What in UA - Новини культури і мистецтва

Парадокс музыкальной элитарности

Музикакомпозитор / концерти / музика
Дмитро КовальчукКоментарі: 0Перегляди: 255
5
січня
2011
Парадокс музыкальной элитарности

Размышления после концерта композитора Владимира Рунчака

Эта музыка не будет популярной никогда. Она не будет собирать огромные толпы слушателей, ее не будут транслировать с утра до ночи FM-станции. Она не является лакомым куском для аудио-пиратов. Ее аудитория всегда будет небольшой. Однако ее почитатели будут всегда составлять интеллектуальный авангард общества. А те исполнители, которые рискнут включить ее в свой репертуар, перманентно будут находиться в очень сложном положении, потому что уровень эмоциональной, технической, профессиональной отдачи, что его требует такая музыка, чрезвычайно высокий. Казалось бы, имеются все предпосылки, чтобы это искусство постепенно исчезало в нашем прагматичном мире — оно не имеет коммерческого успеха, широкого распространения и очевидной общественной пользы.

/art/runcak.jpg Владимир Рунчак

Однако оно существует, интенсивно развивается и находит все новых и новых почитателей — и среди исполнителей, и среди слушателей. Очевидно, не все в этой жизни меряется только коммерческим успехом; очевидно — «если зори зажигают, то это кому-то нужно»...

Идет речь о творчестве современных композиторов, которые работают в академических жанрах, при этом, не тиражируя в который раз удачные находки предшественников, а наоборот — создавая новые музыкальные миры: оригинальные, космические, неповторимые. Они, именно они воплощают дух нашего времени — не ширпотребовский, общепонятный, а утонченно индивидуализируемый, такой, который требует небанального понимания, тонкого ощущения и незаурядного художественного опыта. Именно это — авангардное — искусство появляется не только полигоном самого проявления отдельных личностей, но и той сферой, в которой осуществляются открытия нового и исследуются пределы возможного.

Эти рассуждения вызваны последним концертом из произведений киевского композитора Владимира Рунчака. Музыкант-универсал, энтузиаст музыкального авангарда, Рунчак хорошо известный не только в Украине (скоро уже пятнадцать лет, как в разных городах нашей страны происходят концерты организованной им беспрецедентной серии «Новая музыка»), но и в странах Западной Европы. Рунчак-музыкант появляется в разных ипостасях — в первую очередь как композитор, кроме того — как дирижер (именно он сделал произведения композиторов ХХ столетия — Вареза, Веберна, Ноно — реалиями нашего музыкального пространства, а композиции современных украинских авторов — фактами музыкальной жизни Германии, Франции, Англии, Швейцарии).

«Концерт-диптих» из произведений Владимира Рунчака, который состоялся в Доме ученых, в который раз доказал креативный поиск творчества художника. Первая часть диптиху — это пять произведений под одним названием — Homo ludens (человек, который играет). Каждая часть написана для другого инструмента — кларнета (А. Демин), фортепиано (П. Борозенец), виолончели (Из. Алмаши), трубы (С. Демъянчук), женского голоса (С. Глеба). «Здесь не нужно искать каких-то глубоких философских понятий игры, проводить аналогий с «Игрой в бисер» Гессе, — говорит композитор. — Для меня более важное было показать индивидуальные возможности каждого исполнителя; технические возможности инструментов, человеческого голоса. Причем способы звукодобычи и те акустические результаты, которые возникают, далеки от традиционной академической. Интересно, что молодые исполнители (а молодежь тоньше всего чувствует необходимость изменений, открытия нового) сами хотят такой музыки. Им — выступать на международных конкурсах за рубежом, им необходим такой репертуар, в котором они могли бы продемонстрировать не только владение классико-романтической школой девятнадцатого столетия, но и ориентацию в современной музыке, технике, эстетике».

