What in UA - Новини культури і мистецтва

Наши... и еще раз наши в Венеции

Архіввиставки / колекціонер / фотомистецтво / художник
Дмитро КовальчукКоментарі: 0Перегляди: 173
24
жовтня
2010
Наши... и еще раз наши в Венеции

Днями в Венеции, во дворце Попадополи, что на Гранд канале, завершит свою работу выставка «Первые приобретения» Фонда современного искусства украинского бизнесмена Виктора Пинчука, а национальный павильон Украины, где представленный проект черкасского художника Николая Сурка «Дети твои, Украина», будет работать до 6 ноября — закрытия 51-й Венецианской бьеннале современного искусства. Пинчук и государство ставили перед собой разные задания, потому и время представления выбирали в соответствии с целью.

Как сказала в разговоре с украинскими журналистами на аллеях Садов Бьеннале министр культуры Украины Оксана Билозир, мы не приехали сюда получать «Золотых Львов», для нас важно, что Украина просто представлена в Венеции. «Вы же видите, что здесь происходит: каждый день все средства массовой информации называют те страны, которые не берут участия в бьеннале, и это является свидетельством их нецивилизованности. Я говорила министру культуры Италии господину Бутильйоне, что нам было чрезвычайно трудно подготовиться, когда уже все сроки закончились, за счет того, что Украина не успела вовремя подать информацию, потому что у нас скандально происходил отбор, итальянцы неделю не выпускали свою полиграфию, пока мы готовили свои информационные материалы. Если бы мы не брали участия в этой выставке, в глазах европейцев, которые считают Украину частью своей цивилизации, ментально чувствуют Украину близкой, мы бы выглядели непонятно. Те стереотипы, которые в них были, могли бы перейти в новое время, а мы максимально заинтересованы сегодня сказать, что мы есть, что мы работаем».

В результате длинных споров на родине эксперты отобрали из 14 представленных проектов сельские фотографии черкасского художника, фотографа, коллекционера икон и наивной живописи, писателя Николая Бабака, а кураторы дали оригинальное название — «Дети твои, Украина».

Фотографии мне понравились — на них наше прошлое, родное, теплое, украинское, а может, и наше современное — в детстве. На этих аутентичных фотографиях первой половины ХХ века, которые когда-то в сельском доме исполняли роль и украшения, и предметов раскошу, — сельские дети, в веночках, картузиках, тюбетейках, на босую ногу, на коньке, с цветами, в белых передничках, держатся за руки или прислоняются к маме. С напряженными глазами — «вылетит птичка», торжественные — тогда не было «рядовых» фотографий, не глянцевые — фотографы тех времен еще не умели манипулировать изображением, не подправляли действительность в фотошопе, разве дорисовывали крестьянам в простых сорочках пиджаки и галстуки. К старым фотографиям художник прибавил традиционные украинские игрушки(объекты) — куклы-мотанки, без лиц, но украшены кораллами, вышивками, косами, лентами и цветные фотографии этих кукол большого формата в национальных ландшафтах.

Третьим компонентом, который бы подтверждал современность проекта и тяга «детей» во времени — видео из Площади. Журналистская репортажность этого видеоряда, отсутствие четкой художественной концепции — такого «самодельного» видео в каждом украинском доме, как когда-то фотографий на стенах, пустая непродуманность голых углов комнаты поневоле наталкивали на мысль о первичности конъюнктурных рассуждений над художественными. Словом, я хочу сказать, что этот проект был глубоко внутренним, нашим, местным, к тому же очень по-нашему, без эффектов поданный. В контексте бьеннале, где главное задание — поразить, шокировать, нанести эмоциональный удар, заставить увлекаться или возмущаться, украинские «дети» поводили себя по-хуторянськи тихо.

И то, что на открытие выставки пришло много украинцев, которые работают в Италии, не диаспора — остарбайтеры, и что около нашего павильона нашли маленькую девочку в белой с красным вышивке, которая очень красиво контрастировала с красным шитьем по черному госпожа министра, тоже добавляло местных аллюзий этому действу. Потом были слова, фотографии на упоминание, вино, которое быстро закончилось, фабричные куклы-украиночки в одежде из разных регионов Украины (очевидно, на заказ), которых здесь же прозвали «билозирочками» за внешнее подобие к Оксане Билозир, ручки, значки, но модерными нам выдались зажигалки с надписью «Дети твои, Украина». И даже присутствие на выставке русского сокуратора выставки Михаила Сидлина в вышивке из Сенного рынка почему-то навеивало мысли о неловком реванше нашей себестоимости.

— Как вы оцениваете этот проект в контексте бьеннале? — поинтересовались журналисты у господина Михаила.

