
Любой контакт поп-артиста с симфоническим оркестром - это интрига, риск, адреналин. Немногие берут такую высокую планку с легкостью и утонченностью. Но сама попытка создания такого проекта - знак профессионального роста и творческой отваги. В случае с харьковской группой Pur:Pur особенно.
Тихий и уютный лаунжевый инди-поп, который лежит в основе музыки Pur:Pur, должен был бы противиться любым масштабным формам. Камерность, уютный акустический интерьер - то, с чего начинала группа, и с чем она до сих пор ассоциируется в первую очередь. Но в солистки Наты Смириной и ее коллег, похоже, другой и более перспективный взгляд на вещи. С каждым годом Pur:Pur все ближе и ближе подходит к большой сцене. Их песни более насыщены, их палитра более богатая. Прошлогодний альбом Nevertheless, одна из главных пластинок 2013 года в Украине, показал, что они могут органично играть и в кабаре, и с пост-роковыми формами. Не удивительно, что теперь они взялись за оркестр.
То, что вышло в Pur:Pur, не назовешь однозначной победой. Скорее, это решительный шаг за раньше освоенные пределы, значение которого им самим еще надлежит осознать. Вынести лучше всего из опыта постановки большого шоу и взять с собой в дальнейший путь. А брать есть что.
Все эти перья и бабочки на голове, платья до пола с воздушными эротичными намеками - отрада для глаз. По этому поводу только одно желание - побольше.
Pur:Pur проводила концерт с визуальным подкреплением в форме видео - то, что напрашивается само собой. В Киеве были два небольших монитора по сторонам от сцены. В Запорожье за десять дней до этого было лучше: один экран большего размера и ссади. Глубина и утонченность содержания видеопотока, которое подготовили Pur:Pur, кричала об абсолютно другом масштабе. Мистическая игра теней, странные танцы, похожие на драки, эффектные актерские миниатюры, существование веществ под микроскопом - живые картины, которым место именно на полотне десять на десять метров. Как сногсшибательно работает подобный материал в адекватной пропорции, можно убедиться, скажем, посмотрев концертную программу Biophilia Бьорк. Очевидно, что Pur:Pur на сегодня и не снились ресурсы исландской певицы. Уровень визуальных идей харьковчан таков, что вынуждает вспомнить классический тост из фильма «Кавказская пленница» о важности совпадения желаний и возможностей.
Поэтому все внимание как и раньше на музыку и на сцену. Здесь тоже нескучное сочетание выдающихся находок и недоразумений. Костюмный диапазон Наты Смириной - образец декоративной грациозности и тонкого вкуса. Все эти перья и бабочки на голове, платья до самого пола с воздушными эротичными намеками - отрада для глаз. Сочетание Pur:Pur с оркестром на сцене оптимальное: струнные акцентированные, духовые отточены, юный трубач дерзок и не лишен драйва. И лирика, и более выпуклые театральные песни сбалансированы внутри программы и точно работают на финальную кульминацию. Хрустальные «Корабль» и «Медведь» выглядят не менее органично, чем пронизанная психозом Messy Sounds с ее криками в мегафон или игривый «Снеговик» с его «пам-пам-пам-пам» (Ната все-таки оживила под конец зал столичного Дома офицеров и народ разогрелся до уровня дружной подпевки).
Но все признаки идиллии время от времени разбавлялись очень странными элементами. В первую очередь, бессмысленной игрой света, которая не только невпопад вырывала из темноты лицо музыкантов, но и отрезала зрителей от потока видео, засвечивая экраны. Мешало чарам песен и активное желание Сміріної общаться со слушателями, умышленное стремление разбудить в них активность. Можно даже опустить тот нюанс, насколько это сомнительное занятие в сидячем зале. Более важно другое: бытовое, повседневное общение в паузах разрушает ауру сказочности, которую неминуемо наращивает каждая песня. Ведь музыка Pur:Pur - это, в первую очередь, сказка. А в сказки свой язык, далекий от традиционных форм диалога артиста с публикой.
Впрочем, красота - штука не только хрупка, но и живучая. Концерт Pur:Pur с оркестром имеет чудесное послевкусие - цветочный аромат и свежесть, которые хорошо сочетают с зимним морозным воздухом. Кроме описанных радостей этот душевный подъем связан еще и с тем, что опыт харьковской группы - это смелая попытка вывести украинскую инди-музыку к новым горизонтам. Которые всегда останутся недосягаемыми, если не предпринимать такие вот первые шаги.