What in UA - Новини культури і мистецтва

«Из всех искусств для нас важнейшим является казино...»

Архівкіно / фестиваль
Дмитро КовальчукКоментарі: 0Перегляди: 198
3
грудня
2010
«Из всех искусств для нас важнейшим является казино...»

Московский фестиваль как плацдарм борьбы за кинокультуру. О звездах и гадах.

В фойе Дома кино, где и содержится штаб-квартира кинофестиваля, его президент Никита Михалков давал небольшую пресс-конференцию. «Гады вы такие, - говорил он ласково журналистам, - для вас когда какая-то кинозвезда приехала к нам, то она уже и не звезда, а так себе. Звезда для вас тот, кто не прибыл к нам... Но вы хоть посмотрите, кто именно приехал! Тарантино — это же супер. А Мерил Стрип...»

Мерил — действительно звезда, чего скрывать. «Гады» стояли перед Михалковым, виновато мигая ресницами. Хотя какую-то вину не должны были бы чувствовать. Московская пресса отслеживает каждый звездный шаг. Как тот же Тарантино пожелал поехать к Переделкино, чтобы поклониться могиле большого поэта Бориса Пастернака. Как попросил оставить его на одиночестве и как сидел там, о чем-то, как поэт с поэтом, разговаривая с тенью классика. Как пошел к МХАТу и там так же сидел в музейной комнате Станиславского, а затем с благоговением говорил о нем... Культурный мужик! — шумела Москва. Тарантино может не только Билла убивать, но и прослушивать в себе и поза собой большие культурные слои. Может, именно поэтому он и стал Тарантино? Как много в настоящее время режиссеров, образованность и культурная эрудиция которых ограничивается элементарными вещами, и не более того. Которых даже кино само по себе не очень-то интересует. Это видно потом на экране.

Мерил Стрип прибывшая на фестиваль с мужчиной и тремя дочками. Пресса следила за каждым их шагом. Самая умная леди американского кино, которая в настоящее время живет в Нью-Йорке («В Лос-Анджелесе знойно», — объяснила она), так же закатила себе серьезную культурную программу, не пройдя при том и вечеринку на даче в Михалкова. Пресса выяснила, что она там даже выпила стопку русской водки. Не могла отказать, так как было преддверие ее собственного дня рождения. А затем она попутешествовала в Санкт-Петербург. Перед тем, хвасталась актриса, были в Китае — отдыхали всей семьей. Культ семьи — это у многих американских звезд. Культурный прогресс здесь входит в семейную «партийную» программу...

Ну а когда я пришел вечером к кинотеатру «Пушкинский», то в фойе столкнулся еще с одним классиком — Эмиром Кустурицею. В отличие от Тарантино, к нему не приставили охрану и он гулял себе свободно вольготно. Можно было подойти и запросто притронуться к человеку, чьи фильмы являются практически неизменными победителями наибольших мировых фестивалей. Поэтому Михалков вручил ему приз «За взнос в мировое киноискусство». Кустурица в ответ произнес речь, главными героями которой был сам Михалков и русская культура в целом. «Я был на третьем курсе, - сказал он, - когда появился фильм Михалкова «Раба любви». Он так поразил меня... И в целом в Москве так много того, которое влияло на меня. Например, я с благоговением ходжу теми местами, где ходил Михаил Булгаков...».

В Аргентине киношколы, а в Южной Корее — лидеры

Новая лента Кустурицы называется «Жизнь чудесна», ее показали во внеконкурсной программе «гала-премьеры». Как всегда у этого режиссера, фирменные «приколы» из сербской жизни. Оно бурлит, кипит, пенящийся всеми красками. Здесь никто и ничего не делает вполсилы. Даже ослица — у нее неудачный любовный роман и следовательно она нерушимо стоит на железнодорожному пути. Переживает... «То пусть себе переживает в другом месте!»,- возмущается какой-то нетерпеливый человек. «Е нет, - степенно объясняет хозяин влюбленной.— Она стоит здесь, потому что хочет, чтобы ее переехал поезд...». Словом, Анна Каренина из животного мира. Ну а когда уже взрываются эмоции среди людей, то места оказывается мало всем. Сверхмощный выплеск балканской энергии. События происходят в преддверие и во время войны 1992 года. В центре — семя инженера Луки (актер Славко Штимац, который снимался чуть ли не во всех фильмах режиссера), его сын и жена, его любовный роман, который загорается посреди военных баталий. Кстати, виновником последних режиссер видит СМИ, а точнее тех, кто стоит за ними — не случайно же герой фильма с такой яростью расстреливает телевизор. Не знаю, будет ли картина в украинском прокате — когда нет, то жалко, так как такую ленту надлежит смотреть в кинотеатре, на большом экране со стереозвуком.

