
Украшения — сильными амулетами наилучшая защита от злых сил у ладакхцев индийского Тибета.
В 2010 я впервые посетила Ладак. Из этих посещений вынесла два самых больших впечатления: неописуемая масштабность здешних лунных пейзажей и живая народная культура местных людей. Здесь до сих пор носят старинные костюмы, и наиболее выдающимся элементом этих костюмов были украшения.
Женщина из племени дрок-па, село Дха, Арийская долина. В таком головном уборе, украшенном цветами и серебряными украшениями, старшее поколение ходит ежедневно на работу.
Женщины племени дрок-па привозили за сто с лишним километров репу и картофель в большой город Ле, продавая его на базаре не иначе, как одев на голову причудливую композицию из серебра и искусственных и живых цветов (такие композиции, кстати, носили раньше и мужчины). Фотографировать дрок-па не разрешают, потому что верили в то, что с фотографией можно забрать и кусочек души. Жительницы долины Нубра, как мужчины, так и женщины, не выходили из дома без роскошных бус, браслетов и сережек, увенчав свой образ головным убором гонда. Этот убор пришел на замену предыдущему, очень популярному в этих местах женскому убору под названием перак.
За ладакхскими бусами трясутся руки. Любовь ладакхцев к кораллам делает бусы очень часто наподобие украинским, и одни из таких бус органично дополнило мой украинский костюм. Следовательно, посетив Ладак во второй раз, захотелось написать немного об их украшениях.
Символика камня
Я не имела целью фотографировать ювелирные изделия, но когда посмотрела на снимки обычных людей, то выявила, что все они, даже самые бедные, носят украшения из драгоценных или полудрагоценных материалов. Украшения одеваются на работу и на праздник, и они выполняют двойную функцию: свидетельствуют о статусе человека, а также являются сильными амулетами от всего на свете. Современные украшения практически не уступают ладакхским, можно найти сходство в дизайне и форме этих ювелирных изделий.
Два камня доминируют здесь: кораллы и бирюза. За ними по популярности идут жемчуга, ляпис лазурь, янтарь и кварцевые кристаллы. Отдельно стоят бусины из травленного агата, которые местные люди называют дзи. Это все чаще всего оформляется в серебро, значительно реже - в золото. Порой добавляются элементы из кости или бронзы.
Ладакхцы верят как в силу каждого отдельного камня, так и в их комбинацию. Также верят в то, что каждый отдельный человек может усилить или ослабить камень. Бирюза приобрела здесь популярность еще с 7-9 веков, и считалась даже не камнем, а чем-то значительно более ценным. Ее продавали по цене золота, и в народный фольклор «бирюзовый» вошел как эпитет ко всему прекрасному - и не важно, бирюзовое оно в действительности или не бирюзовое.
Мелкая бирюза использовалась в качестве наличных денег, крупную берегли, поднося как ценный дар верховным ламам, или как выкуп всевозможным божествам и демонам - чтобы спастись от болезней. Бирюза считалась средством номер 1 для выявления яда, поэтому ею декорировали верхушку чайной чашки. если бирюза изменит цвет - значит в чашке напиток. Бирюза служила очистителем крови, оберегала от плохих снов, плохого глаза и выходок демонов. Ее считали «живой» и такой, какая имеет свой собственный период жизни. Мертвая бирюза теряет цвет, становится зеленоватой, а потом даже черной. Она может переживать трудные времена вместе с владельцем. Хороший камень у здорового владельца будет сиять цветом.
Бирюзу носят на браслетах, бусах (в комбинации из коралами), перстнях. Но главное ее место - на женском уборе перак.
В настоящее время традиционные головные уборы ладакхцев можно увидеть разве что на витринах антикварных магазинов или на местных храмных праздниках.
Бирюза попала в Ладак давно, еще когда короли Нари платили налог ладакхским королям в виде этих камней. Но те камни отличались по цвету от глубоко голубых камней из Ирана. Народная легенда говорит, что «иранские» камни завез в Тибет эпический герой Гесер-хан, выиграв там войну и получив такой выкуп. Потом камни из сокровища Гесера разошлись по всем горам.