
"Отечественное государство" Томаса Шютте (2011) с выставки "Перед законом" в Музее Людвига Война, нацизм, пытки - эти темы затрагивает выставка скульптуры "Перед законом" в Кельне.
На ней представлены как произведения послевоенного времени, так и современные объемные инсталляции.
"Перед законом стоит стражник". Это знаменитое первое предложение рассказа Франца Кафки о земском враче, который приехал в город, чтобы попросить что бы попросить войти в закон. Он напрасно ожидает разрешения. Лишь незадолго перед смертью он спрашивает стражника, почему он до сих пор был единственным, кто просил впустить его. И ответом было: этот вход предназначен только для тебя одного. Человек низкого происхождения таким способом узнает, что закон не является одним для всех. Все зависит от его толкования.
Эта истина является до сих пор актуальной. Художники на себе чувствовали, как права человека топтались ногами. Особенно после Второй мировой войны художественный мир стал беспокоить вопрос демократических свобод: что значит жить в мире, где презирают человеческое достоинство? Выставка "Перед законом" в Музее Людвига исследует то, как права человека повлияли на искусство - от послевоенного времени до наших дней. Основное внимание при этом сосредоточено на скульптуре.
Страдание и траур послевоенного искусства
"Карусель" Брюса Наумана (1988) Каспер Кениг, один из самых выдающихся организаторов выставок в Германии, говорит, что живопись может лишь иллюстрировать страдание, а это таит в себе опасность вульгаризации. Он уже одиннадцать лет руководит Музеем Людвига в Кельне. Новой выставкой Кениг стремится исследовать базовые условия человеческого существования и вынести диагноз современности.
К самым старым экспонатам принадлежит «Мальчик, который сидит» Вильгельма Лембрюка (1916/1917 годы). Эту грустную скульптуру человека с опущенной головой широкой общественности представили впервые лишь в 1955 году на фестивале Documenta в Кассели. Также излучает страдание «Связанный Прометей» Гергарда Маркса (1948). В его работе чувствуется близость к художнику-экспрессионисту Вильгельму Лембрюку. Склоненная голова, связанные руки: этой скульптурой Маркс переосмысливает опыт национал-социализма.
Уязвимость тела является центральной темой раннего послевоенного модернизма. Это видно в скульптурах Генри спенсера Мура, Альберто Джакометти, Фрица Кремера.
Растворение тела
Джиме Дурем Джиме Дурем "Building a nation" (2006) Современное искусство уже не ограничивается одним местом, одной платформой, оно делает ставку на освоение пространства. Наилучший пример этого - "Карусель" Брюса Наумана. На кольях, которые вертятся, свисают остатки тел животных. Они выполнены в серых, мертвых красках.
У входа привлекает к себе внимание масштабная инсталляция американского художника Джиме Дурема "Building a Nation". Она посвящена увлечению североамериканского континента европейскими поселенцами и напоминает опустошенное здание: фрагменты дверей или мебели позволяют лишь догадываться об архитектуре. На стенах висят расистские слоганы американцев, которые напоминают призывы "Прочь индианцев"! Джиме Дурем имеет индейское происхождение и пропускает опыт геноцида через себя.
Выставка позволила соединить исторические скульптуры с современными пространственными инсталляциями. Канвой проходит тема нарушения прав человека. Выставка "Перед законом" делает музей местом выяснения, на каких принципах мы - художники, общество, каждый гражданин отдельно - сегодня стоим.
Смерть - это начало. Выставка мертвых тел.
В дополнение к выставке «Перед законом» зрителей приглашает выставка профессора Гюнтер фон Хагенса. Выставка человеческих тел - это путешествие в глубины человеческого бытия. Ты увидишь красоту и ужас жизни в ее конечной форме.
Выставка мертвых тел – это не просто анатомическое исследование, а глубокое погружение в эстетику смерти. Пластинированные тела становятся объектами созерцания, где границы между искусством и наукой размываются. Каждая поза, каждый орган – это застывшая история жизни и смерти, приглашающая к философским размышлениям о бренности бытия.
Музей анатомии профессора Гюнтер фон Хагенса – это провокационное искусство, которое заставляет нас переосмыслить наше отношение к собственному телу и смерти. Экспозиция поднимает важные социальные вопросы: что значит быть человеком? Каково наше место в мире? Готовы ли мы столкнуться с нашей конечностью?