Не менее мощной оказалась и энергетика другой «Гала-премъерской» картины — «Old boy» (то есть «Старый» или «Старикан») южнокорейского режиссера Парк Чан-Вука. Такая себе «Убить Билла-3» — недаром Тарантино, который был председателем жюри последнего Каннского кинофестивалю, так за нее боролся и даже — как рассказывают — отдал за нее два своих голоса. Не помогло — «Золотая пальмовая ветвь» поехала с Майклом Муром в Америку. Однако и отсутствие Гран-при в Каннах вряд ли огорчило корейца, который теперь попал к сонму больших жителей Азии, которые продолжают таранить мировое кинопространство. Здесь тоже жажда мести застит глаза, делает неистовыми человеческие поступки. Фабула ленты несколько запутана (прав арт-директор фестиваля Кирилл Разлогов, который представлял фильм), однако же и концептуальная философская составляющая является очень интересной. Человек фантазирует себе целый мир, который превращается в самостоятельную, автономную реальность. Это такой себе параллельный мир, в котором невозможно разобраться самому творцу. Пятнадцать лет просидел в принудительном одиночестве герой фильма, и вот теперь пытается разобраться — что было причиной того и что, собственно, есть он сам. И все это совмещается с суперзрелищностью и суперэнергетической составляющей. Это, что называется, фильм для всех — кроме, конечно, детей и людей со слабыми нервами; некоторые эпизоды смотришь, приплющив глаза.

Во время фестиваля демонстрируется чрезвычайно большое количество фильмов... Однако такой является с недавних пор вообще кинематографическая жизнь Москвы. Говорят, что россияне уже выходят на цифру 500-600 лент в ежегодном кинопрокате. Зачем столько? А ради создания мощного кинокультурного поля. В прошлом году в столице Большой Британии я слышал сетование интеллектуалов на то, что в Лондоне негде посмотреть фильм — сплошной тебе Голливуд, ничего больше. Чтобы посмотреть арт-хаузное кино, нужно ехать в Париж — там есть все и на все вкусы. Последнее понятие и является ключевым: надлежит удовлетворять культурные потребности всех, а не только тинэйджеров и тех, кто задержался в подростковом возрасте. Так что, очевидно, Москва стремится стать Кино-Парижем из другого края Европы. Бог в помощь! А нам, как тем несчастным лондонцам, придется ехать с Киева к Москве, чтоб посмотреть фильмы, которые хочется посмотреть. Или, может, и у нас что-то начнет исправляться? Многое зависит, конечно, от того, которой будет ситуация в экономике. Хотя не будем делать вид, что все объясняется прозаичными причинами.

В большом конкурсе показали фильм аргентинского режиссера Сантьяго Карлоса Овеса «Разговоры с мамой» (производство Аргентины и Испании). Хорошая картина — по-настоящему хорошая. Герой ленты на некоторое время выпадает из привычной жизни — в стране экономический кризис и он будет лишаться работы. Придется затаскивать пояса, менять квартиру на меньшую и более скромную. Хайме (Едуардо Бланко), не без подстрекательства жены Дорит, пытается убедить 82-летнюю мать (очень сильная работа Хины Зорильи) так же продать свою квартиру и объединиться. Однако она не хочет — и потому, что недолюбливает невестку и Хаймову тещу, и потому, что у нее, давно уже одинокой, завелся какой-никакой, а мужчина, 69-летний Грегорио. Он, правда, «левый» и даже анархист, но в то же время чудесный пересказчик и, в придачу, философ. Вся эта ситуация, и длинные и проницательные разговоры, с матерью позволяют герою ленты во многом переоценить и свою жизнь, и тех, кто его окружает. В финале мы видим Хайме и Григорио вместе, матери уже нет... Однако она остается — в воображении она рядом, как и тот дождь, какой он так любил в детстве, и который теперь видится как символ очистки...

