
12 апреля 1961 года советский летчик Юрий Гагарин стал первым человеком, который полетел в космос. На эту дату теперь приходится сразу несколько праздников: Международный день полета человека в космос, День Космонавтики и День работников ракетно-космической отрасли Украины.
Космическая Одиссея 2001 (Стэнли Кубрик, Великая Британия/США, 1968)
Этот фильм стал правдивым переворотом в жанре кинофантастики. Кубрик экранизировал рассказ Артура Кларка, который также участвовал в написании сценария фильма. "Космическая Одиссея" - это грандиозный фильм-опера, в котором развитие человеческой цивилизации оказывается незримо связанным с внеземным умом, а межпланетные путешествия приводят к физическому слиянию с безграничностью космоса.
В картине рассказывается о трех черных монолитах, которые с древнейших времен существуют в нашей галактике. Один монолит попадает на доисторическую Землю и помогает австралопитекам овладеть орудиями труда, второй уже современные люди находят на Луне, а третий обнаруживают на Юпитере, куда земное правительство направляет разведывательную экспедицию "Дискавери".
Большая часть исследователей введена в состояние анабиоза и только двое астронавтов остаются дежурить на корабле, управляемом умным компьютером Гаэлом.
Запрограммирован армейскими учеными на выполнение программы любой ценой, Гаэл сходит с ума и ставит под угрозу жизнь экипажа.
Съемки "Космической Одиссеи" были сложными, ведь перфекционист Кубрик постоянно совершенствовал декорации и дополнял сценарий. Он очень придирчиво относился к воссозданию механики космического судна и пытался сделать ее как можно более реалистичной.
Скажем, для сцены утренней пробежки астронавтов был создан громадный барабан, который вращался, создавая иллюзию, что космонавт сам бежит по стенам жилищного отсека. А для эпизода "Звездных ворот" ассистент Кубрика был вынужден выдумать полностью новую технику съемки.
Отдельным достижением Кубрика было использование классической музыки, которая стала полноправным элементом фильма. В конечном итоге, сцена вращения спутников вокруг Земли под музыку Штрауса до сих пор является одной из узнаваемых киноцитат.
Солярис (реж. Андрей Тарковский, СССР, 1971)
Экранизация романа "Солярис" поссорила Андрея Тарковского и Станислава Лема, который считал, что режиссер исказил его книгу. Писатель жаловался, что Тарковский превратил его роман в "Преступление и наказание". Лемма интересовал космос, а Тарковского. - Земля.
В фильме идет речь о психологе Крисе Кельвине, который прилетает на исследовательскую базу планеты Солярис, чтобы узнать, имеет ли планета собственный ум. Ученые на базе находятся в подавленном состоянии, потому что Солярис превратил их на собственных подопытных и ежедневно материализует их неприятные воспоминания. Крис также не избегает этого участия и встречает клоны своей погибшей жены Хари.
Вскоре женщина начинает понимать, что она только образ давно потерянной любимой и пытается покончить жизнь самоубийством. В то же время она все больше чувствует себя настоящим человеком.
Перед Крисом появляется нелегкий моральный выбор - избавиться от болезненного образа или научиться жить с ним. "Солярис" - это философское сказание о духовных поисках, которые пронизывают всю человеческую сущность и о неминуемой ответственности за грехи прошлого.
Чужой (реж. Ридли Скотт, Великая Британия/США, 1979)
Картина Ридли Скотта "Чужого" дала начало целой серии фильмов о столкновении людей с враждебными формами инопланетной жизни. Это также и художественный дизайнерский проект, ведь внешний вид Чужого и декорации инопланетного звездолета создавал известный швейцарский художник Г.Р. Гигер.
Лента рассказывает о рейсе грузового судна "Ностромо", экипаж которого по пути домой получает закодированный радиосигнал из неизвестной планеты. Несколько астронавтов отправляются на планету, чтобы найти источник сигнала.
Они находят разбитый корабль, а также коконы неизвестного происхождения. Один из коконов раскрывается и инопланетное существо атакует астронавта. Пострадавшего приносят на корабль и через определенное время экипаж оказывается под угрозой уничтожения.
Аполлон 13 (реж. Рон Говард, США, 1995)
Лента Рона Говарда рассказывает о реальной месячной экспедиции на корабле "Аполлон 13", которая началась 11 апреля, а закончилась 17 апреля 1970 года. Во время полета на корабле состоялась серьезная авария, которая повредила системы жизнеобеспечения, и астронавты, так и не побывав на Луне, были вынуждены срочно вернуться домой.
В картине "Аполлон 13" рассказывается о подготовке к экспедиции, а также об отношениях между членами экипажа. Однако главное внимание уделено самому инциденту на корабле. Режиссеру удалось передать хронологию и напряжение этой сложной экспедиции, которая стала тяжелым испытанием на Земле и в космосе.
Первые на Луне (реж. Алексей Федорченко, Россия, 2005)
Картина "Первые на Луне" снята в жанре " мокьюментари" - "фальшивого" документального кино. Фильм посвящен вымышленной советской экспедиции на Луну, которая якобы состоялась в 1938 году, но прошла неудачно и была засекречена советской властью.
Авторы картины рассказали о группе комсомольцев, отобранных для участия в космической программе, а также об их дальнейших судьбах. Картина "Первые на Луне" построена на "документальных съемках", стилизованных под советскую кинохронику.
Это не только фантазия о несуществующих космических достижениях, но и история о "другом" советском Союзе, в котором жизнь напоминает радостные кадры кинохроники, а люди мечтают только о небе и героических свершениях.
Луна 2112 (реж. Данкан Джонс, Великая Британия, 2009)
Сын Девида Боуи Данкан Джонс прослыл своим дебютным фильмом "Луна 2112", который кое-кто из критиков назвал "наилучшей фантастической лентой нулевых". В этой картине ощутимые влияния "Космической Одиссеи" Стэнли Кубрика и "Блейдраннера" Ридли Скотта, однако Джонс, в отличие от своих вдохновителей, делал акцент не на величественном зрелище, а на камерной психологической драме.
В фильме идет речь об астронавте Сэме Белла, который работает на месячной станции "Саранг", которая добывает изотоп гелий 3, - ценном источнике энергии на Земле. Его трехлетний контракт доходит до конца и Сэм не может дождаться, когда наконец увидит жену и маленькую дочку. От одиночества у него начинаются галлюцинации, однако связь с Землей временно недоступна через аварию. Единственным компаньоном мужчины является умный компьютер Герти.
Как-то Сэм отправляется в бурильную установку, чтобы забрать добытый изотоп, и попадает в аварию. Он приходит к понятливости в больничном отсеке, однако ничего не помнит о своем приключении. Он замечает, что Герти за его спиной общается с руководством компании. Также компьютер почему-то не позволяет Сэму выйти из базы, однако он хитростью выбирается наружу.
Около бурильной установки он находит вездеход с мужчиной внутри. Сэм забирает его на базу и с удивлением замечает, что у них одинаковые лица.
Вскоре оба Сема понимают, что они клоны настоящего мужчины, который живет на Земле, а все их воспоминания просто имплантированы. Компания уже послала команду, которая должна убить клонов и они должны найти способ спасти свои жизни.