
Гоголь Николай Васильевич (1809-1852). Прозаик, драматург и литературный критик.
Литературной знаменитостью Гоголя сделали сборник повестей «Вечера на хуторе близ Диканьки», цикл повестей «Миргород», комедии «Ревизор» и «Женитьба».
«Вечера на хуторе близ Диканьки». Цикл повестей. Сочинялся с 1829 года, напечатан в 1831-1832 годах. Повести, вошедшие в цикл, обозначили новый регистр русского романтизма. Их отличает красочное бытописание, поэзия фольклора, фантастика, искрящийся юмор.
«Вечера на хуторе близ Диканьки» - первое произведение Гоголя, увидевшее свет рампы.
В 1833 году в Апександринском театре была показана инсценировка, сочиненная, правда, без участия автора. На сюжеты «Вечеров...» были написаны оперы М.П.Мусоргского, Н.А.Римского-Корсакова, П.И.Чайковского и других композиторов.
«Миргород». Цикл повестей (1835). В него вошли «Старосветские помещики», «Тарас Бульба», «Вий», «Повесть о том, как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем». Этот цикл обозначил поворот в творчестве Гоголя: юмор уступает место сатире, появляются пронзительные интонации и трагические обертоны. В «Тарасе Бульбе» Гоголь, по сути, впервые обратился к исторической теме и создал шедевр героического эпоса.
«Нос». Повесть. Впервые опубликована в 1836 в журнале «Современник». Это произведение описывает «необычайно странное происшествие», случившееся в Петербурге с коллежским асессором Ковалевым, который потерял свой нос и обнаружил его разгуливающим по Невскому проспекту и делающим визиты. Фантастическая история служит для Гоголя подтверждением того, что «чепуха совершенная делается на свете, иногда никакого нет правдоподобия». По повести Гоголя Д.Д.Шостакович сочинил одноименную оперу (1929).
«Портрет». Повесть. Первая редакция закончена и опубликована в сборнике «Арабески» (1835); вторая, кардинально переработанная, появилась в 1842 году. Используя распространенную романтическую фабулу (портрет, обладающий сверхъестественной силой), Гоголь создал произведение о художнике, талант которого погубили жажда славы и жадность к деньгам. «Портрет», наряду с повестями «Нос» и «Шинель», формировали литературный облик Петербурга как загадочного, мистического города-фантома.
«Ревизор». Комедия (1835). Сюжет комедии подсказал Гоголю А.С.Пушкин. В его основе несколько действительных случаев, когда провинциальные чиновники принимали случайного проезжего за ревизора, прибывшего из столицы с секретным поручением. Именно такой случай произошел с Пушкиным во время его поездки в Оренбург. В «Ревизоре» Гоголь воплотил идею «общественной комедии». Произведение было написано с удивительной быстротой: менее чем за два месяца.
«Женитьба». Комедия. Сочинялась с перерывами в 1833-1842 годах, впервые сыграна в Александринском театре 9 декабря 1843 года. Традиционную комедийную фабулу, основанную на соперничестве женихов, Гоголь усложнил тем, что невеста никак не может выбрать лучшего из них и в конце концов отдает руку самому нерешительному, который сбегает прямо перед свадьбой. Хотя современники расценили пьесу как «шалость большого таланта» (В.Г.Белинский), в «Женитьбе» содержался глубокий подтекст, родственный «петербургским повестям», где смех пропитан слезами, быт наполнен скрытой фантастикой, побуждающей персонажей к абсурдным поступкам.
«Театральный разъезд после представления новой комедии». Пьеса (1842). В этом небольшом произведении Гоголь воссоздал атмосферу, сопутствовавшую премьере «Ревизора», - отклики, мнения, кривотолки. «Театральный разъезд...» примечателен тем, что в нем Гоголь изложил свой взгляд на природу смеха: «Несправедливы те, которые говорят, будто возмущает смех. Возмущает только то, что мрачно, а смех светел».
