
В Шешорах состоялся фестиваль традиционной культуры. Три дня Шешоры пели-танцевали, делали игрушки-мотанки и... игнорировали дождь.
Такого наплыва туристов, музыкантов и просто почитателей этнической музыки и художественных перфоменсов небольшое село на Косивщине — Шешоры — не видело давно. На три дня его население увеличилось едва не вдвое, чем очень позабавило местных хозяев, которые с удовлетворением сдавали на ночь места во дворе под палатку, комнаты, а то и целые дома — все же который не который, а прибыль. Утешены были и пришельцы, которые на три дня попали в самый водоворот карпатской автентики, приправленной современными художественными импрезами и фантастической смесью музыкальных стилей разных эпох и народов, объединенных супермодным во всем мире направлением music-world.
Правда, попасть в Шешоры оказалось не так-то и просто. Два автобуса, зафрахтованных для журналистов и музыкантов, оказались не в силе разместить всех желающих, потому многим, кто решил ехать на фестиваль в последний момент, пришлось добираться не через Ивано-Франковск или Черновцы (билеты на эти направления были раскуплены задолго до акции), а через Хмельницкий, Львов, Тернополь. По дороге, наблюдая лица студенческой внешности с наплечниками, можно было безошибочно определить фестивальных неофитов. В конечном итоге, когда близко одиннадцатой ночи во вторник мы вышли из рейсового автобуса в селе Пистинь, что за 4 километра от Шешор, нас оказалась немаленькая команда.
Открытие фестиваля было приурочено к Ивану Купала как главного праздника наших предков, связанного с энергией солнца, любви и наивысшей потуги всех стихий. И открыть его должны были именно аутентичные группы, что и до сих пор по селам хранят обычаи дедов-прадедов и помнят тот действительный украинский мелос, который так завораживал истинных почитателей музыки. Причем на шешоровскому стадионе, превращенном в эти дни на своеобразное певчее поле, объединились киевские «Древо», вокальный ансамбль села Речиця Чернобыльского района и семейная группа Тафийчуков из Верховинского района, тройственные музыки из Космача и ансамбль гуцульских инструментов из Рахова.
Открытие фестиваля кое-что испортил ливень, который за несколько минут залил всю сцену и превратил поле в сплошное болото с лужами. Это было неожиданно, потому что все надеялись на присутствие на празднике известного в Карпатах мольфара Михаила Нечая, который в 1989 году неделя держала солнечную погоду над Черновцами во время первой «Красной руты». Однако господин Михаил в этот раз заботился Купальской ватрой (костром) у себя в Ясеневых, потому спасаться пришлось под тентами и в палатках. Местные, правда, отнеслись к таким выходкам погоды по-философски. «А что вы хотите? На Купала должен быть дождь. Вот если бы его не было — были бы проблемы», — глубокомысленно прорек один из шешоровцев.
Правда, ближе до вечера ливень немного стих и дал возможность выступить коллективам, а заодно и попрыгать через купальскую ватру (костер). Все и так были мокры, поэтому на дождь никто уже не обращал внимания. В конечном итоге, купальская ночь случается раз в году, а здесь такой случай пройти освящение огнем и водой одновременно. Правда, вторая серия ливня, который начался где-то близко в полночь, окончательно поставила точку в церемонии открытия фестиваля.
Купальская автентика — это лишь одна из многочисленных составляющих многогранного праздника, в который превратились нынешние «Шешоры». Кроме всего, организаторы фестиваля — информационный Центр «Зеленое досье» — попробовали привлечь внимание местного населения и гостей к экологическим проблемам. С этой целью члены «Досье» и волонтеры организовали уборку от мусора берегов местной реки Пистиньки и своеобразный ликбез для местного населения из проблем раздельной утилизации мусора. Специально для этого к селу было завезено несколько цветных пластмассовых баков для сбора пластиковых бутылок, стеклянной посуды и пищевых отходов. Правда, яркие цвета контейнеров, как и неоднократные призывы ведущего концертов выбрасывать посуду в отведенных местах, не произвели на зрителей соответствующего впечатления, и тем самым волонтерам после каждого концерта все равно приходилось убирать поле, которое напоминало Крещатик после дежурного Дня города. Не слишком эффективным был и «круглый стол» по вопросам внедрения Карпатской конвенции: журналистов и экологов, которые приняли в нем участие, больше волновал вопрос налаживания регулярного вывоза того-таки мусора и проблема варварской вырубки лесов, а не осведомленность населения по поводу того, сколько стран подписало настоящий документ и может ли Украина претендовать на роль столицы Карпатской конвенции.
