
Львовский форум издателей — крупнейшей книжной ярмарке в Украине празднует свой 20 летний юбилей.
Есть такой бородатый анекдот. Сын литературного критика спрашивает у отца: “Папа, а Гоголь умер?” — “Да.” — “А Пушкин умер?” — “Да.” — “А кто-нибудь вообще видел живого писателя?”. Так вот.
Еще несколько лет назад аналогичный вопрос был вполне актуальным. Живых писателей в Украине встретить можно было разве что во время вручения государственной премии или на выходе из Верховной Рады, депутатами которой успели побывать многие члены нашей “спілки”. Чтобы пересчитать авторов, выпускавших новинки в начале 1990-х годов, хватало пальцев двух рук. Издательств, рискнувших эти новинки печатать, было и того меньше.
Можно только позавидовать храбрости Александры Коваль, которая отважилась “родить” в таких условиях свое дитя, на сегодняшний день считающееся одной из самых массовых книжных ярмарок Европы.
Судите сами: на свой 18-й день рождения Форум пригласил 800 участников, более 250 издателей, провел почти 750 мероприятий — от литературных чтений и презентаций до дискуссий и публичных лекций. И украинских писателей, очереди за автографами к которым тянулись на несколько метров, сегодня знают в лицо. К 18-летию традиционные “костюмчики” — Дворец Потоцких и Дворец искусств — явно стали тесны имениннику.
На торжественном открытии Форума г-жа Коваль подчеркнула это неудобное обстоятельство и выразила надежду, что во Львове наконец появится обещанный выставочный центр, где мероприятие можно будет провести с еще большим размахом. Впрочем, у гостей нынешней ярмарки на этот счет свое мнение: ширясь, обрастая все большим количеством событий и локаций, Форум рискует столкнуться с известной многим руководителям проблемой — потерей оперативного контроля.
Уже в прошлом году посетители жаловались, что не успевают охватить все интересные события, а участники — что не успевают, собственно, во всем поучаствовать. В этом году проблема лишь усугубилась. Спикеры, извиняясь, покидали один “круглый стол”, торопясь на другой. Обыватели, впопыхах расталкивая книжные новинки по сумкам, спешили на автограф-сессию от одного писателя к другому, жалуясь, что вынуждены пропустить встречу с третьим.
Рискнем предположить, что подобного рода накладки — бальзам на душу организаторам. Но тем, кто имел возможность сравнить отлаженный, как часы, механизм работы, скажем, Франкфуртской книжной ярмарки, было непросто сориентироваться в происходящем.
Справедливости ради скажем, что у издательских форумов, проходящих на постсоветском пространстве, несколько иная задача, нежели у их западных коллег. Но, как очевидцы нескольких последних львовских съездов, рискнем дать совет: все разбросанные камни уже собраны, новое время требует новых идей. Тем более время, бросающее новые вызовы издателям.
…и углубить
“Я думаю, что уже совсем скоро и ваша индустрия ввяжется в дискуссию об электронных книгах. Во всяком случае, в России это уже большая интересная тема для разговоров”, — заявил Александр Воропаев, начальник отдела книжных выставок и пропаганды чтения Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям России (“Роспечать”), открывая “круглый стол” на тему “Книги vs.медиа”.
Он, кстати, был одним из немногих, кто с завидным спокойствием говорил о результатах исследований, посвященных началу цифровой революции в книгоиздании. То, что бумажная книга сдает свои позиции электронной, уже ни для кого не секрет.
Только в США обороты на рынке e-books (электронных книг) в этом году впервые превысили обороты на рынке p-books (печатных книг). Например, на крупнейшей в мире торговой интернет-площадке “Amazon” на 100 проданных традиционных книг пришлось 143 электронных.
В связи с чем тамошние издатели даже провозгласили 2011 г. годом электронной книги. У их российских коллег картины в цифрах о “цифре” пока нет, но, как сообщил г-н Воропаев, рынок e-books в сравнении с прошлым годом уже вырос в 2 раза. На удивление, отечественные издатели слушали отнюдь не оптимистические для себя новости хладнокровно.
Правда, природа их оптимизма носила несколько иной характер. “Нашу издательскую отрасль хоронят с 2008 г., говоря, что нас погубит то российская книга, то электронная, то вообще тот факт, что дети перестали читать, — бодрился писатель Дмитрий Капранов, один из учредителей издательства “Зелений пес” (г.Киев; с 1999 г.). — Но что тогда мы делаем во Львове? Украинская книга есть и будет”.
