
Накануне Дня кукольника мы решили пожаловать в гости к людям, для которых куклы стали делом всей жизни, — в Тернопольский академический областной театр актера и куклы.
Здесь нас гостеприимно встретил главный режиссер театра Владимир Лисовый. Он любезно приоткрыл для наших читателей завесу кукольного мира.
Кукольный театр пользуется особенной популярностью у детей, и у взрослых. В активный театральный сезон билеты в день представления купить трудно, поэтому родителям придется приходить заранее. Иногда бывает, что дети со слезами на глазах возвращаются домой, если мест уже нет.
“В кукольном театре интересно работать, — рассказывает господин Владимир. — Куклы бывают очень разные по системе управления, по технологии изготовления и даже за размерами. По большей части актеры, которые руководят куклами, спрятаны от зрителя за ширмой, однако в последнее время они работают также и "открытым" способом, когда зрители видят не только куклу, но и кукольника, который ею руководит. Профессия актера театра кукол — одна из наиболее сложных, ведь она нуждается в особом таланте, знаний, умений и навыков. В Украине таких специалистов готовят в Киеве, Харькове и Днепропетровске".
Действующий репертуар нашего театра насчитывает почти четыре десятки представлений. А за 32 года своей деятельности тернопольские кукольники поставили их больше сотни. В театре работают 22 актера, для которых в специальных мастерских изготавливают театральные куклы. В театре их уже несколько сотен. Ведь в некоторых представлениях задействованы 3-4 куклы, а есть и такие, где и 30-40. Куклы хранятся в специально оборудованном помещении, где за ними присматривает человек, который за них отвечает. В этой комнате нужно поддерживать специальную температуру — приблизительно 18 градусов, и следить за уровнем влажности, ведь материал, из которого изготовленные игрушки, достаточно деликатен. Когда одежда на живых куклах изнашивается, ее возобновляют.
Недавно, например, капитально обновили представление "Волшебная лампа Аладдина". Поэтому вскоре юные зрители смогут оценить "новых-старых" любимых героев этого представления.
“В музее театра хранятся самые старые куклы. Даже, когда наши герои изнашиваются и стареют, мы никогда не выбрасываем их. Ведь для нас кукла — это почти живое существо. Настоящий актер никогда не бросит куклу и будет брать ее чистыми руками, — рассказывает господин Владимир. — У нас работала женщина, которая уже сейчас на пенсии, то она здоровалась с куклами, разговаривала с ними. И это правильно".
Недавно Тернопольский академический областной театр актера и куклы за представление "Малята-кармалята" получил гран-при ХIII Международного фестиваля театров для детей "Интеркукла-2011", что проходил в Ужгороде. Представление больше всего привлекло всех зрителей высоким мастерством кукловединия.
Как рождаются куклы
Как выяснилось, в кукольном театре есть не один, а несколько цехов, где создают детских любимцев. В одном рисуют эскизы будущих сказочных героев. В другом их вылепляют из папье-маше. Дальше — шьют одежду, выдумывают прическу и "оживляют" кукол (учат их разговаривать, жестикулировать, мигать глазами).
Художник-бутафор Елена Мельничук поделилась с нами тайнами создания куклы. Согласно эскизу, будущую куклу вылепляют из глины. Дальше эту скульптуру заливают в гипс, чтобы образовалась форма, с помощью которой из папье-маше создают кукольных героев. На все это нужно приблизительно неделя. Дальше кукла должна высохнуть. Потом ей разрисовывают лицо и передают в швейный цех. Интересно, что у кукольников есть традиция делать кукле четыре пальца. Ведь Бог дал человеку пять пальцев, потому художники еще из давности не осмеливались обижать Всевышного, делая свои творения подобными Ему.
Мы искренне приветствует дорогих кукольников с праздником и желает им вдохновения у творчества, благодарных зрителей и осуществления самых заветных мечтаний.