— Он обращается к вечным темам — памяти, идентичность и так далее.

— Как вы соотносите его с конъюнктурой бьеннале?

— Он поза ею.

— Но в данном случае это, быстрее, плохо, чем хорошо.

— Почему? Это не так плохо, дело в том, что он неконъюнктурен.

Художники из украинской делегации сокрушенно качали головой, хотя и «крепили» патриотизм. Кое-кто говорил, что в Киеве «режиссура» этого же проекта Сурка была представлена намного интереснее и креативнее, а сам Сурок заявил, что после Венеции возьмет публичный тайм-аут, организует тишину и одиночество и будет работать над новыми работами.

«Я обошла много выставок, не потому что это наша выставка, а потому что она действительно наилучшая, — сказала в интервью Оксана Билозир. — Чем она наилучшая? Так, как Площадь удивил весь мир — добротой, человечностью, ценностями моральными, базовыми для каждого человека, — семья, любовь, любить себя в своем государстве и жить и работать для своего государства, которое будут потом за это уважать в мире, — именно таким духом и проникнута наша выставка. Как заходите, вы видите элементы разной Украины, которая имеет много регионов, и эти регионы очень колоритны сами по себе, и одно из заданий в настоящий момент Министерства культуры — этот колорит национальный сохранить. Вы посмотрите, о чем в настоящий момент дискутируют европейцы в сфере культурной политики? Одно сегодня задание: защитить то, что уже теряется, — принадлежность к своей нации, к своим традициям, к своим обычаям. Кто сегодня показывает свою традицию, тот очень уважаемый в мире. И наше задание — ту традицию, которая у нас есть, а она сохранилась больше чем где угодно, максимально сохранить, защитить и показать».

Богачи полезны не только для пиарщиков, но и для прогресса. Они первыми оплачивают дорогие вновь созданные механизмы, ценные эксперименты художников, ювелиров, дизайнеров, кредитуют науку. И если уже олигарх Виктор Пинчук решил появиться на самой престижной выставке современного искусства как новая влиятельная фигура, перед ним стояло задание — засветиться круто. На выполнение этого задания были брошены наилучшие силы — во-первых, авторитетный украинский критик и куратор Александр Соловйов, во-вторых, ведущий французский критик и куратор Николя Буррио, директор Дворца Токио в Париже и куратор прошлой, 50-й, Венецианской бьеннале. Как известно, Буррио отстаивает тезис, что художественный проект должен обязательно порождать дискуссию, будить воображение (кажется, это наибольший плюс современного искусства, который я для себя отыскала), осмысливать связки — интеллектуальные, социальные, художественные, исторические, эстетичные, провокативные между отдельными частями выставки.

Для участия в сборном проекте, который осторожно назвали «Первые приобретения», наверное, чтобы оправдать определенную эклектическую и презентативность разных инструментов современного искусства — фотографии, живопись, инсталляции, видео, арт-обьект, — пригласили звезд: актуального француза Филиппа Парено, японско-вьетнамского художника Джун Нгуена-Хацушиби, а также Карстен Хеллера, Олафура Елиассона, Навина Раваншайкула, а также трех украинских — Арсена Завадова, фотографа Бориса Михайлова и Василия Цаголова. В интерьерах дворцово -надцатого века, в комнатах по кругу — и криминальный фонтан Цаголова, и инсталляция со световыми ромбами, и видео, которое проявляется при исключенном свете, и «жизненные» фотографии Михайлова выглядят загадочно и парадоксально. Модной интерактивностью Николя Буррио не увлекался, проект был в меру демократическим, в меру шокирующим, в меру удивительным, но посмотреть на кураторский взгляд Буррио пришли все нужные арт-дилеры, критики и кураторы. Благо, и тусовку для них было за что устроить включительно с дискотекой, директор Московской фотобьеннале Ольга Свиблова очень выгодно выделялась в танцах от своего партнера Марата Гельмана.

Мы поинтересовалась у Виктора Пинчука его надеждами на дебют на бьеннале:

— Господин Виктор, кроме того, что вы хотели показать своих художников, которые у вас еще планы на бьеннале?

— Просто нужно, я считаю, продвигать Украину в Европу, в современную цивилизацию, в современную культуру, показывать, что у нас есть. Мне это интересно, это удовольствие — общаться с интересными людьми. Вот и все.

— Вы всерьез собираетесь заниматься арт-бизнесом?

— Нет, это не арт-бизнес, я же не покупаю и не продаю. Я даже не уверен, что это хобби.

— А что это тогда?