Инна Кузнецова, директор Киевского бюро радио “Свобода” и член жюри конкурса, тоже поделилась радостью: “В этом году мы ожидали на конкурс “Лучшая книга Форума-2011” около 100 новинок, а их прислали почти 400”. Правда, сама же потом и призналась, что без доброй половины этих новинок можно было обойтись. 25 новых книг представил на Форуме и генеральный директор литературного агентства “Пирамида” (г.Львов; с 1995 г.) Василий Гутковский.
Из них три вышли из-под пера “локомотива” его издательства Марии Матиос, которая, по признанию г-на Гутковского, подтягивает всех остальных. Кому-то эти цифры тоже внушают оптимизм? На фоне выступления профессора Йельского и Нью-Йоркского университетов Джозефа Галарно, специалиста по вопросам интернет-технологий, все эти заявления выглядели не более чем бравадой. Не имея представления о специфике украинского книжного рынка, американец, тем не менее, с ходу поставил ему точный диагноз: украинские издатели неповоротливы и консервативны.
Тогда как все их потенциальные проблемы, сопровождающие внедрение новых технологий, решаемы. На лекции “Выживание и процветание в условиях цифровой революции: издательское дело в ХХІ веке” г-н Галарно поделился своими рекомендациями, как безболезненно пережить неизбежный переход книг в “цифру”. Только слушали и конспектировали за ним совсем не те, для кого его выступление было предназначено: в зале все места были заняты посетителями ярмарки и журналистами.
А единственный замеченный нами представитель целевой аудитории, президент Ассоциации издателей и книгораспространителей Украины Александр Афонин, ушел с лекции, не дождавшись ее конца. Надеемся, он торопился донести своим подопечным рефрен выступления г-на Галарно: будущее — за теми, кто в своей работе будет использовать не только традиционный носитель информации — бумагу. ?
Блиц-интервью
“Вашим издателям надо чаще выставляться в Москве”, — убежден Александр Воропаев, начальник отдела книжных выставок и пропаганды чтения “Роспечати”
— Подобные форумы в Москве тоже носят скорее ярмарочный характер, чем деловой?
— Что касается Московской международной выставки-ярмарки, главного нашего форума, то она универсальна, а ее формат приближается к формату крупнейших книжных ярмарок Франкфурта, Лондона, Болоньи.
В день открытия и в первую половину всех последующих дней выставка работает для профессионалов, а после обеда ее могут посетить все желающие. Она закончилась неделю назад, и сейчас уже можно говорить, что по количеству заключенных на ней контрактов издателей с авторами она стала одной из ведущих ярмарок в Европе.
— В чем преимущество формата ярмарки делового характера?
— В первую очередь от этого выигрывает страна. Россия сейчас озаботилась продвижением своей литературы на зарубежные рынки. А это невозможно сделать без перевода. Соответственно, мы работаем с литературными агентами, с переводчиками, с зарубежными издателями, что удобнее делать в рамках крупного форума.
Естественно, нельзя совсем обойтись без представления товара — авторских чтений, литературных дискуссий. Но все в итоге должно заканчиваться подписанием контракта. Поэтому ярмарка не может быть только профессиональной или только фестивальной. К тому же что у нас в России, что в Украине традиционно встреча с книгой для читателя — праздник, поэтому ограничивать им доступ к книге нельзя. А совмещая форматы, мы убиваем двух зайцев.
— Интересует ли Россию украинская литература?
— Для этого вашим издателям надо больше и чаще выставляться в Москве. К сожалению, в этом году у Украины был не очень большой стенд, в отличие от прошлогоднего и, в особенности, от стенда 2008 г., когда книгам из Украины был отведен целый павильон. Вот тогда всплеск интереса к новой украинской литературе был очень заметным. Но такое участие необходимо регулярно.
— Что, как вам кажется, в этом году помешало нашим издателям?
— Я думаю, дело все же в деньгах. Если ты хочешь, чтобы тебя читали, помнили, чтобы твои книги покупали, их нужно показывать. Книжный рынок России — один из самых динамичных. У нас только новых названий каждый год около 120 тыс. В Украине цифры, конечно, другие. Стопроцентная обновляемость рынка, сами понимаете, говорит о том, что у нас есть что читать, поэтому к нам стоит приезжать и смотреть новинки.
— Книжный рынок в России поддерживается государством?
— Давно уже нет. У нас остались льготы по налогообложению — 10% НДС, тогда как в основном ставка равна 18%. Но издательские профессиональные ассоциации не прекращают борьбу за преференции, понимая, что если государство не будет поддерживать отрасль, книги издаваться, конечно, не перестанут, но будут “дюже дорогими”. Соответственно, рынок начнет сокращаться. Мы потеряем не только экономику, но и читающую образованную нацию.