Но пробежали в экологическом образовании гостей праздника с избытком компенсировались погружением их в этническую стихию, которая в Карпатах сохранилась почти в неприкосновенном виде. Поскольку здесь никогда не было мощной промышленности, то из рода в род здесь культивировались давние народные традиции и ремесла. И в настоящее время здесь или не в каждой семье есть токарный станок, ткацкие кросна, а девушки змалечку учатся плести, вышивать или делать украшения из бисера. В ожидании наплыву туристов из бабушкиных ларей доставались самые ценные раритеты и предлагались по достаточно скромной цене. Да, знаменитое гуцульское покрывало можно было выспросить за 60—80 гривен, столько же стоила старинная вышитая полотняная сорочка, за десятку можно было купить натуральные шерстяные носки, какие бабушки плели просто у вас на глазах. Рядом продавались отшлифованные рекой камни, разрисованные трипольскими сакральными знаками, здесь же можно было попробовать коньков из сыра или настоящего домашнего вина. И, конечно же, в глазах рябило от тканых покромок, передничков, ковриков, безрукавок, вышивок и других карпатских изделий.
Привезти домой можно было и сувенир, сделанный собственноручно. В течение всех трех дней проходили мастерские классы, где каждый мог ознакомиться с секретами народных промыслов, игры на разнообразных народных инструментах, искусства вышивки, особенностями джазовых импровизаций в разных этнических традициях. К сожалению, за неделю до начала фестиваля отошла в вечность известная шешоровская ткачиха Анна Василащук, но ее дочь показывала, как рождаются карпатские ковры и полотенца.
Но наибольшей популярностью пользовались мастерские классы Людмилы Тесленко-Пономаренко, которая учила делать из сена самые простые игрушки-мотанки. Стоило только посмотреть, с каким азартом взрослые люди мастерили свою куклу и как потом радовались из нее. Госпожа Людмила созналась, что она хотела, в соответствии с древнейшими обрядами, в конце фестиваля устроить ритуальное сжигание всех кукол (именно с этой целью использовали мотанки наши предки), но никто не отважился на такую жертву. Так и разъехались в разные уголки Украины в наплечниках и дорожных сумках сотни купальских мотанок.
Большой интерес участников и гостей фестиваля вызывали и lend-art'овские композиции, для которых художники облюбовали преимущественно берега и плес Пистиньки. То здесь, то там в глаза бросались причудливые «скульптуры»: пирамида из ветвей дерева с тремя камнями, которые свисали из вершины, каменный сад, «самолетик», который приземлился просто посреди реки, мостик, украшенный колокольчиками, которые мелодично звенели, как что кто-то шел по нему. Всего таких композиций было больше десятка. А одна из композиций имела даже функциональное назначение: по ней в купальскую ночь должны были сплавлять на воду девичьи венки.
Все три дня на фестивале господствовала полная смесь стилей, традиций и культур. Те, кто надеялся увидеть здесь лишь вышивки, глубоко ошибались: на фестивале разгуливали ребята в шотландских килтах, случались стилизации под восточные мотивы или индейские пончо. Но непременным атрибутом праздника были венки, которые оказались к лицу и девушкам, и парням.
Особенный интерес в собравшихся вызывал джип с надписью «Equites» и его владелец — участник легендарной команды Голтис, что охотно раздавал автографы, фотографировался на упоминание и катал молодежь на крыше машины. Хотя самого его интересовали в первую очередь участники фестиваля. Как сознался он сам, его очень интересует все, что связано с давними традициями и культурами. Некоторые выступления Голтис даже снял на видеокамеру.
А посмотреть и послушать здесь и в самом деле было что. К Шешорам приехали признанные авторитеты music-world из России, Чехии, Польши, Украины. Мастер игры на шотландской волынке Грег Долан, которого местные гуцулы прозвали просто Грицем, прекрасно «пел» с киевской группой «Йо-гурт». Одинаково тепло принимали в Карпатах московскую группу Yoki (кстати, при более близком знакомстве оказалось, что их солистка Олеся родом из Полтавы) и любленский «Оркестр святого Николая», чешский Cankisou и украинских «Гайдамакив» и «Перкалабу». Все концерты заканчивались далеко за полночь, а полет, особенно когда смотреть на него сверху, напоминало взбудораженное море: то здесь, то там закручивались арканы, кто-то прыгал, кто-то бегал, кто-то, как в детстве, вертелся в паре, взявшись за руки. Танцевали все — каждый в меру своего умения, темперамента и вдохновения.
Такое начало побуждает организаторов праздника думать о продолжении. Как созналась директор фестиваля Оля Михайлюк, на протяжении года они в рамках фестиваля готовят целую серию концертов, галерейных перфоменсов и дискуссионных клубов. А в следующем году — опять в горы. К счастью, поколение романтиков, которое стремится найти цветы папоротника и коснуться душой истоков древнейшей культуры, еще не перевелось.
Наталья ПОЗНЯК-ХОМЕНКО