
Куклы, которые гавкают, кукарекают, гогочут и служат в доме... стульчиками, создает полтавский архитектор Светлана Олейник.
В начале 90-х по телевидению увидела японские куклы и тут же увлеклась идеей создавать свои оригинальные куклы. Это не только игрушки для детей и взрослых, также их назначение — оживлять и украшать интерьер. Оригинальный вид имеют среди жилищного пространства аист в натуральную величину, лохматый орангутанг или здоровенные коты. Впрочем, многие используют их еще практически — составляет в коридоре вместо табуретки: очень прикольно надевать ботинки, сидя на спине таксы или коровы.
Светлана Олейник рассказывает, что продавцы магазина тканей, куда она достаточно часто наведывается, долго не могли понять, для чего их постоянный покупатель набирает то 50, то 30 сантиметров материи. И, конечно, немножко возмущались такой мелочностью. Пока в местной прессе не увидели ее фото и фото ее работ. Теперь необычного покупателя встречают с улыбкой и даже делают скидки.
— Я рассматриваю ткани и вижу образы своих будущих созданий, — говорит моя собеседница — милая элегантная женщина, имеющая четырех взрослых дочек. — Бархат «просится» стать кожей кота или коня, искусственный мех — «шубкой» для козы или барана, легкая блестящая лохматая ткань — пером совы... Иногда наоборот — сначала возникает образ, и уже под него выбираю материю. Даже если она очень дорогая, не жалею денег.
Звери и птицы Светланы Олейник могут приобретать достаточно неожиданные расцветки. Вот кот Фараон, например, изготовленный из разноцветного полосатого бархата, а у кота, который еще только должен стать игрушкой, на животе красуется огромный желтый цветок. И сам он шелковый — в буквальном понимании этого слова, ведь делается из шелка. Мастерица впервые применила этот материал к «семейству кошачьих» и говорит, что он очень сложен в таких работах — морщится, создавая много швов, которые потом придется маскировать нитями под шерсть. Совсем другое дело — искусственная стрейчевая кожа, которой Светлана Валентиновна, экспериментируя, обшила каркас коровы-стула. Такая красавица вышла! Редко кто из посетителей персональной выставки Светланы Олейник, которая с 1 сентября и вплоть до рождественских праздников действовала в Киевской детской академии искусств, сдержался, чтобы не дернуть корову за дойку или не усесться сверху.
Как настоящий художник, чье творчество неповторимо, Светлана Валентиновна хранит секреты своего мастерства. Говорит лишь, что для «внутренностей» использует поролон или синтепон, а для отдельных частей «тела» — самые разнообразные строительные материалы. И животные выходят у нее, как живые. Дернешь петушка за гребень — кукарекает, притронешься к гусю — гогочет, погладишь таксу — гавкает... А смотришь на искусственных рыбок в аквариуме — кажется, будто плавают. Подует ветерок, и рой пчел начинает «шевелиться». А все потому, что в каждую работу мастерица вкладывает не только фантазию, но и свое настроение и душу.
— Иногда друзья, увидев что-то новенькое в моей коллекции, просят сделать для них «такое же». Но у меня никогда не выходит скопировать, — улыбается Светлана. — Каждое творение индивидуально, у каждого свой характер.
Интерес к созданию игрушек, к шитью у Светланы проявился с малых лет. Кукол, зайцев и медведей ей в детстве шила бабушка, мама замечательно вышивала иглой, тетя также рукодельница. Поэтому, ее увлечение не случайно. Кстати, семья Светланы Валентиновны исключительно творческая. Мужчина, Юрий Павлович, как и она, архитектор. Младшие дочки — Аня и Яна — будущие архитекторы, Юля будет художником (все они — студентки Полтавского технического университета). А старшая, Жанна, — самый молодой член Национального союза архитекторов в Полтаве, работает в жанре графики. Ее увлечение — художественный текстиль, создание объемных композиций из металла и керамики. Кстати, имеет отличия всеукраинских выставок. Она — самый первый мамин советчик.
Основной рабочий инструмент архитектора Светланы Олейник вне кульмана — игла с нитью. Но еще в детстве научилась и лобзиком орудовать, и раскаленным ножом. А недавно стоматологическое искусство освоила, «вставляя» и полируя зубы своим созданиям. Она называет их скульптурами из текстиля или текстильной пластикой. Никто в Украине подобным не занимается.
В этом году, у Светланы Олейник остался на память огромный орангутанг, выполненный из нитей разноцветной пряжи. Сколько же нужно было терпения, чтобы каждую ниточку пришить отдельно, имитируя «мохнатость» самого хорошего представителя обезьяньего племени. А дочке Жанне, которая родилась в год Козы, подарила невероятно симпатичную козу.
— В настоящий момент в моей коллекции почти полсотни разнообразных работ, — рассказывает Светлана Валентиновна. — Я люблю их всех, как детей, но особенно дороги. Аисты, например, которые я долго вынашивала в воображении. Композиция из четырех фламинго, в которых ткань совмещается с естественным материалом — пером фазанов. Они предназначены для отделки интерьеров.
— Когда-то в одном из магазинчиков на Андреевском спуске в Киеве можно было купить ваши авторские работы...
— К сожалению, магазинчик переехал в другое место, а мне некогда сделать что-то на продажу. Пока еще для желающих что-то заказать или приобрести остаются лишь выставки. Правда, существуют некоторые вещи, которые я не продам ни за какие деньги. Они связаны у меня с определенными воспоминаниями, переживаниями.
Множество вещей Светлана раздарила друзьям, знакомым. А некоторые из тех, что оставляет себе, время от времени начинает совершенствовать: снимает старый верх и делает ему современный вид. У «новых» созданий уже и уши сделаны по-другому, и ресницы более пушистые. А вот примитивную гриву первого льва из желтой мочалки не хочет заменять на пряжу. Он — из ее прошлого, а прошлое не всегда можно «перекроить».
Коментарі: 1
1 Лариса 10-10-2011 19:05
Очень оригинальные изделия, - смешные, удачные и очень добрые. Я бы такое с удовольствием покупала.