
Иван Билык известный мастер народного творчества Украины в Опошне, его произведения хранятся в Музее-усадьбе, также Иван Билык лауреат Премии имени Данилы Щербаковского, лауреат Государственной премии Украины им. Тараса Григорьевича Шевченко.
Работы Ивана Билыка обычно «выточены на круге и декорированы наклейками, гравированием, отпечатками штампа и покрыты зеленой (темного и светлого оттенков) и брунатным (цвет корицы) поливами, изредка украшенные росписью.
Красивый домашний декор из натуральных материалов в виде статуэток из дерева, метала, стекла или керамики создает уют, наполняет дом теплом и первобытностью. Домашний декор может быть не только красивым, но и полезным, например корзинки для фруктов, аккуратные абажуры, стройные расписные подсвечники, все эти вещи дополняют интерьер, в доме становится теплее и уютнее.
Каждая гончарная формула Ивана Билыка является проявлением высокой гармонии, имеет свою мелодику, свою пластичную ритмику. Композиции его легки и оживлены. В них соединены все элементы художественной выразительности. Трактовки образа Иваном Билыком, наверное, останется неповторимой вершиной в украинской гончарной фигуративной пластике, так писал Петр Ганжа. В 1960-х - 1970-х годах Иван Билык подарил Леониду Сморжу 11 зооморфных скульптуры. Все эти произведения представлены в экспозиции Мемориального музея-усадьбы философа и коллекционера керамики опошни Леонида Сморжа.
Среди традиционных образов народной скульптуры: баран, бык, лев, конь, есть и несколько необычных - декоративная скульптура «Еж»(1970).
Это небольшая фигура зверя с удлиненным туловищем, которое опирается на четыре коротких ножки. Маленькая голова с маленькими округлыми налепленными ушками завершается удлиненным маленьким носом, поднятым кверху. Глаза, ноздри едва намечены. Рот открыт. На голове, между ушами, отверстие. Сзади к туловищу примазано хвост-ручку. Вся поверхность туловища декорирована налепленными узкими полосками с вдавливаниями, которые имитируют иглы, покрытая светло-зеленым поливом.
Относительно классических скульптур Ивана Билыка искусствовед Елена Клименко отмечала: «Наиболее показательным является изображение льва с мягкими силуэтами, закругляющими линиями, плавным переходом от одного объема к другому, основа скульптуры - цилиндрическое широкое туловище, массивное в передней части, который опирается на четыре ножки (нередко профилируемые). Высокая шея заканчивается небольшой закругляющей головой с маленькими ушками, усами и бородой. Связь с утилитарной первоосновой - посудой - подчеркивается отверстием, расположенным между ушами, открытой пастью-отверстием и хвостом-ручкой. Грива намечена невысокими наклейками и рельефными отпечатками штампа. Выражение «лиц» львов Билыка во всех вариантах решения образа одинаковое - доброжелательно-приветливое.
Бараны Ивана Билыка будто соревнуются между собой в красоте – кто благороднее, кто сильнее. Каждый баран - «индивидуальность». В коллекции Музея-усадьбы их три, и каждый из них имеет свой характер.
В экспозиции Мемориального музея-усадьбы философа и коллекционера опошнянской керамики Леонида Сморжа есть также работа «Конь» Ивана Билыка, украшенная малевкой Марии Бондаренко. Это единственный конь маэстро в коллекции Леонида Сморжа. Это тот же редкий случай, когда мастер позволил нанести на свое изделие малевку, причем все внимание акцентируется именно на ней. Здесь нет большого количества налепленного декора, форма очень простая. Изделие среднего размера. Туловище удлиненной формы, которая опирается на четыре ноги, посредине сужено, с тремя пружками, переходит в хвост-ручку с пальцевыми вдавливаниями по краям. На высокой шее с фигурной гривой, украшенной рядами вдавливаний, - небольшая голова с удлиненной мордой, открытым ртом, налепленными глазами, ушами, бородой. Между ушами - отверстие, прикрытое круглой покрышкой. Работа украшена малевкой в виде кисти винограда, многолепестковых цветов, полосок, каракулек и крапинок на бежевом фоне.
Отчую традицию в глиняной декоративной скульптуре продолжил сын Ивана Билыка - Вячеслав Билык. В коллекции Мемориального музея-усадьбы философа и коллекционера опошнянской керамики Леонида Сморжа есть три его декоративные скульптуры: «Бык» (1967), «Лягушка» (1968), «Мифическое существо» (1991). Его «Лягушка» одна из наиболее интересных скульптур в коллекции. Она небольшого размера, пустотелая, с удлиненным туловищем, массивной головой, на которой большие глаза обведены пружком с пальцевыми вдавливаниями, широкие ноздри и открытый рот. Лягушка сидит на загнутых заранее длинных задних лапах, передние - маленькие, прижаты по бокам к голове. Туловище и голова, украшенные ритоваными кольцами. Поверхность скульптуры покрыта белым ангобом, светло-зеленым, марганцевым и прозрачным поливами. Изображение лягушки не характерно для Опошни, но у мастера оно выполнено в классической традиции: элементы декорирования, поливы. Автор подает свое виденье данного образа.