— Это такая интересная и приятная общественная деятельность. Я лично собираю другое искусство, не современное, а это, быстрее, способ продвигать Украину в цивилизацию, в Европу. В этом смысле, считаю, я могу что-то сделает. Для меня это такая общественная роль, деятельность. А коллекция у меня лично моя, другая.

— Какая?

— Я собираю импрессионистов — русских, украинских, конец XIX— начало XX века. А это частная коллекция, которая все-таки представляет украинское и не только современное искусство. У меня есть очень хорошие западные консультанты, главный консультант — это Николя Буррио, в прошлом году он был куратором всей венецианской бьеннале, в настоящий момент мой консультант и куратор нашей экспозиции в Венеции. Сначала я думал, что здесь нужно представить лучших украинских художников, но мне объяснили: если ты хочешь вводить что-то новое, например, украинских художников, ты должен их поместить в мировой глобальный контекст, и потому у нас здесь представлены 8 художников, из них только трое украинских, остальные — звезды той или другой величины, очень известные, все они так или иначе представлены в других коллекциях, в том числе и в национальных павильонах, это художники из Франции, Германии, Дании, вьетнамско-японский художник и из Таиланда. Поэтому все идут и смотрят: Боже, как неожиданно, это якобы классная коллекция, это имена, какие мы знаем, и здесь они попадают на имена украинских художников, и тоже им интересно смотреть — о, так, это человек современной европейской культуры.

— Это копродукция?

— Я не уверен, что это копродукция, но окей, окей. Я не пользуюсь этим сроком, возможно, его можно применить к нашей коллекции.

— В вашей коллекции современного искусства много вещей, какие вы покупали, полагаясь на собственный вкус, это ли только вкусы ваших консультантов?

— Мой вкус здесь не представлен.

— Что вам лично нравится в современном искусстве?

— Здесь есть художники, которые мне очень нравятся, а есть работы, которые я не понимаю, но мне говорят, что это очень важно. Оъкей, важно — так важно, это же коллекция не ко мне домой. Многих художников, например, французов, немцев мне советовали выбрать. Была ситуация, когда на нашей венецианской экспозиции Николя Буррио предложил несколько видеопроектов, а я сказал: зачем, возможно, сделаем один видеопроект и одну инсталляцию? Он сказал: это моя мечта, но она дорога. Я ответил: давай все равно лучше ее возьмем, зачем нам несколько видео, мы покажем инсталляцию, видео, там есть картина одна интересная, шикарно, а-ля Веронезе, тайванец, он в настоящий момент очень модный, мне трудно вымолвить его имя, оно очень длинное, но вы увидите.

— Как выбирали место для своей экспозиции?

— Ну просто я сказал, что это имеет быть хорошее место, чтобы украинский флаг, который мы там вывесили, реял гордо. Был выбор между пяцца Сан Марко и Гранд каналом, на Гранд канале нашли дворец Поподопули рядом с мостом Риальто, нам его в аренду сдала принцесса Бъянка.

— Было что-то, что вам категорически не нравилось?

— Категорически — нет. Есть вещи, которые я не очень понимаю, ну, нормально. В принципе, современное искусство действует через подсознание, ты уходишь с выставки, и потом возникают какие-то мысли.

К сожалению, идеальной картинки мирного представления украинского современного искусства на престижных площадках, судя из настроений, ожидать не придется. Впрочем в искусстве чем агрессивнее, тем лучше — железное правило, а специалисты на то и «заканчивали университеты», чтобы уметь составить зi кусочков стекла мозаику или витраж. Просто на 52-ом бьеннале следует готовить сани летом, то есть просто в настоящий момент.

Виктор Хаматов, комиссар от Украины

— Те тенденции, которые сегодня есть в Украине, можно разделить на две части. Первое направление — это художники, которые пытаются реализовать весь инструментарий современного искусства, который сегодня используют на Западе. У кого-то это выходит хуже, лучше, но в любом случае это является вторичным, потому что это во многих случаях реализовано и 20 лет тому назад, и 30. Я пошел здесь, в Венеции, в Музей Пегги Гугенхайм и все это увидел, все, что у нас сегодня делается а ля Запад, то это было и в 20-х, и в 30-х, и в 50-х реализовано, и это образцы все зафиксированы, другое дело, что искусство тоже все время вертится, круговорот таков. И в этом направлении тоже необходимо работать, потому что чем больше мы будем открыты, тем большая достоверность, что и в Украине появится художник, который в этом контексте, современному, универсальному, глобальному арт-просторе может быть первым, опыт есть — украинский, русский авангард 20-х годов, когда это было лучше всего в мире, самое современное и так далее. Это подтверждает и фонд Пинчука, который двигается именно в этом направлении.

