо глухаря», режиссер Ирина Молостова отмечает 20-летний юбилей работы в Оперном театре... Сегодня все подводные течения, которые выносили на поверхность эту информацию, уже давно раскодированы и временами, и историками, которые о феномене советской цензуры не одну диссертацию защитили... Хотя и тогда Ирина Александровна прекрасно знала, что противопоставить этим общественно извращенным декорациям — преподавание в Институте театрального искусства, профессором которого она была. Выпускники Ирины Молостовой говорят, что им до сих пор помогает ее мудрость, ее одержимость, ее желание быть лучшей... «Живите страстями — я вас люблю», — так заканчивала она свои лекции.

«А затем, — вспоминает актер Национального театра имени Леси Украинки Александр Бондаренко, — мы шли к ней домой. Лепили вареники, обедали, устраивали вечера поэзии, вечера импровизации...» Не всем студентам Ирины Молостовой посчастливилось на такую романтичную атмосферу — кое-кому, кто заканчивал учиться в начале девяностых, пришлось попробовать на вкус и эти беспокойные годы. Но и тогда она была вместе со своими учениками. Когда одного студента бросили к Лукьяновской тюрьмы, Молостова пошла его навещать и понесла на гостинец яблок, папирос и... пьесу Кропивницкого «Дай сердцу волю — заведет в неволю...» У тебя, мол, много здесь времени, так что читай, скоро ставить будем.

На вечер памяти студенты налепили вареников для всех и занесли к залу — еще горячие, сочные, с вишнями! А к угощению добровольно приобщился и Богдан Ступка — обходил гостей с тазиком и репликой: «Кушать подано». Потом он рассказал, как сам познакомился с Ириной Молостовой, как поразил ее своим голосом, выполняя партии из оперы Мейтуса «Рихард Зорге», и как они вместе любили делать вечерний променад улицей Марии Заньковецкой, на которой жилы...

«...Говорят, незаменимых людей нет, — вздохнул во время своего выступления Лев Венедиктов, хормейстер Национальной оперы. — Но есть! Наш театр уже пять лет не может найти ей замену. И я очень сомневаюсь в том, которое найдет в ближайшее время...»

СПРАВКА

Молостова Ирина Александровна (1929—1999) .Украинский и русский режиссер. Народная артистка Украины с 1976 года. Работала главным режиссером в Театре русской драмы имени Леси Украинки, Киевском театре оперы и балета, выкладывала в КДИТМ имени Карпенка-Карого. Ставила представления в театрах Украины, России, Польши, Италии, Израиля... Среди представлений — «Вишневый сад», «Мастер и Маргарита», «Екатерина Измайлова», «Евгений Онегин», «Хованщина»...

Людмила ОЛТАРЖЕВСКАЯ

Поделитесь в соцсетях:

Оставьте комментарий! (комментарий появится после модерации)

Не регистрировать

Премодерация - комментарии проходят проверку.

Укажите email и пароль.
(Если Вы хотите зарегистрироваться Вам нужно будет подтвердить еmail.)



(обязательно)