Во время пресс-конференции Овеса и сразу трех продюсеров (с аргентинской и испанской стороны) разговор зашел о причинах того подъема, который наметился в кино Аргентины. Так как действительно — с одной стороны, экономический кризис, шаткость материального существования, а из другого — все чаще аргентинцев замечают в мире (как и их соседей-бразильцев, кстати; одна из ретроспектив Московского феста преданная именно им). Овес объяснил это божественными причинами: Бог, это его милость. Наверно, что так, но чем-то они ее заслужили. Одна лишь цифра: в настоящее время в разных киношколах страны с населением 35 миллионов обитателей учится где-то 15 тысяч лиц. Сравним с нашими несколькими сотнями (и то говорят, что многовато)... Казалось бы, зачем? И что руководит молодыми людьми, которые в бедной Аргентине хотят делать фильмы? Вывод один: не такая она уже и бедная, не все измеряется деньгами, развитие духовной компоненты приводит, в конечном итоге, и к материальному обогащению. Хорошо бы, чтобы об этом помнили и наши руководители.

По-своему осмысливается подобная проблема в русском конкурсном фильме «Время жатв» дебютантки Марины Разбежкиной. Впрочем это ее дебют в большом игровом кино, а так — за плечами режиссера достаточно длительная работа в кино документальном. Это, в конечном итоге, заметно в картине — придирчивостью взгляда, точностью отбора деталей, какой-то особенной, женской (оператором здесь так же женщина — Ирина Уральская) цепкостью и подробностью воссоздания вещественного и духовного мира людей, которые живут в русской глубинке как раз внутри прошлого возраста. О чем фильм? О том, как идеализм крестьянской жизни понемногу возвращается к более привычному, рутинному идиотизму. Послевоенная пора стала временами надежд на лучшее, на возрождение духовного начала. Вряд ли именно так формулировали те надежды сами герои фильма, однако за ощущениями было что-то подобное. Семья комбайнерки Тоси (Людмила Моторная) имеет все основания мечтать о лучшем. Глава семейства (Вячеслав Батраков) вернулся из войны, а это уже счастье. То, что без ног — не беда, когда есть любовь, когда на тебя льется поток любви и нежности. А еще — удовлетворение от труда...

Именно за ударный труд Тося каждое лето и получает переходное красное знамя. Однако именно оно и становится символом печали деградации. В доме хозяйствуют мыши, которым нравится ткань на флаги. В борьбе с грызунами придется все время ремонтировать знамя, которое каждый раз уменьшается в размерах, словно шагреневая кожа. Чахнут и мечты — жизнь не делается лучшей. Хотя операторский глаз так здорово фиксирует красоту окружающего естественного мира, который заливает светло, небесная нежность и земная тяжесть. Однако в самом человеке света все меньше — перестает улыбаться Тося, а мужчина ее понемногу спивается и отходит в лучшие миры. Обо всем этом рассказывает один из Тосиных сыновей. В финале мы видим уже кадры сегодняшних городских реалий... Обитатели одной из квартир сгребают вместе и выбрасывают на мусорник все, что осталось от той хлебопашеской семьи, которая так верила в наступление лучших времен. Только же бывают ли они, те времена? И долго ли живут мечтатели? Потому что и самого пересказчика уже нет в мире — за кадром он спокойно сообщает нам, что погиб в Афганистане. А брат его старший погиб в пьяной драке. Вот и все — растаяла та семья, и последние знаки ее, все эти рисуночки, письма и фотографии, выбросят и будут сожжены беспощадным пламенем времени.

Крестьянская жизнь в советские полуфеодальные годы во многом была идиотической, это правда. Только что теперь? Неизвестна нам девушка, очевидно, какая-то далекая Тосина родственница, идет в финале улицами современного города. Пустого, заставленного бездарно спроектированными домами «баракового» стиля. Господи, ну почему же так, почему же так? И будет ли, придет ли на эту землю когда-либо другой, благословенное время? Улыбка Тоси, ее мечта о будущем своих детей — почему не осуществилась она, почему все погибло в мороке и дурноте? И не повторится ли все это, когда люди не хотят ничего помнить, когда в очередной раз выбрасывают на мусорник своеобразный архив того не спасенного семейства? Только тот лоскут знамени и остается — знак того, что с течением времени наши надежды усыхают, мы становимся старше и, в конечном итоге, пропадаем, исчезаем.

Кино-Париж или проигранная битва?

Архивы, материальные и духовные символы горят, к сожалению, уменьшаются, чахнут — без энергии памяти. Именно об этом пришло на память и во время Московского фестиваля. Все газеты обошло сообщение о снесении дома в Щипковскому переулку Москвы, где до 1962 года жил выдающийся кинорежиссер Андрей Тарковский. Это даже в голове не укладывается — а вот, состоялись. Что, кстати, должно насторожить и нас, в Киеве мы еще и не такое можем увидеть и услышать... В конечном итоге, последней является информация о том, что дом Тарковских отстроят, и там будет музейный комплекс. Однако общественность должна бдеть — мы же знаем, как оно все делается. Для этого, собственно, и нужно гражданское общество...