Мы проектом Николая Сурка «Деть твои, Украино» попробовали продемонстрировать, что в Украине есть и другое направление, которое ищет определены аутентичные формы, когда идет попытка соединить украинские художественные, народные традиции, такие корневые, базисные вещи в жизни народа, территории, традиций с современным контекстом и инструментарием современного искусства — это фото, видео, перформенс, объекты, инсталляция, хеппенинги и тому подобное. Проект Николая Бабака представлен в этом контексте.

Ольга Петрова, куратор, критик, искусствовед

— Ну вот в прошлом году проект был все-таки солиднее. Я сама поддерживала проект Сурка, я писала об этом и не отрекаюсь, но у него не было пространства, у него не было объемов, его зажали в дом, и это стала такая домашняя сельская выставка. Вы понимаете, что всякое действо нуждается в масштабе, и поставить три больших экрана в маленькое помещение и показывать революцию — оно какое-то такое домашнее стало. И потому идея была на 50, а то и на 60 процентов затерянная, я не знаю или это сознательно так было, может, кто-то так к нам отнесся, как к провинции. Потому что рядом была Турция, блестящий проект турецкий. Вообще, мне кажется, для фестиваля нужен проект, где есть тайна, потому что сама Венеция с блеском ее воды, с люстрами, с отражениями, с какой-то неуверенностью, что кто-то приходит, идет, где-то исчезает, что все к этому относятся как-то нормально, вот сама тайна должна быть. А позитивом является то, что были два альтернативных проекта, и здесь мы должны поблагодарить Пинчуку, безусловно, что Украину развивали и так, и так, и критика опытная итальянская, которая съела не одного персонажа на этом фестивале, я думаю, будут растеряны, хотя не было новых идей в коллекции Пинчука, и она была интернациональной. И это хорошо, что представленная Украина такая патриархальна, чиста, моральна, и Украина такая насмешлива, с тем криминальным фонтаном Васи Цаголова, когда Иван-да-Марья «по понятиям» описывают своего товарища, который в обстановке рококо выглядел такой игрушкой.

Олег Сидор-Гибелинда

— Нужно ли стремиться привезти из бьеннале награды?

— Пытаться всегда нужно, если говорить банальщину, то плохой тот солдат, который не мечтает стать генералом. Но я согласен с этими словами с другой стороны, с точки зрения релятивизма любых наград. Поскольку очень часто случается, что в Каннах или на Венецианском кинофестивале, других праздниках искусств, где существует церемония награждения, всегда пылают очаги амбиций, всегда бушуют страсти и очень часто призы достаются не тем, кто на них действительно заслуживает. Поэтому и к их получению, и к их отсутствию нужно относиться по-философски. По предыдущих бьеннале я знаю, что Таиланд, Австралия, которые произвели на меня очень сильное впечатление, не получили ничего, а получили те, которые лично на меня не произвели никакого впечатления, даже не остались в памяти. Но так состоялись, возможно, это иллюстрирует какие-то тенденции, а может, состояние желудков у господ членов жюри, может и так, с этим также нужно мириться и спокойно к этому относиться, но пытаться всегда нужно. То же было и с нобелевскими лауреатами. Далеко не список нобелевских лауреатов является списком классики ХХ века. Но совсем без них также невозможно. Я считаю, что нужна просто моральная уверенность в своей правоте, у нас она, кажется, есть, в том числе и на этой бьеннале.

Валентина КЛИМЕНКО

Юбилейные торги питерского «АукцЫона» в Киеве
Туркменский гитарист выпустил альбом в Киеве
Поділіться в соцмережах:twitter.com facebook.com blogger.com livejournal.ru
Ще записи на тему
Хотят ли наши девушки перенять феминистический опыт запада?
Хотят ли наши девушки перенять феминистический опыт запада?
Что читают наши дети?
Что читают наши дети?
Залиште коментар!

Коментар буде опубліковано після перевірки

Ви можете ввійти за допомогою свого логіна або зареєструватися тут.

(обязательно)

  • Афіша подій
  • Кіно і Театр
  • Музика
  • Образотворче мистецтво
  • Література
  • Людина і суспільство
  • Мозаїка життя
Останні коментарі
Фантастика Форума
  • GustavoNig » Легко ли быть наблюдателем, когда вокруг творится зло и нельзя вмешаться, навести порядок, защитить? Главный...
Украина победитель Евровидения 2016
  • Stasya » Хто з 2022 року? У 2016 ми ще не знали, що знову виграємо Євробачення!
  • Головна
  • Про сайт
  • Коментарі
  • Контакти
  • Архів
×
Пошук по сайту
© Новини культури та мистецтва, 2025.