
Немного классики и ретро. Когда Национальный академический драматичный театр имени Ивана Франко празднует 85-летие, к примеру, и им выносят на сцену ордера на квартиры, новые книжицы с запахом печатной краски, в которых написано, что такой-то артист уже народен, а такой-то награждается заграничными гастролями, это вписывается в традиционные культурные схемы. А когда «ребята» за сорок своевольно объявляют празднование 20-летие своей, альтернативной литературе образца 1985 года, тройки, это, знаете, отгоняет «перестройкою» и гласностью. А «Бу-Ба-Бу» на трех, оказывается, длится уже 20 лет. Во вторник в частную историю трех украинских поэтов могли нырнуть львовяне, а сегодня в Молодом театре Патриарх, Прокуратор и Пидскарбий будут забавлять киевлян («Какая концепция вечера? Забавлять публику», — улыбаясь в усы поверх очков, сказал Бу).
Они были молодыми и любили прикалываться и презирать «уклады». Поэтому когда в «Литературной Украине» образца 1985 года началась острая дискуссия между Николаем Рябчуком и Ярославом Мельником, в результате которой они пришли к выводу, что все поэты в Украине делящиеся на метафористов и исповедников, Ирванец, Андрухович и Горемыка решили, что без третьего направления — то не дело. Какой-то придирчивый исследователь, очкастый историк литературы ХХ века откопает тот исторический лист Юрия Игоровича Андруховича к Виктору Владимировича Горемыки, в которой молодой Ивано-Франковский поэт написал львовскому коллеге о потребности создания какого-то нового, бурлескно-балаганно-буффонадного стиля, а молодой львовский поэт взял и обрубил эту длинную буркотливо-дефисную дефиницию к вызывающе несерьезного «Бу-Ба-Бу». Неказенный и роскошный старый Львов был местом их встречи — потому что здесь душистый кофе, множество генделиков, впечатлительные к стихотворениям паненки и архитектурный ландшафт способствует. Как решили, так и замочили — «Бу-Ба-Бу», и после того, как в первый раз, в 1987 году, на афише Молодого театра появились эти три Бы, после первого литературного вечера в столице они проснулись знаменитыми. Потому что оказалось, на их приход ожидали — просто, когда приходит кто-то один, это можно проигнорировать, и двое допускают случайность, а компанию из трех человек культурная общественность при всей своей консервативной близорукости не заметить не может. К тому же они писали хорошие свежие стихотворения, к тому же вдохновенно и смешно их читали, к тому же с чувством юмора в них все было в порядке. И с эпатажем также. Для двух львовских фестивалей «Вывих» (1991-го и 1992 годов) Сашка Ирванец писал сценарии, а на акции «Пробуждения поэзии», назначенной во Львовской опере на 8-ом утра, даже пробежался голый по сцене (как потом кусали себе локти «сони»!). На втором «Вывихе» они отметились поэзией-оперой «Крайслер Империал» в постановке Сергея Проскурни. Потом пошли «тридцятники» — они пришлись на первую пятилетку (ПП) «Бу-Ба-Бу» и ознаменовались присвоением званий, тоже на П: Андруховичу — Патриарха, Горемыке — Прокуратора, Ирванцу — Пидскарбия.
Из 1988-го по 2000 год они выдумали новое развлечение — вручать ежегодно премию «Бу-Ба-Бу» имени господина Базя, персонажа, который жил в стихотворениях всех трех поэтов. Чтобы потом создать Академию из 12 апостолов. День присуждения премии — первый в новом году, когда все трое собирались вместе, премия — бутылка самого дорогого алкоголя, которую в этот день они втроем могут купить. Одиннадцать апостолов Александр Ирванец вспомнил, а двенадцатый спрятался за склероз, вот их славные имена: Николай Холодный, Иван Малкович, Назар Гончар, Вихта Сад, Елена Буевич, Владимир Цибулько, Петр Мидянка, Юрко Поскольку, Городской Барбара, Сергей Жадан, Игорь Римарук, Василий Герасимюк (за одно общее стихотворение). Компания для юбилейного вечера неплохая, но много избранных, мало называемых — сегодня в Молодой театр позвали только Виктора Морозова и Михаила Барбару, они, по-видимому, больше всего способствуют стихотворениям и воспоминаниям.
Им есть что вспомнить... И поэту, прозаику, эссеисту, переводчику, лауреату премий «Благовест», имени Рея Лапики, имени Гердера Юрию Андруховичу, который только что вернулся из Германии, где на Лейпцизской книжной ярмарке в проекте «Кафе Европа» представлял Любка Дереша. И литературоведу, писателю, переводчику, научному сотруднику Института литературы НАНУ, лауреату премии имени П. Тичины Виктору Небораку. И драматургу, поэту, прозаику Александру Ирванцу, который ежедневно неутомимо вставляет свои «5 копеек» на «5 канале».
Валентина КЛИМЕНКО