Другая драматичная коллизия связана с судьбой Центрального музея кино, который все упорнее выталкивают из Киноцентра на Красной Пресне. Хотя тот Киноцентр и строился в 80-ые годы в первую очередь ради музея. Однако теперь здесь льется водочка, вино и казино, «увеселительное предприятие» (один из транспарантов митинга провозглашал: «Из всех искусств для нас важнейшим является казино», где вторая и третья буквы было вычеркнуто). Для чего музей, куда ходят так называемые интеллектуалы, те, кто не умеет делать деньги, а делает «Умное лицо» и нудят миром... Ну их в баню, решили сильные мира этого. В среду на Пушкинской площади состоялась протестная акция. За музей, его сохранение и обогащение. Хотя звучали и голоса печалей: «Мы уже проиграли эту битву», - слышалось от них, нужно не проигрывать дальше, нужно добиться, чтобы музей во главе с легендарным историком кино Наумом Клейманом получил новое помещение. Зачитали телеграмму от итальянского киноклассика Бертолуччи, который напомнил: что-то подобное было и в Париже 1968 года, когда угроза нависла над французской Синематекой. Отстояли, и теперь Синематека является одной из национальных святынь Франции.

Я не дождался конца митинга, пошел смотреть фильм... Мне рассказали, что где-то под занавес какая-то студентка вышла из плакатиком «Никита Сергеевич Шариков» и угрожающе заявила: если Михалков не вмешается и не сделает все возможно, чтобы спасти музей, она сожжет вот сей плакат на этом самом месте. Вмешается ли метр — увидим. А в целом на той же пресс-конференции, из которой я начал свой рассказ, Михалков говорил именно об этом: о культуртрегерской миссии фестиваля. Он, фестиваль, является той пружиной, которая запускает на прокатную орбиту фильмы. А вместе с ними увеличивается и потуга кино-культуры в целом. Невзирая на все очевидно: Кино-Москва растет и развивается, столичные кино-фаны будут стоять и сидеть на своем, а бизнесмены также все яснее понимают, что киноиндустрия — вещь прибыльная. Так они вместе и победят, помогай им Бог.

Ну а фестиваль завершается в воскресенье. На торжественном закрытии в «Пушкинском» вручат призы. Надеемся, один из них окажется в руках нашего Богдана Ступки.

Сергей ТРИМБАЧ

Заря ясная на мусорнике украинской попсы
Как Диля «Воскресенье» презентовал
Поділіться в соцмережах:twitter.com facebook.com blogger.com livejournal.ru
Ще записи на тему
Всеукраинский детско-молодежный фестиваль-конкурс искусств «ПЕРЛИНА КАМ'ЯНЦЯ»
Всеукраинский детско-молодежный фестиваль-конкурс искусств «ПЕРЛИНА КАМ'ЯНЦЯ»
Конверты с вышивкой всех регионов Украины появились на Укрпочте
Конверты с вышивкой всех регионов Украины появились на Укрпочте
Пусть вся Украина читает, потому что книга нас всех объединяет
Пусть вся Украина читает, потому что книга нас всех объединяет
Один мобильный номер для всех операторов
Один мобильный номер для всех операторов
Залиште коментар!

Коментар буде опубліковано після перевірки

Ви можете ввійти за допомогою свого логіна або зареєструватися тут.

(обязательно)

  • Афіша подій
  • Кіно і Театр
  • Музика
  • Образотворче мистецтво
  • Література
  • Людина і суспільство
  • Мозаїка життя
Останні записи
  • Виставка «State of Will» у Довженко-Центрі — воєнна фотографія, що розкриває силу людського духу
  • «Україна в мініатюрі» у Києво-Печерській лаврі — унікальна виставка архітектурної спадщини
  • «Образи відроджені з попелу» — унікальна виставка військових ікон Сергія Герасименка в галереї «Хлібня»
  • «Blue eyes» від KOKOREVA — двомовна історія про кохання, що живе навіть на відстані
  • Міжнародна мистецька акція «Знаки Ідентичності» до Дня Незалежності України
Останні коментарі
Фантастика Форума
  • GustavoNig » Легко ли быть наблюдателем, когда вокруг творится зло и нельзя вмешаться, навести порядок, защитить? Главный...
  • Головна
  • Про сайт
  • Коментарі
  • Підтримати сайт
  • Контакти
  • Архів
×
Пошук по сайту
© What in UA Новини культури та мистецтва, 2025.