
Во львовской галерее «Волчок» открылся проект Василия Бажая «Рефрижератор». Василий Бажай трансформирует живописные полотна в пространственные объекты, предоставляя им, таким образом, абсолютно новый и визуальный содержательный смысл.
Картины по существу становятся скульптурами, а зритель, не в состоянии разглядеть живописные нюансы, оказывается вырванным из зоны привыкшего выставочного комфорта и вынужден, блуждая между преобразованных на пространственных объектах полотнах, как в лесу, домысливать, додумывать и приспосабливаться.
Картины, тоже лишенные своей зоны комфорта, свернуты и оторваны от стен, добавляют дополнительное напряжение.
Живописная фактура в проекте Василия Бажая приобретает абсолютно другое, необычное, значение и становится сверхактивной.
То есть проект «Рефрижератор» создает из такого очень насыщенного смыслами, колористикой и фактурами живописи Бажая отдельный и сложный по структуре многосложный арт-объект.
«В своем проекте Желай говорит об объектах, как о пространственных структурах, о наделенных новыми значениями явления, которые свободно размещены в просторные галереи. Их производной являются полотна картин, что их автор создавал на протяжении последних двадцати лет.
Однако теперь эти новые структуры художника имеют совсем другую полифонию чем те, которыми были когда-то живописные полотна. Они, эти структуры, выходят в измерение, где добавляется объемность.
Если бы там не было, но в основе каждого прототипа лежат вещи, которые для художника отбыли свою миссию, свое назначение. Одни из них висели на стене, другие стояли в «загашниках», а еще одни странствовали от галереи к галерее, от выставки к выставке. Теперь - это свернутые, осиротелые полотна, которые не один год пролежали, простояли в архиве», - пишет искусствовед Роман Ганкевич.
«Рефрижератор» не хранит, точнее не консервирует живопись. Он превращает его в новую реальность. Однако, в то же время, и предоставляет полотнам новую жизнь.
«Вот здесь с источника охлаждения вытягивается такая специфическая живая форма, которая начинает себя отживлять. Изменение температурного баланса открывает новый пласт процессов, которые активизируются в предмете. Так и с этими полотнами Бажая: каждая малярная структура, которая попадает в новое пространство из архива, - изменяется... размораживается... возвращается к жизни», - считает Роман Ганкевич.
Если подытожить, то проект, бесспорно, принадлежит к must see во львовском художественном пространстве. Будет продолжаться он до 21 октября. В «Рефрижераторе» точно есть много свежего и неожиданного.