
Раз в году хозяйки в тернопольских селах среди своей многочисленной кухонной посуды тщательным образом осматривают и выбирают один, самый ценный экземпляр. Это - большие глиняные макитры.
Именно у них, рассказала нам ведущая методистка Тернопольского областного методического центра народного творчества Богдана Синенька, хозяйки готовят тесто для пасх.
«Из поколения в поколение в галицких домах была традиция: перед Пасхальными праздниками замешивалось тесто для выпечки пасхи, в таких вот макитрах, - напомнила этнограф. - В пасхальной посуде, преимущественно цилиндрической конфигурации, внутренние стенки обязательно были гладкими, чтобы не приставало тесто».
По словам Богданы Синей, такие макитры, которые в селах еще и до сих пор называют «бабниками», от слова -«стрекоза», то есть - пасха, чем-то напоминают вальцевидные горшки. Их поверхность - чеканная, цвет - естественный, красноватый, случаются и макитры с черным фоном и ухом-держателем сбоку.
На Тернопольщине и в настоящее время во многих селах формы спеченных пасх отличаются в зависимости от формы глиняного сосуда, в которой готовились. Такие формы для выпекания пасх хозяйки перед использованием непременно замачивали. Считалось, что в ином случае во время выпекания форма под воздействием температуры «вытянет» влагу из теста, пасха выйдет сухой и невкусной.
При жизни у галицких женщин-хозяек собиралась не одна такая макитра. Она всегда считалась своеобразным оберегом. Задымленные, пропитанные жиром и запахом многих выпеченных за годы пасх, такие сосуды трепетно оберегались. Более того, они даже передавались в наследство от матери дочери - и так из поколения в поколение, каждый раз дарили семье неповторимое творение и символ Воскресенья - Пасхальную пасху.