Второй отдел «концерту-диптиху» имел название Kyrie eleison and etc... Kyrie eleison (греческой «Господи, помилуй») — часть мессы, обряда богослужения. Рунчак дает инструментальный вариант службы, причем в разных тембровых конфигурациях — для валторны и фортепиано (А. Ткаченко и Н. Гапоненко), для баяна и скрипки (Р. Юсипей и М. Которович) и флейты, гитары и альта (Т. Рой, М. Шаруева, О. Лагоша). Вслушиваясь (трижды в течение одного концерта) в одну и ту же музыку, вдруг начинаешь замечать тонкости и детали, которые при первом восприятии оставались вне поля зрения, — утонченные лирические, неистовую грусть, задержанную трагичность... Заключается ли не в этом один из парадоксов современной авангардной музыки? Тихо, ненавязчиво, но постоянно и настойчиво она говорит нам о сложности мира, что нас окружает — и открывает нам — нас самих. Поэтому и будет возрождаться в каждом следующем поколении — невзирая на всю свою коммерческую несостоятельность.

Юрий ЧЕКАН

Благодарная Эфиопия — Бобу Марли
Петь не «по инерции»
Поділіться в соцмережах:twitter.com facebook.com blogger.com livejournal.ru
Залиште коментар!

Коментар буде опубліковано після перевірки

Ви можете ввійти за допомогою свого логіна або зареєструватися тут.

(обязательно)

  • Афіша подій
  • Кіно і Театр
  • Музика
  • Образотворче мистецтво
  • Література
  • Людина і суспільство
  • Мозаїка життя
Останні записи
  • Імпресіонізм як арт-терапія – Коли живопис стає ліками для душі
  • VR KOLO: музеї України об’єдналися у віртуальній реальності, щоб зберегти спадщину й дати їй нове життя
  • Комедійний серіал «Встигнути до 30» — шанс переписати історію за один рік
  • «Бісова пательня» 2025 – новорічний детектив з кулінарною інтригою, що тримає в напрузі до останньої серії
  • Фільм «PALYANYTSIA» — погляд на Україну крізь призму мистецтва
Найпопулярніше
  • В'єтнамська зірка Хо Куїнь Хуонг привласнила українські хіти 6
  • Софія Нерсесян з піснею про найсильніший оберіг представлятиме Україну на Дитячому Євробаченні 2025 6
  • Охтирчанка разом з музикантами Академічного ансамблю пісні і танцю ДПСУ презентували музичне відео «Варта правди» 6
  • Atlas Festival 2025 у Києві — найбільший музичний фестиваль літа 5
  • Від конкурентів до партнерів — ANDI і FAYA створили «Смереки» після перемоги на «Мультитрек people» 4
  • Легендарний триб'ют Pink Floyd у Києві — благодійний концерт 4
  • Автор – виконавець Охтирчанка презентувала ремікс на свою популярну пісню «Перемога» 4
  • Як сільський оркестр з Київщини підірвав соцмережі увертюрою «Шахед» 3
  • «Марево» Олега Скрипки – відеокліп сгенерований ШІ, поетична рефлексія про пошук себе 2
  • «Blue Eyes» KOKOREVA — двомовний хіт про справжнє кохання, що долає відстані 2
Останні коментарі
В'єтнамська зірка Хо Куїнь Хуонг привласнила українські хіти
  • Філ » Також в ютубі зустрічаються такі "азійські підприємці" - реєструють себе як офіційного музиканта, потім беруть...
Софія Нерсесян з піснею про найсильніший оберіг представлятиме Україну на Дитячому Євробаченні 2025
  • Tessa » Вкрадене дитинство - ось що я думаю, коли бачу таких дітей. Так, Софія – молодець,...
Охтирчанка разом з музикантами Академічного ансамблю пісні і танцю ДПСУ презентували музичне відео «Варта правди»
  • Андрій » Ця пісня та голос Валерії по-справжньому надихає! Поставте лайк – нехай більше людей почують цю...
«Марево» Олега Скрипки – відеокліп сгенерований ШІ, поетична рефлексія про пошук себе
  • Андрій » Ідея цікава, але чи не втрачаємо ми людяність, віддаючи творчість ШІ? З одного боку -...
Рок-відродження у музиці – Олена Тополя презентувала патріотичну рок-адаптацію «Каштана»
  • Stasya » Так, оце справжня Олена Тополя, а то була якась незрозуміла "Альоша".
  • Головна
  • Про сайт
  • Коментарі
  • Підтримати сайт
  • Контакти
  • Архів
×
Пошук по сайту
© What in UA Новини культури та мистецтва, 2025.