
Искусство изготовления памятников намного древней, чем может показаться в обозримой истории человечества. В средние века и античность действовало жесточайшее социальное расслоение , поэтому любой более менее качественный памятник указывал на принадлежность усопшего к высокому сословию. Подтверждает этот факт то обстоятельство, что в Древней Руси ритуальные памятники из гранита были доступны исключительно князьям и боярам.
Развиваясь с древних времен по сей день, памятники много раз кардинально меняли свою внешность. Например, в древнем Египте в изготовлении памятников задействовались ресурсы, соизмеримые с ВВП всей страны – так дорого было возводить эти пирамиды. Жители античного Рима возводили себе памятники еще при жизни. Но национальные и исторические традиции постоянно менялись, оставляя неизменным только материал изготовления – камень. Камень всегда считался сложнейшим в обработке материалом. Поэтому древние мастера предпочитали ограничиваться лишь нанесением на памятники текстов, а портреты на них появились ближе к современности. Да и карьер гранитный тех времен не мог себе позволить добывать такие большие и цельные глыбы камней.
Наиболее популярный сегодня вид памятника – это вертикально стоящие каменные плиты. Хотя нередко используются и придуманные древними греками обелиски, а также горизонтальные надгробные плиты, придуманные средневековыми мастерами.
Используемый в изготовлении памятников камень постоянно менялся, но бесспорным лидером всех эпох был гранит. Он отличается от других материалов своей прочностью и исключительной долговечностью. При этом вид у него весьма аристократичный, красивый, и вместе с тем строгий. Именно благодаря своей аристократичности он завоевал такую популярность в качестве материала для памятников. И если раньше на гранитных плитах размещались разве что фамильные гербы, то сегодня на них помещается портрет умершего. Наносятся портреты как руками мастеров, так и специальной техникой шлифовки. Сегодня доступно изготовление памятников даже с портретом в виде скульптуры или барельефа.
В руках мастера любая заготовка из гранита, отдельная глыба, плита или осколок неправильной формы, может стать великолепным скульптурным ансамблем. Искусство и мастерство скульпторов позволяет сохранить память об умерших в безжизненных камнях, выступая в качестве наследия для грядущих потомков.