«Мертвые души». Поэма. Первый том написан в 1835-1841 годах, опубликован в 1842 году. Над вторым томом Гоголь работал в последние годы жизни и уничтожил его за десять дней до смерти (сохранились черновики пяти глав). Как и в комедии «Ревизор», Гоголь воспользовался сюжетом, подсказанным А.С.Пушкиным. Интрига поэмы имела реальные основания. Согласно законам того времени, умершие крепостные до очередной ревизии числились как живые, и поэтому их можно было купить или продать, заложить в банк, получив проценты. На этой возможности основывалась афера главного героя, Чичикова, решившего скупить мертвые души и с этой целью отправившегося по городам и весям. Гоголь создал обобщающее произведение, в котором соединились основные тенденции его собственного творчества и всей русской литературы предыдущего периода. В «Мертвых душах» использованы формы романа путешествия, плутовского романа, комедии нравов. В образный строй произведения вплетается эпическая лирика и фольклорные мотивы раннего Гоголя. Обозначив жанр как поэму, Гоголь создал роман, один из первых в русской литературе.
Влияние этого произведения прослеживается в романах Ф.М.Достоевского, И.А.Гончарова, Л.Н.Толстого, М.Е.Салтыкова-Щедрина, М.А.Булгакова и др. Поэма «Мертвые души» многократно ставилась на драматической сцене. Значительным событием стал спектакль МХАТа (1932), осуществленный К.С.Станиславским по инсценировке М.А.Булгакова. По мотивам этого произведения снимались фильмы, написана одноименная опера Р.К.Щедрина (1977).
«Шинель». Повесть. Написана в 1836-1841 годах, впервые опубликована в 1842 году. Это произведение и его герой, мелкий чиновник Башмачкин, утвердили в отечественной литературе тему «маленького человека». Повесть оказала громадное воздействие на русскую классическую прозу. «Все мы вышли из гоголевской «Шинели», - говорил Ф.М.Достоевский.
«Выбранные места из переписки с друзьями». Сочинение, составленное Н.В.Гоголем из его собственных писем, адресованных разным корреспондентам. Над этим произведением Гоголь работал в течение 1846 года. Первое издание вышло (с цензурными сокращениями) в 1847 году; полный текст опубликован в 1867 году. «Выбранные места» охватывают широкий комплекс вопросов религиозного, философского, социального, эстетического характера. В книгу вошли письма «Несколько слов о нашей церкви и духовенстве», «Светлое воскресенье», «Русский помещик», «О помощи бедным», «О том, что такое слово», «О театре» и др. «Выбранные места...» вызвали острую полемику и множество негативных отзывов, в частности В.Г.Белинского, написавшего крайне резкое «Письмо к Гоголю».
«Авторская исповедь». Это сочинение Гоголь написал в 1847 году как ответ на критику «Выбранных мест из переписки с друзьями», - критику столь предвзятую и беспощадную, что, по словам писателя, напоминала «анатомию над живым телом еще живущего человека». «Авторская исповедь» явилась литературным завещанием Гоголя. Впервые была опубликована в 1855 году, спустя три года после его смерти.
Творчество Николая Гоголя оказало мощное влияние на отечественную культуру. Литературная традиция, заложенная Гоголем, получила развитие в творчестве Ф.М.Достоевского, М.Е.Салтыкова-Щедрина, Андрея Белого, А.М. Ремизова, М.А.Булгакова, Венедикта Ерофеева и многих других писателей. Постановки пьес и инсценировки эпической прозы на протяжении полутора столетий занимают одно из главных мест в репертуаре национального театра. На сюжеты произведений Гоголя написано много опер: «Черевички» П.И.Чайковского, «Ночь перед Рождеством» и «Майская ночь» Н.А.Римского-Корсакова, «Сорочинская ярмарка» М.П.Мусоргского, «Нос» Д.Д.Шостаковича, «Мертвые души» Р.К.Щедрина и др. Осуществлены также многочисленные экранизации.