
Сцена поражала своей аскетической, если не сказать бедностью, отделок вообще не было. Был только белый фон натянутого, как в кинотеатре, экранной простыни и строка музыкальных нот в уголке на том фоне.
Они задали ритм: послышался бой барабанов, зарев аккордеон, и на сцену выскочили несколько десятков мужчины в черных облегающих костюмах. Их движения были остры и обрывчатые, координация действий четка, всей своей молодецкой статью они будто говорили: «Посмотрите, мы — настоящие мужчины: сильные, ловкие, готовые к бою!». «А мы, — отвечали им в молчаливом танце женщины, — воплощение целомудрия, послуха и красоты». Зал взорвался аплодисментами. Так началось выступление второго и завершающего дня гастролей Национального балета Грузии «Сухишвили». Невзирая на то, что премьера состоялась накануне, а зал Дворца «Украина» — один из наибольших в Киеве, все места все равно были заняты (те, кто об этом не догадывался, безуспешно пытались выпросить «лишних цветов» на входе к зданию).
Описать словами то, что грузинские танцовщики производят ногами, — неблагодарное дело для журналиста, и какой бы он не был объективен, полнота месиджу здесь все равно пострадает. Чтобы представить, что такое народный танец «Сухишвили», стоит осознать одну вещь: мужчина в грузинском обществе — доминанта, он везде первый — и в семье, и на работе, и, соответственно, в танце. Фольклорная программа балета построена на традиционном для грузинской истории нерадивые — воинственности и боевой впалые. Этнографы говорят, что в трудные времена порабощения народ переносит в танец то, чем не может в настоящий момент воспользоваться и что нужно скрыть для грядущих поколений. Таким образом, в танцевальных па кодируются точные удары меча, навыка всадника, тактика нападения и отступления. Именно это составляет основу грузинской танцевальной традиции, которая в большинстве берет свое начало еще с языческих времен, именно это совмещает разные регионы этнической Грузии — от аджарского Черноморъя, визиткой которого есть хоруми, к высокогорью Кавказа с его безумным казбегури. Среди выступлений, которые больше всего понравились зрителям, были шеджибри (то есть соревнование) и ханджулури. Первый — объединяет все самые сложные и самые главные элементы мужского грузинского танца. Еще в начале создания ансамбля его разработал основатель Илико Сухишвили, и с тех пор он не исчезает из репертуара «Сухишвили». Умопомрачительное кручение на коленях (в таком темпе и таким образом танцор делает полный круг по сцене), акробатические трюки, искусное отражение ритма на кончиках пальцев ног, причем корпус остается нерушимым, натянутым, как струна. Подобные элементы украшают и второй танец — ханджлури — с той только разницей, что он превосходит своей сложностью. «Асе даецес!» («Пусть будет уничтожен наш враг!»), — кричат раскрасневшиеся мужчины и из всего размаха втыкают в деревянный настил кинжалы, а затем вертятся и прыгают над ними — без тени страха и сомнения! Так легко и естественно... Зал не выдерживает, люди соскакивают из мест, и здесь начинается. Каждый выдает свой захват как только способный: дамы с воспаленными глазами неистово плещут в ладони, экзальтированные мужчины кричат «Браво!», а те, что, наверно, является ближайшими «родственниками» танцовщиков-«язычников», выдают необычные гортанные крики.
Но есть в грузинском танце и другая традиция — не менее прекрасная и загадочная. Это любовные отношения. В своем воинственном экстазе грузин напоминает молодого зверя, который в одинаковой степени готов завоевывать и врага, и женщины. Она — сударка, он — ястреб, утверждает грузинский фольклор. Но никакого насилия: в ритуальных свадебных танцах мужчина даже не имеет права прикасаться к своей избраннице. В прекрасном осетинском симди рукава его черной чохи (черкески) опущенные так, что закрывают кисти рук, а смысл картули (каким начинался концерт) — надрывно трепетное отношение к женщине. Хочется еще рассказать о танце «самаиа» — поставлен старшим Илико — который показывает триединство обожаемой грузинами царицы Тамары, или о карачохели — когда под удивленный «ах!» зал между мужчинами неожиданно появляется женщина и так же незаметно исчезает, но здесь вспоминается единственный минус выступления «Сухишвили». Такой аннотации, как у меня, и заботливого грузина-толкователя, как у зрительницы впереди, в большинстве собравшихся не было. Может, если бы они имели короткие объяснения относительно каждого выступления, то киевские гастроли смогли бы побить рекорд миланского выступления. А так — грузины заслужили 10 минут безудержных аплодисментов, букеты цветов и национальные флаги на упоминание.
* * *
«Нас приняли очень хорошо. Мы чрезвычайно совету», — поделившийся за несколько минут своими впечатлениями от публики руководитель ансамбля Тенгиз Сухишвили (к слову, он также заметил, что простота сцены — обязательное условие их выступлений). «Здесь чувствуется большое тепло от людей. В России такого нет», — говорит его сын Илико, прежний танцовщик, а теперь балетмейстер труппы (кстати, он учился в ГИТИСе с балетной звездой Владимиром Малаховым, который недавно был в Киеве). В Украину «Сухишвили» прилетели из европейского турне, которое охватывало Венгрию, Германию и Италию. Это юбилейные выступления ансамбля, который уже 60 лет не всходит из сцен мировых театров и концертных холлов. Илико-младший говорит, что в Европе его поразила количество молодежи, которая пришла на концерты: «Ранее такого не было».
В Киеве танцоры «Сухишвили» оттанцевали свыше двух с половиной часов. Невероятно, но по окончанию за сценой они не выглядели истощенными. Шутили, приглашали на вино — такая себе грузинская будничность. А вот что меня больше всего поразило — это кровь на виске 23-летнего Гиорги. «Глупости, кинжалом зацепило», — спокойно реагировал он. Вот такие опасные танцы грузинских мужчин.
P.S. А открыл год Грузии в Украине театр Шота Руставели представлениями Роберта Стуруа «Гамлет» и «Стикс».
Наталья ДМИТРЕНКО