
О пути души к истине
До тех пор будет странствовать миром народный философ и баснописец-оборванец Иван Калита, главный герой представления «Небылицы об Иване, найденные в рисованном сундуке с надписями» за киносценарием Ивана Миколайчука в постановке Вадима Сикорского (первой премьеры этого сезона на большой сцене театра имени Марии Заньковецькой), пока не найдет своего счастья-судьбы. «Где-то же оно должно быть», — спрашивает и утверждает герой Юрия Хвостенка Иван. «Небылицы» — материал очень позитивен мировоззренческий и под настроение, простой и глубокий в то же время. Иван не просто ходит по миру, он «грустных увеселяет», «темный люд прозревает», правду ищет и несправедливость исправляет, а также шутит, разыгрывает, «глупый и мудрый — его оружие». Обменивает свою разодранную свиту на барский пиджак, отбивает охоту к бракосочетанию столетней бабе, решает дилемму о том, что более важное — судьба или деньги, принимает соломоновы решения под видом судьи...
И это Иваново путешествие, как и путь каждого из нас, — «путь души к истине», ведь именно об этом «Небылицы», акцентировал Иван Миколайчук.
«Не снятый кадр не сыгранной роли»
Внимание к постановке привлекает сам факт инсценизации киносценария Ивана Миколайчука — впервые на театральной сцене. «Небылицы об Иване, найденные в рисованном сундуке с надписями» Иван Миколайчук создал 1983 года (по просьбе своей племянницы написать сказку), планировал поставить фильм и сыграть в нем главную роль. Однако советская власть вынесла приговор: «Считаем дальнейшую работу бесперспективной». Впоследствии, в 1986 году, разрешение таки поступило, но 3 августа 1987-го Ивана Миколайчука не стало. Образ народного путешествующего философа Ивана Калити, который ищет счастья-судьбы, — одна из не сыгранных ролей Ивана Миколайчука, «не снятый кадр не сыгранной роли» (Лина Костенко). в 1990 году экранизировал «Небылицы.». Борис Ивченко (не слишком одобрительно об этой ленте отзывалась Маричка Миколайчук).
Представление «Небылицы об Иване» появилось в репертуаре театра имени Марии Заньковецькой по счастливому стечению обстоятельств: режиссер Вадим Сикорский натолкнулся на произведение современного автора о таком себе народного философа, а художественный руководитель театра Федор Стригун зато посоветовал свернуть внимания на «Небылице» Ивана Миколайчука. Занькивчане отнеслись к подготовке представления очень ответственно. Режиссер и актеры побывали на Гуцульщини, актеры учились играть на аутентичных народных инструментах (трембита, рог, волынка, свирель, цесарская коза), которые специально для них изготовили мастера. Пригласили на премьеру жену Ивана Миколайчука Маричку Миколайчук, организовали просмотр фильма «Пропала грамота».
Мистерия-притча-повествование-басня
Режиссер Вадим Сикорский создал мистерию-притчу-повествование-басню, нанизанную на философскую канву и испещренную гуцульскими песнями и музыкой, поговорками и присказками. Трогает «буквальное» толкование народного творчества — скажем, интерпретация поговорки «камень за пазухой носить». Удачным является образ баснописца-толкователя (народный артист Украины Богдан Козак), который в то же время появляется на сцене как автор и режиссер, который «направляет» действия актеров и юмористическими вставками оживляет действо, добавляет иронии и драйву.
Событийная текучесть представления, которое длится «под звездным украинским небом» (художник-постановщик Наталья Тарасенко), напоминает прохождение жизни, течение времени. Кажется, что нанизанные эпизоды линейного сказания будут длиться и длиться, в постановке нет яркой кульминации или развязки. Иван-психован (Юрий Хвостенко сумел создать убедительный образ) пришел («откуда иду, меня уже там нет») и пошел, нам будто приоткрыли частицу чьей-то жизни, чтобы мы увидели в нем себя.
«Небылицы об Иване» — представление, о котором на вопрос, понравилась ли, отвечаешь утвердительно и без всяческих «да, но», к которым достаточно часто побуждают современные постановки. Она привычна и не привычна для театра имени Марии Заньковецкой. Вадим Сикорский сумел в пределах традиционной по внешним признакам постановки воплотить эксперимент на уровне внутреннего нерва представления, привлек к созданию действа всех задействованных в спектакле актеров.